Что будет с армянскими машинами

В России начали изымать автомобили на армянских номерах. Что происходит? O_0

Это статья про автомобили, которые стоят на армянском учёте и передвигаются по России. Грустная статья. Про цугцванг (вообще-то шахматный термин, но уже применяется и в быту — как синоним безысходности).
Суть вопроса. Спустя пять с хвостиком лет после начала ввоза автомобилей из Армении в Россию гражданами, проживающими в России, Федеральная таможенная служба РФ (далее по тексту просто — таможня) вдруг осознала, что все это время эта процедура исполнялась совсем не так, как было правильно и нужно, и с отчаянным усердием принялась наводить порядок. Владельцы таких автомобилей попали в ситуацию, при которой что бы они ни сделали далее — все будет ухудшать их положение, наступил так называемый цугцванг, ну, или Кобаяси Мару (если вам «Стартрек» ближе шахмат).

Ну а теперь часть третья — «Месть ситхов таможни»
По порядку. В отдельных регионах РФ начались преследования в отношении владельцев автомобилей с государственными номерными знаками (далее — ГРЗ) союзной — как участника Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Республики Армения. Где-то эти преследования происходят помягче, где-то построже. Так, из Челябинска стали массово поступать сообщения о том, что инспекторы дорожно-патрульной службы начали активно «вылавливать» такие автомобили и оформлять на каждый протоколы по 12 статье КоАП РФ. Преимущественно 12.1 КоАП РФ, в некоторых случаях даже 12.3.КоАП РФ. А из городов Северодвинска и Кургана появилась информация и вовсе об изъятии автомобилей таможней.

Мы постарались объективно изучить факты и узнать о ситуации больше. Обо всем, что узнали — рассказываем.

Первым делом мы поспрашивали владельцев таких автомобилей в группах мессенджеров и соцсетях — и, судя по ответам, в целом по стране все спокойно. Исключения — Урал, Ханты-Мансийский автономный округ и некоторые города (о них ниже). По остальной России на армянских номерах продолжают спокойно ездить. Максимум, что происходило — перепись владельцев и регистрационных данных на автомобили, с дальнейшей передачей этой информации в Центры автоматизированной фиксации административных нарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России (далее — ЦАФАП), дабы такие машины не выпадали из системы начислений штрафов.

В начале года произошел первый прецедент с изъятием автомобиля в административном центре ХМАО — Югре. В том случае владелец передал управление автомобилем другому лицу, что зафиксировал экипаж ДПС, который и направил автомобиль на спецстоянку, а также передал информацию таможне, которая в дальнейшем изъяла автомобиль и после суда продала на торгах.

В марте в Северодвинске (Архангельская область) произошло изъятие двух автомобилей. На известном видеохостинге легко найдете всю историю непосредственно от владельца этих автомобилей. В данном случае таможня сама пришла к владельцу с уведомлением о незаконной растаможке.

Июнь. В Кургане изъяли пять автомобилей. Тут уже владельцев вычисляли по ориентировке от таможни посредством ЦАФАП точечно, экипажами ДПС. Затем автомобили были направлены к управлению Курганской таможни, где были изъяты.

Июль. В Челябинске начали массово останавливать автомобили с армянскими ГРЗ и выписывать протоколы по статьям 12.1 ч.1 либо 12.3 ч.1 КоАП РФ (Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке и Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза соответственно), в некоторых случаях у тех, кто управлял по страховке либо по доверенности, автомобили поместили на специализированные стоянки, откуда владельцы после уплаты штрафа смогут их забрать.
Зона отчуждения
Ну что ж, едем в Курган. Да, действительно: четыре автомобиля изъяты и стоят на стоянке временного хранения, среди списанных автомобилей УВД, и еще один стоит уже на стоянке Росимущества (ныне — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом). Пообщались с тремя владельцами автомобилей с армянскими номерами — все лично ездили в Армению, покупали там машины, в должном порядке оформили на свое имя, сами же въехали на них в РФ, исправно оплачивают налоги и штрафы за эти автомобили и аккуратно ездят. Управляют своими автомобилями также сами. Упреждая глас хейтеров — да, нам повезло найти именно таких, правильных. «Неправильные» нас в реальности по большому счету и не интересуют — их финансовые риски значительно дешевле, а ответственность намного меньше, если она вообще есть.
В данном случае таможня усматривает факт управления собственником (не гражданином Армении) автомобилем, имеющим статус импортного товара, растаможенного в Армении по льготным ставкам, предусмотренным на переходный период вступления в ЕАЭС и, соответственно, не предназначенного к вывозу без уплаты пошлин на ввоз по единому тарифу Таможенного союза.

Это совершенно реальный пример. В его существовании мы убедились лично, как и в том, что он в Кургане не единственный.
Попробуем разобраться в происходящем
Возможных комбинаций владелец — автомобиль с армянскими номерами и учетом в Армении не так много, и рискуют пострадать не все и не в одинаковой степени.

Возможные варианты такие:

1. Автомобиль ввезен и растаможен до 10 октября 2014 года.

2. Автомобиль ввезен в промежутке между 10 октября 2014 года и 01 января 2020 года;

2.1. Автомобиль растаможен по тарифам Армении до вступления в ЕАЭС;

2.2. Автомобиль растаможен по тарифам ЕАЭС.

3. Автомобиль ввезен и растаможен по тарифам ЕАЭС в 2020 году и позже.

4. Автомобиль растаможен как запчасти.

5. Автомобиль ввезен и не растаможен.

Варианты 4 и 5 незаконны, и при должной доказательной базе (если докажут) светят тем, кто такое эксплуатирует, неприятностями, вплоть до соответствующих статей УК РФ и, в некоторых случаях, «посадкой». Рассматривать эти категории более подробно не считаем нужным — с ними и без нас справятся. В народе эти варианты прозвали «фантиками» — за полное отсутствие законных оснований существования. Под «фантики» попадают также «двойники» — когда владельцы покупают комплекты номеров и свидетельств о регистрации от похожего автомобиля. Санкции, если эти факты будут установлены, такие. За передачу права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством, — в соответствии с частью 2 статьи 16.24 КоАП РФ. За подделку документов и использования заведомо подложных документов — в соответствии со статьей 237 УК РФ.

Варианты 1, 2.2 и 3 — полностью законны, кто бы ни владел таким автомобилем, он не рискует вообще ничем и может в любой момент заплатить «утильсбор» и получить привычные ПТС и ГРЗ с регионом по месту прописки либо временной регистрации, предъявленным в МРЭО ГИБДД, после чего управлять им может кто угодно.

Остался пункт 2.1. — самый распространенный, поскольку на этот период пришелся бум ввоза автомобилей на армянских номерах вследствие сравнительно низких цен и богатого ассортимента. Этот же пункт самый проблемный, поскольку действовали сразу две схемы таможенной очистки — по тарифам до вступления в ЕАЭС и по тарифам ЕАЭС. Разобраться в хитросплетении формулировок не смогла даже сама таможня (ни наша, ни армянская).

Как выяснилось только сейчас, если автомобиль ввезен между 2014 и 2020 годами и растаможен по тарифам до вступления Армении в ЕАЭС — то с правовой точки зрения он считается товаром для внутреннего использования в границах Армении и только гражданами Армении. Такова трактовка российской таможни. При этом в Таможенном кодексе ЕАЭС применена иная формулировка — «постоянно проживающими» в ней, но об этом ниже. Такой автомобиль может эксплуатироваться только владельцем-армянином на территории всего ЕАЭС всего лишь с двумя ограничениями — продать либо доверить управлять таким автомобилем он может только в Армении, по остальным странам ЕАЭС должен ездить сам и для продажи вернуть его обратно в Армению.

При этом если таким автомобилем управляет гражданин России либо другой страны-участницы ЕАЭС, Казахстана, например, то ныне таможня считает такие автомобили иностранным товаром, требующим таможенной очистки путем внесения разницы в таможенных платежах между тарифами ЕАЭС и уже уплаченными ранее платежами в казну Армении. Именно по этой причине и забрали автомобили в Кургане.

Основная категория тех, кого преследует российская таможня — граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, которые купили и эксплуатируют автомобиль, купленный в Армении как на территории ЕАЭС, но растаможенный на внутренний рынок Армении. Таких большинство (по некоторым данным — 200 тысяч), и участь большинства будет схожей.
С одной стороны, тексты договора о присоединении Армении к ЕАЭС и Таможенного кодекса ЕАЭС с 2014 года не менялись, и резонный вопрос «куда все смотрели, когда покупали?» вполне справедлив, но тут есть ряд нюансов, требующих внимательного рассмотрения.

1. Таможня в 2014 году не смогла разобраться с ситуацией с автомобилями на армянских номерах. И к итоговому решению пришла только после завершения переходного этапа вступления Армении в ЕАЭС.

1.1 До конца 2019 года на запросы граждан были официальные ответы, что ввоз и эксплуатация таких автомобилей свободны и разрешены.
2. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.04.2014 г. во втором абзаце пункта 40 в разделе «V. Вопросы таможенно-тарифного регулирования» сказано:

«Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств — членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию».

Из чего прямо вытекает, что такие автомобили вообще не должны были покинуть солнечную Армению. А РФ вправе была определить порядок пропускать всех, кого таможня Армении признала легитимными и выпустила без дополнительных проверок.

3. Российская таможня, в свою очередь, тоже не выполнила п. 33 Договора о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.04.2014 г.: «В отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств — членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей — совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения». При том, что на внешних границах этот механизм отточен, и в регламенте у сотрудника таможни есть 10 минут на то, чтобы установить статус ввозимого автомобиля, стоящего перед ним (Письмо Федеральной таможенной службы от 1 октября 2010 г. № 01-11/47866 «О совершении таможенных операций и таможенном контроле автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации», пункты 9 и 10). Из чего можно сделать вывод, что ресурсы у нашей таможни на это есть, но почему-то выполнено это положение не было.

Печально, но информирования о том, что ранее мы все ошибались, а теперь мы (имеется в виду таможня) нашли ошибку — не было, как не была дана владельцам возможность исправить ситуацию (доплатить пошлину, вывезти машины на тех же условиях, какие были на момент ввоза и т. п.). Просто начались «облавы» — где с конфискацией, где пока с оформлением протоколов или просто переписью будущих целей.

4. Гражданин РФ, согласно Таможенному Кодексу РФ, при ввозе автомобиля, имеющего статус иностранного товара, обязан или оформить временный ввоз, или в течение 10 дней заплатить все пошлины и получить российские номера и ПТС. Но в отношении автомобилей из Армении российская таможня отказывалась оформлять подобный документ, ссылаясь на то, что это будет нарушением таможенного законодательства ЕАЭС. В Таможенном кодексе ЕАЭС в ст. 264 действительно достаточно четко прописан этот момент, но там в основном все про иностранцев. Зато там прописано, кому можно передавать такой автомобиль и в каких случаях, что фактически ставит под запрет продажу такого автомобиля по доверенности.

5. Каждый, кто разбирался самостоятельно в документах ЕАЭС, относящихся к ввозу автомобиля, руководствовались тремя основными документами — Таможенный кодекс РФ, Таможенный кодекс ЕАЭС и Договор о присоединении к ЕАЭС Армении. И наверняка обращали внимание на интересную формулировку — «постоянно проживающий». Но ее толкования в части того, в каком статусе пребывает гражданин РФ, приехав в Армению и сделав прописку (это требовалось для оформления сделки купли-продажи), скорее всего не нашел. Данная формулировка присутствует в российском законодательстве в 115-ФЗ от 25.07.2002 г «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в статье 2, абз.11: «постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство». Но аналогичная расшифровка формулировки в ТК ЕАЭС отсутствует. При этом фактом постоянного проживания гражданина РФ по конкретному адресу в РФ считается штамп в паспорте с пропиской (либо бланк временной регистрации), а все жители стран — участниц ЕАЭС приравнены в правах этой странной формулировкой. Странной, поскольку под ней может оказаться гражданин любой страны, входящей в ЕАЭС, и при этом не считаться иностранным гражданином, но проживать в соседствующей республике без ограничений. Вопрос, кого и по каким критериям тогда считать «постоянно проживающим» и как это документально подтвердить, до сих пор открыт.

Читать еще:  Как работает знак стоянка запрещена

В 2018 году, когда мы приехали в Армению, ответы таможни и регистрационного отдела в самом Ереване были одинаковы — прописка на территории Армении, оформленная на небольшом квитке (который, кстати, забрали при регистрации машины на учет), это достаточный аргумент и продать машину, и зарегистрировать, и использовать на территории всего ЕАЭС.

А еще есть не определенные точно моменты — например:

— Каждый владелец автомобиля на армянском учете обязан платить налоги в казну Армении. Можно ли его признать налоговым резидентом? В РФ быть налоговым резидентом может любой, но должен в течение года 183 дня находиться на территории РФ, отсчет идет с момента пересечения границы. В случае с ЕАЭС — никаких штампов при пересечении границы Союза не предусмотрено. В Армению запросто можно улететь по внутреннему паспорту РФ. И платить транспортный налог, не вставая с дивана.

К тому же нигде в документах не указывается, как был растаможен автомобиль, по каким тарифам и ставкам. Проверяется это при постановке автомобиля на учет в Армении, но информация владельцу даже не озвучивается (если специально не попросить). На сайте таможни по вин/фрейм можно только узнать, когда автомобиль выпущен с таможни. Стало быть, предусмотрено, что об этом позаботятся представители власти — те, кто ставят на учет, не дадут это сделать при отсутствии таможенной очистки, а таможня не выпустит из страны без доплаты пошлин… Это что касается ввоза автомобиля.

В том, что касается эксплуатации таких автомобилей на территории РФ гражданами РФ, тоже есть спорные и неясные моменты, например:

— протоколы по 12.1 ч.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» противоречат Постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 26.04.2020) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее просто ПП №938) :

п. 2(1). «Регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории государств — членов Евразийского экономического союза или временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более шести месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков без резервирования за юридическими или физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Порядки выдачи таких знаков устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией».

То есть все признаки того, что автомобиль все-таки зарегистрирован надлежащим образом на таможенной территории ЕАЭС. Некорректно растаможен — да, тут, пожалуй, спорить бессмысленно (но в данном случае было бы неплохо доказать умысел в совершении этого правонарушения, КоАП 2.2), но оформлен при этом в полном порядке: на автомобиле стоят ГРЗ, считываемые камерами, есть свидетельство о регистрации, есть страховка. Штрафы и налоги уплачиваются в совершенно штатном режиме.

Протоколы по 12.3, ч.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства» вызывают сомнения в правильности их применения, так как автомобиль оформлен как положено, временный ввоз для такого варианта таможня не предусмотрела, и какие в этом случае надо иметь документы — тоже.

По обоим случаям применения статей сейчас нет правоприменительной практики — чтобы понимать, как правильно действовать владельцу в случаях, когда протокол будут выписывать инспекторы ДПС. Остается ждать судов и вынесенных по этим случаям решений и надеяться, что неустранимые сомнения растолкуют в пользу обвиняемых. А также докажут, в чем провинились все, кто попал в капкан таможни без объявления смены линии поведения.

По факту Курганской и Архангельской таможней предложен только один рабочий вариант решения проблемы — конфискация и дальнейшая реализация с торгов. Предлагаемые в Кургане реэкспорт и доплата разницы таможенных платежей фактически не даст владельцу ни ПТС, ни российских номеров (по крайней мере до 2023 года), поскольку регистрацию автомобиля в Армении таможня, судя по ответам, не считает регистрацией вообще, и в соответствии с принятыми у нас правилами будет требовать и Евро-5, и кнопку ГЛОНАСС, и утильсбор к доплате в таможенных платежах как при первичной регистрации. А машины на стоянке временного хранения явно «непроходные» — ни по возрасту, ни по экоклассу…

Что остается в сухом остатке, что теперь делать тем, кто владеет такими автомобилями?

Как вариант, в 2023 году все автомобили, ввезенные с 2014 по 2020 годы, станут «проходными» для регистрации как товар ЕАЭС. Они перестанут считаться импортными и их можно будет легализовать путем оплаты утилизационного сбора. Пока меньшее из зол (на взгляд автора) — поставить машину на прикол до понимания развития ситуации и держать нос по ветру.

Вот и получается: сейчас владельцу автомобиля с армянскими номерами любой выбор действий грозит проблемами.

1. Продать и забыть. Можно, но потом придется вернуть деньги покупателю, когда его машину арестуют, а с вас спросят доплату таможенных платежей, да еще и выдумают наказание за утрату предмета их интересов.

2. Разобрать на запчасти. Тоже вариант возможный, но если не повесят утрату, то повесят растаможку запчастей — по ставкам конструктора, например.

3. Перегнать в Армению обратно и там продать. Можно, но вероятность вляпаться на «спецоперацию» (ДПС и таможни) и потерять машину в пути пока довольно велика, да и границы по пути в Армению закрыты. А автовоз даже до Верхнего Ларса с Урала обойдется скорее всего примерно в стоимость самой машины. Да, и если удастся выбить возможность временного ввоза, для вывоза придется заплатить депозит в размере доплаты пошлин (который когда-нибудь, наверное, вернут).

4. Спрятать до 2023 года — самый дешевый вариант, чтобы не попасть в поле зрения всяких списков для выставления потом штрафов, и переждать бурю. Но за эти два с хвостиком года наверняка придумают еще какие-нибудь гонения на такие автомобили. Да и зарыть немаленькую сумму денег не многим под силу, есть же и те, кто в кредит эти машины взял, чтобы возить свою большую семью.

5. Растаможить, как положено, получить российские ПТС и номера желающих будет мало. Суммы растаможивания «непроходных» машин крайне негуманны.

Ни одного приемлемого варианта, и каждый хуже предыдущего — цугцванг как он есть.

Заехали в тупик. Что ждет российских владельцев автомобилей с армянскими номерами

Владельцы автомобилей с армянскими номерами стучат во все двери высоких кабинетов, чтобы не лишиться своих машин.

Первые сообщения о задержаниях автомобилей с государственными номерами Республики Армения появились в публичном пространстве 1 июля прошлого года. Инспекторы ГИБДД сразу в нескольких регионах России принялись останавливать такие машины и в случае, если за рулем находился не гражданин братской республики, в соответствии с частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ выписывали на водителя штраф за отсутствие необходимых регистрационных и таможенных документов. В отдельных случаях полицейские также отправляли авто на штрафстоянку, что позволяет делать эта статья административного кодекса.

Практика довольно быстро распространилась по стране и всколыхнула общественность, так как по нашим дорогам сейчас ездит порядка 300 тыс. таких автомобилей. Люди, купившие машины в Армении, оказались в положении виноватых с реальной перспективой потерять собственность, за которую они заплатили. И это притом, что никаких преград для покупки авто в Армении и их эксплуатации на территории России прежде не было. Более того, на многочисленные запросы автовладельцев имеются официальные ответы из таможенных и правоохранительных органов, которые прямо указывали, что ограничений в перемещении армянских машин по нашим дорогам нет. Таких документов на бланках госструктур масса в открытом доступе в интернете, и наличие этих бумаг никто не отрицает. И вот такой поворот. Вернее, тупик. А, как известно, вырулить из него можно, только сдав задним ходом до места разворота.

Трагедия положений

История началась в 2015 году, когда был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Армения стала членом союза почти одновременно с Россией, Беларусью и Казахстаном. Позже в организацию вошел Кыргызстан. Естественно, что в момент создания ЕАЭС во всех странах были разные пошлины на импортные автомобили. Чтобы привести все к общему знаменателю, требовалось время.

Таким образом, Армения получила льготы на растаможку импортных автомобилей, но вместе с этим правом были и обязанности, о которых продавцы авто с армянскими номерами покупателям почему-то не сильно рассказывали. В частности, импортные автомобили, согласно договору, имеют статус иностранных товаров, из чего следует, что «Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств – членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения… Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию» (Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписан в г. Минске 10 октября 2014 года (ред. от 11 апреля 2017 года)).

Проще говоря, иномарки, прибывшие в Армению, должны оставаться в Армении. Исключение составляют только те машины, на которых ездят сами владельцы, в обязательном порядке граждане этого государства – они имеют право беспрепятственно перемещаться на своих авто по территории стран, входящих в ЕАЭС.

Как следует из дальнейшего развития событий, Армения своих обязательств в плане сдерживания экспансии дешевых иномарок в Россию и Казахстан не выполнила.

Первыми «щель в заборе» заметили профессиональные перекупщики. Они очень быстро поняли, что в Армении можно приобрести автомобили по ценам в полтора-два раза ниже, чем в России, и открыли новое направление бизнеса. Ехали в братскую республику, оформляли машины по доверенности и возвращались на Родину.

Ну и как же без дополнительных «плюшек»? За армянские иномарки не надо было платить транспортный налог, и регистрационные номера братской республики не читаются нашими комплексами фотовидеофиксации нарушений – гоняй как хочешь. Это, кстати, сослужило плохую службу всем владельцам армянских иномарок – российские автолюбители люто невзлюбили хитрых и безнаказанных лихачей, что существенно снизило общественную поддержку хозяев машин из Армении в трудное время, то есть сейчас.

Главными же козырями в покупке авто в Республике Армения выступали те самые ответы из официальных структур, где говорилось о законности их использования, и фактор 2023 года, когда все товары Армении автоматически станут товарами Таможенного союза, что позволит зарегистрировать машины в России без растаможки.

Относительно второго пункта все верно. А вот с первым – проблема. Непонятно, чем руководствовались наши официальные органы, когда направо и налево выдавали ответы об отсутствии ограничений на пользование в нашей стране иномарками из Армении. Мнения автоэкспертов расходятся. Одни склоняются к тому, что сверхлояльное отношение к армянским иномаркам было продиктовано политическими мотивами: чтобы не портить отношения с нашим союзником. Другие списывают эту чехарду на неповоротливость бюрократической машины, не позволившей быстро и правильно свести требования ЕАЭС и российское законодательство. Как бы там ни было, но результат таков, что следом за профессиональными автокупцами в Армению устремились простые россияне, которые увидели редкую возможность купить хорошее и задешево. Дальше – больше, и вот уже по дорогам России колесит порядка 300 тыс. машин с армянскими номерами. А потом пришел 2020-й, когда был подписан Протокол о внесении изменений в Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, который, как говорится, закрыл лавочку: Армения начала применять в отношении транспортных средств ставки ввозных таможенных пошлин, установленные ЕТТ ЕАЭС. Покупать там машины стало невыгодно, и тема затихла сама собой. Чего нельзя сказать об армии армянских иномарок, ввезенных в Россию раньше. Здесь все, напротив, накалилось до предела – ГИБДД в полном соответствии с законом стала тормозить машины с номерами «АМ». Автовладельцы принялись записывать видеообращения на имя президента РФ с мольбой о помощи.

Полный цугцванг

В шахматах есть такое положение, в котором любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции. Называется оно цугцванг. Именно это труднопроизносимое понятие полностью передает ситуацию, в которой оказались владельцы машин с армянскими номерами.

Сейчас любой из них каждую минуту, что находится на дороге, рискует попасть в поле зрения сотрудников ГИБДД и нажить кучу неприятностей, вплоть до потери транспортного средства – случаи продажи армянских иномарок с торгов у нас в стране уже были. Выходов немного, и все они дорогостоящие:

Читать еще:  Знак внимание пешеходы

Первый – зарегистрировать автомобиль в соответствии с требованиями российского законодательства. Это значит, что владельцу придется оплатить таможенную пошлину, которая в разы превышает цену машины. Понятно, что такая возможность есть у очень малого процента этой категории граждан.

Второй способ – поставить машину в гараж и не трогать ее до 2023 года, когда можно будет оформить авто без растаможки. Этот путь тоже нельзя назвать гуманным.

Третий – поехать в Армению и там продать свой автомобиль. Тут есть подводные камни, потому что сначала надо туда доехать, а это будет сделать непросто ввиду наличия на трассах сотрудников ГИБДД, которые не дремлют. Но и те, кто доберется до границы с братским государством, вряд ли останутся в выигрыше, так как цена на машины резко упала и продать, а не отдать свою «ласточку» будет очень проблематично.

Четвертый – реализовать машину на запчасти. При всей внешней логичности этого пути он категорически не рекомендован, так как машина ввезена, документы оформлены, следовательно, нет никакой гарантии, что потом к гражданину не придут из официальных структур и не потребуют предъявить товар, который по закону нельзя никому передавать и тем более разбирать на составляющие.

Пятый – поехать в Армению и получить гражданство этой страны. Тоже, стоит признаться, не самый простой и дешевый вариант сохранения возможности ездить на машине.

Кажется, спасения нет. Тем более если учесть приобретенный негативный имидж владельцев армянских машин, а значит, на поддержку широких масс шоферской братии рассчитывать не приходится.

– В 2020 году вступили в силу изменения в Договоре о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу. Там есть формулировка: «Распоряжаться автомобилем, прошедшим регистрацию в Армении, имеет право только гражданин Армении или лицо, постоянно проживающее на территории Армении». В данной ситуации владелец должен зарегистрировать свое транспортное средство в течение 10 дней с момента прибытия на территорию России, притом что на авто будут перемещаться по стране дольше года, – категоричен в своем мнении президент Союза транспортников Кубани Иван Петров.

Но тут на помощь отчаявшимся автовладельцам пришли депутаты.

Равнение на Нур-Султан

– Мне поступают письма с просьбами о помощи от владельцев автомобилей с государственными регистрационными знаками Республики Армения со всех концов страны. Обращений тысячи. Среди них большинство от граждан, которые купили машины именно из-за их низкой стоимости и для личного пользования, а теперь эти люди оказались заложниками ситуации. Естественно, мы не имеем права оставаться в стороне и будем прилагать все усилия, чтобы изменить положение вещей, – говорит депутат Государственной Думы РФ Светлана Бессараб. – Вместе с группой депутатов мы уже ведем работу в данном направлении и предлагаем применить у нас опыт Казахстана, где проблему успешно решили. Там было объявлено, что все армянские леворульные автомобили можно поставить на временный учет всего за 11 тысяч тенге – порядка 2 тысяч рублей. Владелец машины в итоге получал регистрационный номер государственного образца, но желтого цвета и не имел права продавать автомобиль, кроме как обратно в Республику Армению. Таким образом сразу сняли вопрос с оплатой транспортного налога, а кроме того, системы фиксации нарушений стали «видеть» эти машины. По сути, в Казахстане очень эффективно, быстро и без существенных затрат для граждан ввели в правовое поле порядка 22 тысяч машин с армянскими номерами и не ущемили права их владельцев. У нас проблема глобальнее, но и опыт Казахстана вполне применим. Главное при решении этой задачи поставить во главу угла интересы наших граждан, которые не по своей воле оказались в трудном положении.

Данная инициатива имеет значительные шансы на успех, что, как это ни удивительно, вызвало немало негативных отзывов. В основном люди выражали недовольство по поводу уравниловки: мол, перекупщики наварились, лихачи нарушили все, что возможно, а теперь им все простят.

– Мне абсолютно понятна позиция людей, которые выступают против предложения пойти по пути Казахстана в вопросе решения проблемы машин с армянскими номерами. Не секрет, что немало оборотистых граждан воспользовались лазейками в законах и неповоротливостью бюрократического аппарата для личного обогащения. Но в данном случае я предлагаю вспомнить высказывание императрицы Екатерины II: «Лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного». Очень много людей поехали за машинами в Армению с последними деньгами. А нередко и с кредитными. Для них машина – единственный способ заработка. И, на мой взгляд, совершенно недопустимо их ущемлять, – комментирует депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Денис Хмелевской. – Но даже в случае принятия казахского пути я не стал бы ставить точку в этой истории. Необходимо найти виновных в том, что эта ситуация вообще стала возможной. Ведь имеется масса официальных ответов и разъяснений государственных органов, где черным по белому сказано, что никаких ограничений для машин с армянскими номерами в России нет. А потом эти же чиновники очень быстро, что называется, «переобулись» и заняли совершенно противоположную позицию. Но ведь к тому времени у нас уже были сотни тысяч пострадавших. Что это: безответственность, некомпетентность, умысел ответственных лиц? В этом должны разобраться компетентные органы и дать ответ, потому что только жесткая реакция на подобные кульбиты является гарантией, что такая проблема не возникнет снова.

Исходя из динамики развития ситуации, можно лишь делать прогнозы о судьбе владельцев армянских иномарок. Наиболее предпочтительным и логичным выглядит поход по пути Казахстана. Тем более что практически все депутаты, вне зависимости от партийной принадлежности, настаивают на необходимости всем помочь. В общем, можно считать, что проблема будет решена в ближайшие месяцы. По крайней мере, очень хочется в это верить.

Как ездить на армянских номерах в России в 2021 году

Уже больше пяти лет россияне ввозят автомобили из Армении. Странно, но только сейчас таможенная служба РФ осознала, что все это время законная процедура ввоза нарушалась. В результате владельцы авто попали в безвыходное положение, поскольку здесь невозможно действовать по закону.

Почему в 2021 году в России армянские номера на машинах вне закона

По закону автомобили с армянскими номерами попадали в Россию в случаях, когда их растаможивали до 10.10. 2014-го или после 2020 года. Кроме того, закон не нарушается, если данная процедура была выполнена с 10.10.14 по 01.01.20-го по тарифам ЕАЭС.

С другой стороны, самым распространенным вариантом растаможки является процедура, выполненная в такой же промежуток времени, но по тарифам Армении. Такой вариант ввоза автомобилей был привлекательным из-за наиболее выгодной цены.

При этом до 2019 года российская таможенная служба не считала такие действия нарушением закона. Но после того, как заинтересованные люди заработали на ввозе авто, проявились двойные стандарты. Поэтому не удивительно, что уже в 2020-м профильная организация кардинально изменила свое мнение.

Представители власти объясняют такие изменения тем, что автомобиль с армянскими номерами является иностранным товаром, поэтому здесь требуется возместить разницу по налогам и таможенной пошлине. С другой стороны, из-за путаницы в трактовке законодательства автомобиль, растаможенный по тарифам Армении, можно эксплуатировать только внутри этой страны.

По договору вступления кавказской республики в ЕАЭС, российская таможня еще на границе должна была контролировать въезд таких авто, взимая дополнительные платежи. На практике это не выполнялось. Все эти годы такие машины ездили по российским дорогам на «законных» основаниях. Сейчас неожиданно они оказались вне закона без всякой возможности узаконить их на щадящих условиях.

Сейчас ГИБДД штрафует таких водителей по части 1 статьи 12.1, 12.3 КоАП РФ. При первом нарушении административное взыскание составляет всего 500-800 рублей. Если нарушителя оставят вторично, то сумма штрафа вырастает до 5000 рублей. Кроме того, при таких обстоятельствах можно лишиться прав на три месяца. Это аргументируется отсутствием необходимых документов.

Можно ли сегодня ездить на армянских номерах в РФ без штрафа и конфискации – последние новости

По российским законам ездить на авто с номерами Армении допускается. Делать это можно на протяжении ограниченного промежутка времени и то не всем. В основном, это касается машин, которые передвигаются между разными странами. При этом у водителя должно быть документальное подтверждение постоянного места жительства в Армении.

Правила передвижения, если авто на армянском учете

Ездить на автомобиле, который имеет иностранную регистрацию, разрешается в России не больше одного года. Именно тогда машина на армянских номерах считается участником международного движения.

Кроме того, после получения паспорта технического состояния авто на таможне российским владельцем на старых армянских номерах можно ездить на протяжении 10 дней. За это время владелец обязан поставить машину на российский учет в Госавтоинспекции.

Практически до 2019 года для официального ввоза и эксплуатации авто с армянскими номерами не было никаких преград.

Способы легализовать ТС

Найти выход из сложившейся проблемной ситуации можно с помощью некоторых, мягко говоря невыгодных, способов.

Специалисты предлагают следующие решения:

  1. Выждать время, когда изменится законодательство. Например, в 2023 году можно будет вполне законно зарегистрировать авто как товар ЕАЭС. При таких обстоятельствах машина перестанет считаться импортной, поэтому не нужно будет платить за растаможку. До этого момента транспортное средство нужно держать внутри гаража, так как существует риск, что все пойдет не так, как ожидается.
  2. Зарегистрировать авто по российскому законодательству, получив соответствующие документы. При таких обстоятельствах передвигаться на нем можно будет вполне законно. Главным недостатком здесь будет огромные материальные затраты.
  3. Продать машину на запчасти. Такие действия являются незаконными, поэтому здесь существует риск попадания под санкции представителей власти.
  4. Получить армянское гражданство. Такая процедура не просто требует больших материальных и временных затрат, но и, конечно, автомобиль того не стоит.
  5. Продать на территории Армении. Здесь могут возникнуть две проблемы. Во-первых, туда еще нужно доехать по российским дорогам, которые контролируют сотрудники ГИБДД. Во-вторых, вряд ли удастся выручить хорошие деньги.

Описанные выше способы решения проблемы являются крайне сомнительными. Ни один из них нельзя считать нормальным, поскольку выбор любого грозит владельцу еще большими проблемами.

Что будет, если россиянину купить авто в Армении и не поменять номера

Совсем недавно владельцы автомобилей с армянскими номерами столкнулись с жесткими репрессиями со стороны таможенной службы и ГИБДД.

Представители власти стали массово останавливать такие машины, проверять наличие таможенных документов и выписывать постановления о штрафах. При этом они опирались на статьи 12.1; 12.3; 16.2 КоАП РФ.

Помимо денежного взыскания, автомобили изымали и помещали на специализированную штрафную площадку. После Федеральная таможенная служба требует от владельцев немыслимых доплат.

Владельцы таких машин столкнулись с реальной перспективой потерять свою собственность.

До сегодняшнего дня владельцам проблемных авто не дают возможность каким-либо приемлемым способом исправить ситуацию. Сейчас попросту устраиваются облавы на машины с армянскими номерами. Доплатить небольшую пошлину, вывезти транспортное средство назад не представляется возможным. Эксплуатация армянских автомобилей российскими гражданами на территории РФ связана с множеством спорных моментов, неясностей.

Поэтому законно ездить по российским дорогам можно только при оформлении авто на таможне, в подразделениях ГИБДД Российской Федерации. В противном случае можно столкнуться с конфискацией и реализацией автомобиля с торгов.

Таким образом, ездить в России на армянских номерах законно можно только ограниченный промежуток времени. Российским гражданам дается только 10 дней на оформление таких машин по законам РФ. А пока «партизанам» остается ждать 23-го года или амнистии для бедных машин-иностранок.

«Продам без торга». Чем обернулась для воронежцев покупка «армянских» авто

«Продам без торга». Чем обернулась для воронежцев покупка «армянских» авто

Летом 2020 года в Сети появились многочисленные сообщения об «охоте» ГИБДД на владельцев машин с армянскими номерами. Водителей стали чаще останавливать, штрафовать – у них даже изымали авто и перемещали на штрафстоянку.

Отчаявшиеся автовладельцы подготовили петицию президенту Владимиру Путину с просьбой «позволить россиянам поставить на учет в РФ автомобили, купленные в республике Армения». Ее подписали около 8,9 тыс. человек. Воронежские водители записали отдельное видеообращение к президенту. Корреспондент РИА «Воронеж» попыталась разобраться в непростой ситуации и в том, что делать владельцам «армянских» машин.

Почему россияне охотно покупали автомобили с армянскими номерами?

В 2014 году Республика Армения вступила в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который, помимо нее, объединяет Россию, Беларусь, Казахстан и Киргизию. В 2017 году на территории союза начал действовать режим беспошлинной торговли. В то же время на территории Армении с 2017-го по 2020 год действовали свои, льготные таможенные пошлины. Многие россияне устремились в Армению, чтобы купить новые иномарки по более низким ценам, оплатить пошлины по армянским ставкам, а при пересечении границы не декларировать машину и не оформлять временный ввоз.

В России владельцам машин из Армении не нужно было оплачивать транспортный налог. Некоторых подкупало и то, что армянские госномера (как и другие иностранные) «не видят» дорожные камеры. Поэтому, даже если водители нарушали ПДД, «письма счастья» им не приходили.

Читать еще:  Пластиковая крышка на прицеп своими руками

Но с 1 января 2020 года таможенные пошлины в Армении сравнялись с пошлинами в остальных странах ЕАЭС, поэтому пригонять иномарки из другого государства россиянам стало невыгодно.

Сейчас в России около 300 тыс. авто, завезенных из Армении. Основатель общественного движения «Дорожный контроль» Вадим Серов отметил, что машин с армянскими номерами и в Воронеже «много – на улицах просто бум».

В чем проблема?

Еще недавно Федеральная таможенная служба сообщала россиянам, собиравшимся купить авто в Армении, что такие машины при временном ввозе ни декларированию, ни таможенному контролю не подлежат. А с 2020 года уже ввезенные машины с армянскими номерами стали считаться иностранными товарами. Информацию об этом в сентябре на своем сайте опубликовала Госавтоинспекция. Теперь ввозить иномарки и пользоваться ими можно только после оплаты таможенной пошлины.

Поставить иномарку на российский учет необходимо в течение 10 дней с момента ввоза в РФ. Для перерегистрации, а также получения российского паспорта транспортного средства понадобится доплатить разницу в таможенных платежах. Ее размер может в два-три и даже четыре раза превышать стоимость машины.

Тем, кто проигнорировал новые требования закона и продолжает ездить без регистрации, грозят штрафы по статьям КоАП. Так, по ст. 12.1 (управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке) придется заплатить 500–800 рублей, а при повторном нарушении водителя ждет штраф 5 тыс. рублей или лишение прав. Могут оштрафовать и по статье 12.3 (управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД). Санкция – 500 рублей штрафа либо конфискация машины на штрафстоянку.

С лета владельцы армянских авто начали жаловаться на регулярные штрафы и даже изъятие автомобилей. Порой сотрудники ГИБДД останавливали на трассе машины с многодетными семьями – транспорт отвозили на штрафстоянку, а семья с детьми оставалась на дороге.

Как отреагировали водители?

Воронежские владельцы машин с армянскими номерами стали массово продавать свои иномарки за бесценок, часто – через сайты бесплатных объявлений. Некоторые объявления сопровождают комментарии вроде «Очень срочно, торга не будет».

– В ГИБДД говорят, что автомобиль надо ставить на учет. Но я пока езжу по доверенности, машина зарегистрирована в Армении. Я не стал ее регистрировать на себя. Можно ли ездить на этой машине после покупки? Кто-то говорит, что да, кто-то – что нет, – разоткровенничался в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» один из водителей, выставивших на продажу иномарку.

Те, кто потерял надежду продать свою машину целиком, продают по запчастям через многочисленные фирмы скупки автомобилей. В одной из них рассказали, что количество продаваемых в последнее время автомобилей с армянскими номерами выросло в шесть раз:

– Люди избавляются от этого барахла, чего и следовало ожидать, но просят за них почти рыночную цену. Мы покупаем такие машины только на разбор.

Адвокат Владимир Сорокин считает, что у владельцев авто с армянскими номерами несколько вариантов: продать машину другому человеку, продать на запчасти; наконец, перегнать в Армению и продать там, «но самый законный путь – растаможить авто и получить российский ПТС».

– Еще один вариант – спрятать автомобиль до 2023 года. В 2023-м такие автомобили после уплаты утилизационного сбора получат законный статус на территории России как товары ЕАЭС. Они перестанут считаться импортными, их можно будет легализовать, – отметил адвокат.

Воронежец Армен (имя изменено) – инвалид первой группы, у него нет ноги. Помимо этого, мужчина через день вынужден ездить в больницу и посещать процедуру гемодиализа, которая помогает очищать кровь, – его почки не работают. Он долго выбирал автомобиль, но ничего подходящего на российском авторынке найти не мог. Сейчас его выручает японский минивэн, который ему привезли из Армении. На российском рынке аналогов ему нет. К иностранным номерам Армену не привыкать – он 18 лет ездил на автомобиле с туркменскими.

– Для меня главное – комфорт. Я в этом минивэне сам сижу за рулем, могу с помощью подъемника самостоятельно спускаться на инвалидной коляске. В автомобиле есть даже биотуалет. Моя машина помогает мне чувствовать себя независимым от других, – признался Армен.

Мужчина уверен, что правительство должно пойти навстречу владельцам иномарок с армянскими номерами:

– Если нам скажут, что наши автомобили незаконны, то пусть дадут возможность бесплатно поставить их на российский учет. Мы готовы платить налоги. Но оплачивать растаможку я не собираюсь. Для этого мне нужно заплатить вчетверо больше, чем стоила машина, – почти 1 млн рублей. Проще облить ее бензином и поджечь.

В семье Юрия (имя изменено) двое детей. Год назад он купил в Армении большой восьмиместный минивэн. Перед покупкой иномарки взял кредит. Юрий также утверждает, что в России нет адекватных аналогов этому автомобилю:

– Либо автомобили далеко за миллион рублей, либо «Газель». Когда мы нашли минивэн в Армении, он был в два раза дешевле.

Перед покупкой авто мужчина тщательно изучил в Сети ответы ГИБДД и Федеральной таможенной службы.

– Речь шла о том, что, для того чтобы перемещаться по России на автомобилях из Армении, вставать на российский учет не нужно…

После покупки машины Юрий пересек границу в Верхнем Ларсе. По его словам, на таможне никто не говорил о том, что иномарку нужно декларировать.

– Я ездил в Центр видеофиксации административных правонарушений узнать про штрафы. Но штрафов у меня нет, – рассказал автовладелец.

Юрий поставил свой автомобиль на «прикол». Передвигаться на нем по городу опасается:

– Мне не хочется, чтобы автомобиль конфисковали и поставили на штрафстоянку. Таких машин, как у меня, в Воронеже огромное количество. Мы ждем судебной практики – что будет дальше. Если суды будут вставать на сторону автолюбителей, значит, ГИБДД и ФТС сядут за стол переговоров и обсудят инциденты, которые на данный момент имеют место со всеми автомобилями на иностранном учете.

У отца троих детей Алексея ситуация похожая. Он целенаправленно выбирал вместительный автомобиль для своей большой семьи. В Армении приобрел недорогой минивэн, взяв под эту покупку потребительский кредит.

– Я хотел для своих детей безопасный, комфортабельный и надежный автомобиль. И такой, чтобы зимой в нем можно было перевозить санки, снегокаты, летом – велосипеды, самокаты. Стоимость аналогичной машины на внутреннем рынке России запредельна для бюджета нашей семьи. Скажу честно, покупать новую «Газель» в автосалоне стоимостью более 1 млн рублей не планировал. Если бы на внутреннем рынке России были в продаже конкурентоспособные автомобили по доступной цене, думаю, многие бы не поехали в Армению, – рассудил Алексей.

На границе его никто не просил пройти процедуру по таможенному декларированию, оформлению временного ввоза и растаможиванию. Машину Алексей провозил по «зеленому коридору»:

– Его суть в том, что на таможне товар не декларируется. На конец июля, в то время, когда к владельцам автомобилей, стоящих на учете в Армении, уже были вопросы у ГИБДД РФ и ФТС РФ, через этот «коридор» проходили фуры с машинами из Армении. С 2017 по 2020 год через границу проезжали тысячи автомобилей, которые ввозили граждане России.

Алексей считает, что сотрудники ГИБДД в Воронежской области к владельцам иномарок на армянском учете пока настроены лояльно – в отличие, например, от ГИБДД Краснодарского края, Челябинской области.

Чтобы растаможить автомобиль, мужчине придется заплатить 1,4 млн рублей.

– Нас обвиняют в том, что мы контрабандисты. Если бы я знал, что по прошествии полутора лет буду вне закона, естественно, не поехал бы в Армению за машиной. Кроме того, я рискнул заемными средствами, – отметил Алексей.

Алексей стал инициатором видеообращения к президенту Владимиру Путину, которое записали воронежцы.

– Отсутствие необходимости декларирования и оформления временного ввоза в отношении автомобилей, стоящих на учете в Армении, неоднократно подтверждала ФТС. Ее сотрудники, ссылаясь на Таможенный кодекс ЕАЭС, поясняли, что транспортные средства, зарегистрированные в государствах – членах ЕАЭС, перемещаемые через таможенную границу гражданами для личного пользования, не подлежат декларированию и растаможиванию на территории РФ. Опираясь на эту информацию, сотни тысяч граждан приобрели автомобили в Армении, – сообщил в видеообращении Алексей.

Он добавил, что владельцы армянских номеров «стали заложниками двойных стандартов ФТС и ГИБДД» и резкая смена трактовки правовых норм «создает чувство правовой незащищенности граждан».

Автовладельцы уверены, что главный принцип Таможенного союза – свободное перемещение товаров в его границах, и если автомобиль уже растаможен в государстве – члене ЕАЭС, требование об уплате разницы таможенных пошлин в другом государстве союза противоречит принципам ЕАЭС.

Воронежцы попросили Владимира Путина прекратить задержания и аресты автомобилей, стоящих на армянском учете, «до принятия окончательных либо промежуточных решений» и предложили разработать комплекс мер и инструментов для налаживания оплаты штрафов и пеней за нарушения ПДД в бюджет.

Что говорят в ГИБДД?

В управлении Госавтоинспекции Воронежской области корреспонденту РИА «Воронеж» пояснили, что не получали «вышестоящих приказов» относительно «охоты» на водителей с армянскими номерами и нелегалами они не считаются. Поэтому водителям, которые не нарушали ПДД, бояться нечего – они могут и дальше ездить по региону на машинах с прежними номерами.

– Когда выйдет такой законодательный акт, по которому водители, не поставившие транспортное средство на российский учет, станут нарушителями (и будет определена мера наказания для них), тогда будут приниматься меры, – отметили в пресс-службе ГИБДД.

Но тем, кому иностранный номер позволял нарушать правила дорожного движения и уклоняться от штрафов, теперь придется несладко:

– С этими водителями мы работаем в общем режиме. Все нарушения, которые фиксируются за автомобилями с иностранными номерами, сохраняются в базе данных Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) по Воронежской области. Когда инспектор ДПС останавливает такой автомобиль, он не только проверяет документы и осматривает его, но и «пробивает» его по ЦАФАП. Там смотрят, числятся ли за ним нарушения, сколько их, по каким статьям. Если все документы в порядке, нет неоплаченных штрафов, то – счастливого пути. Если же нет, водителю в оперативном режиме под роспись вручаются все штрафы. Их бывают десятки, – отметил инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения регионального управления ГИБДД Игорь Ларшин.

Если автовладелец так и не оплатил штрафы, информация о долге поступает в Федеральную службу судебных приставов. Когда накапливается большая сумма долга, они принудительно взыскивают автомобиль. Но, по информации судебных приставов Воронежской области, таких случаев в регионе пока не было.

По словам Игоря Ларшина, нарушения у водителей авто с иностранными номерами такие же, как с российскими: пересечение двойной сплошной, выезд на стоп-линию, выезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение скоростного режима.

– Автомобилями с иностранными номерами не всегда управляют собственники. Информацию об иностранном гражданине мы не отслеживаем. В большинстве случаев те, кто приобретает такие автомобили и не ставит их на российский учет, управляют ими по доверенности, – добавил Игорь Ларшин.

Изъять машину на штрафстоянку сотрудники ГИБДД могут, если заметили технические неисправности либо внесение изменений в конструкцию, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. Но это касается автомобилей с любыми номерами.

Что говорят в Воронежской таможне?

Автомобиль, выпущенный в Армении до ее присоединения к Договору о ЕАЭС (10 октября 2014 года), является товаром ЕАЭС и свободно перемещается между территориями членов этого союза без дополнительных таможенных операций.

Если же машина выпущена в Армении после этой даты и таможенные пошлины и налоги уплачены по ставкам, отличным от установленных в ЕАЭС, то она имеет статус иностранного товара:

  • до уплаты пошлин и налогов «по ставкам, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года»;
  • до истечения трех лет после начала применения Арменией ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС.

Без уплаты пошлин и налогов автомобили, зарегистрированные в Армении, могут ввозить в РФ только «граждане, постоянно проживающие в Республике Армения». Но такой гражданин не имеет права передать свой автомобиль в управление другому водителю «даже по доверенности и даже находясь в этом автомобиле – это преступление», пояснили в пресс-службе таможни.

– В этот переходный момент, после 2014 года, люди стали путаться. Автомобиль имеет четкие параметры и ответственность за его использование. Если вы хотите, чтобы автомобиль стал российским, вы не можете им управлять просто так – вы должны превратить его из товара Таможенного союза в российский товар, – добавили в таможне.

Что говорят автоэксперты?

Алексей Шамарин, автоэксперт, руководитель автомобильного издания и канала:

Геннадий Глазунов, вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов:

– Камеры видеофиксации не фиксировали машины не только с армянскими, но и с другими иностранными номерами. На моих глазах они много раз совершали такой беспредел на дороге, гоняли! А баз данных по ним нет. В Москве наводить порядок с лихачами на иностранных авто взялись давно, сейчас сотрудники ГИБДД принялись за них и в Воронеже – и это правильно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector