Как выглядит глонасс в автомобиле

10 способов обезвредить GPS/ГЛОНАСС, или Как подкованы российские «Левши» в вопросах систем контроля транспорта

Оснащение грузовиков системами контроля транспорта не является сейчас для владельцев автопарков ноу-хау. Российское правительство повсеместно внедряет систему контроля транспорта (ГЛОНАСС). В свою очередь и руководители транспортных компаний, и сами водители уже успели испытать систему контроля транспорта в действии и по достоинству оценить ее работу. Однако братья славяне пошли дальше, успев придумать способы борьбы с ней!

Изучая Интернет-форумы и статьи с описанием работы контроллеров ГЛОНАСС, зачастую наталкиваешься на нелестные отзывы об этой системе контроля транспорта. Но какая бы ни была система контроля транспорта, основная ее функция все же держит водителей в напряжении и заставляет изрядно понервничать. Оно и понятно, если раньше «покорители дорог» могли без проблем отвезти теще старый диван на дачу, по-быстрому смотаться по делам житейским, а еще лучше — слить пару-тройку литров казенной солярочки с рабочей машины, то с приходом на стражу системы контроля транспорта (GPS-контроллеров, треккеров, датчиков и прочего оборудования), их возможности резко сократились.

Источник фото: ssm22.ru Разработчики систем предлагают все больше опций для полного и эффективного контроля за работой автопарка

Изобретательный русский народ не стал унывать по этому поводу и сразу принялся искать способы по «обезвреживанию» постылых GPS-изделий системы контроля транспорта.

С развитием отрасли производства систем контроля транспорта разработчики и производители стараются предложить заказчику как можно больше интересных опций для полного и эффективного контроля за работой автопарка. Ввиду немалой стоимости подобного оборудования руководители транспортных компаний пока ограничиваются стандартным набором контрольно-измерительных приборов: терминалом (блок контроллера, автотрекер, регистратор и т.п.) и ДУТ (датчиком уровня топлива).

На них и заострим свое внимание.

Вредные советы по выводу из строя системы контроля транспорта. Инструкция по применению:

I. Ломаем систему работы терминала

1. Отключаем питание контроллера, едем по своим делам, возвращаемся на место, снова подключаем питание… и вуаля!

Казалось бы, простой и незамысловатый способ, но таким пользовались «начинающие лузеры», которым только предстояло познакомиться с системой контроля транспорта «ГЛОНАСС». Как показала практика, способ примитивный и малоэффективный. Во-первых, практически все блоки оснащены встроенным аккумулятором, который может поддерживать работу устройства продолжительное время, во-вторых, сигнал с точным временем отключения и включения аппарата в любом случае отправится на пульт диспетчера.

Источник фото: automps.ru Отключать питание контроллера неэффективно и бессмысленно

2. Уничтожаем антенну системы контроля транспорта

Вывести из строя такого «неприятеля», как антенна, «очумельцы» предлагают несколькими вариантами: просто вырвать ее, чтоб не мозолила глаза, обмотать фольгой, накрыть металлическим стаканчиком и т.д.

В самом начале становления и развития систем контроля транспорта, возможно, подобные манипуляции и возымели бы действие, но имея дело с нынешними высокочувствительными приемниками, они практически теряют свой смысл. Единственное, к чему может привести подобная практика, так это к сокращению числа видимых терминалом спутников (с 12-13 до 5-6). Но для определения координат «подконтрольного» транспортного средства устройству достаточно получать сигналы с трех спутников!

3. Иглоукалывание для кабеля системы контроля транспорта

Вывести антенну из строя можно самым простым способом — протыканием. Наслаждаемся поездкой!

Существует одно «но»: любой более-менее опытный специалист сможет без труда определить причину выхода из строя дорогостоящей системы контроля транспорта и указать на место прокола. Разве что вы будете приводить иглоукалывание наноиглой…

Источник фото: physionow.ca Вывести антенну из строя можно при помощи иглоукалывания

4. «Шоковая терапия» для системы контроля транспорта

Самым коварным, даже варварским методом в кругах противников терминалов считается удар электрошокером приемника. (От комментариев по этому поводу отказываются даже сами водители).

5. «Случайно» пролитая двухлитровая кружка кофе на приемник системы контроля транспорта может также стать причиной выхода его из строя

Способ с одной стороны безобидный (для вредителя), но помимо водительских навыков, виновник происшествия должен обладать даром убеждения! Так что, если вы не заканчивали дополнительно курсы ораторского искусства, то, увы, этот способ для Вас не подойдет!

Источник фото: technoguide.com.ua Приемник системы контроля транспорта можно залить водой

6. Скрапбукинг для GPS/ГЛОНАСС

Опытные «портильщики» советуют творчески подойти к выводу из строя аппарата системы контроля транспорта и смастерить для него так называемую «упаковку» своими руками. Для этого потребуется свинец, формочка для отлива необходимой конструкции, терпение и немного творчества. В итоге получается довольно симпатичная свинцовая коробочка, в которую можно упаковать приемник. Особо творческие личности могут прикрепить на изделие бантик или еще какую-нибудь милую вещицу, которая будет украшать «глушитель сигнала» и просто радовать глаз.

Источник фото: i-mode.ru Терминал системы контроля транспорта можно вывести из строя при помощи магнита

К этому же методу вывода из строя оборудования также можно отнести установку магнита на терминал системы контроля транспорта.

7. Продвинутые пользователи берут с собой в дорогу «незатейливый багаж»: специальное устройство, которое глушит GPS-сигнал системы контроля транспорта, если находится рядом с антенной

Но, надо отметить, что данное устройство не всем по карману.

8. Очень продвинутые пользователи «перепрошивают» трекеры системы контроля транспорта и уже сами контролируют ситуацию на дороге

Для этого способа необходимы мозги и хорошие дружеские связи.

Источник фото: pxhere.com Можно переустановить программное обеспечение на трекерах системы контроля

II. Издеваемся над ДУТами — одним из компонентов системы контроля транспорта

1. Короткое замыкание в системе контроля транспорта

Метод весьма прост: замыкаем провода, идущие от датчика на корпус машины. В результате получаем временную «нетрудоспособность» устройства системы контроля транспорта, которое все покажет и расскажет, как только вы вернете провода на место.

2 . Кипяточку, еще кипяточку

Способ применяют в зимнее время года! Предлагается взять тару с кипятком и облить «подмороженный» ДУТ системы контроля транспорта. Процедуру рекомендуется проводить ежедневно.

Источник фото: ecrater.com Некачественный материал изготовления также может вывести устройство из строя

Эксперименты в области порчи системы ДУТ показали, что спасти водителя от назойливого контроля может также некачественный материал изготовления данного устройства. Ничто не совершенно, увы!

3. Заклейка отверстия воздушного дренажа системы контроля транспорта

Достаточно свежий (но уже успевший получить немало положительных отзывов) способ, при котором заклеивается отверстие в верхней части датчика системы контроля транспорта. Изоляция данного отверстия позволяет водителю совершать «налеты» на бак рабочей машины. При этом изменения фиксироваться не будут.

Стоит сразу заметить, что все датчики, как правило, опечатаны, а оклейку «ненужных» отверстий невозможно произвести без вскрытия пломб!

4. Слив топлива «с обратки»

Этот способ по праву можно назвать самым действенным в списке «вредительств»!

Смысл в следующем: потихоньку сливая горючее в небольших количествах, ДУТ (датчик уровня топлива системы контроля транспорта) не сможет отличить слив от повышенного расхода топлива. Водители врезают тройник с краником, через который «лишачок» тонкой струйкой стекает в канистру.

Источник фото: sensorigla.com Слив топлива «с обратки» — самое действенное «вредительство»

Единственный минус — грамотный диспетчер в компании.

5. Езда по-русски

Весьма экстремальный способ, который подойдет не всем. Суть в том, что при движении автомобиля необходимо отключить «массу», другими словами, обесточить грузовик, при этом машина будет и дальше работать, а вот все приборы системы контроля транспорта (в том числе датчик) — нет.

Данный метод борьбы с «неприятелем» подходит только для действительно отчаянных, ведь управлять таким транспортом далеко небезопасно. Правда, добиться необходимого эффекта можно только в том случае, если у контрольного прибора отсутствует внутренний аккумулятор.

Источник фото: andreevdom.com Отключать «массу» на ходу бессмысленно, если контрольный прибор оснащен внутренним аккумулятором

Вандалам посвящается: способы поломки оборудования системы контроля транспорта с помощью грубой физической силы

6. Прыжки на бензобаке того, кто потяжелее

Данный способ подразумевает поломку измерительной трубки датчика системы контроля транспорта, которая установлена на всю высоту бака. Но он только это подразумевает!

7. ДУТы гнуты

Для приведения в действие данного способа вам понадобиться открыть топливный бак и с помощью крюка согнуть измерительную трубку датчика системы контроля транспорта.

Источник фото: svopi.ru Согнув измерительную трубку датчика, можно обмануть систему контроля

Без комментариев

Какими бы изощренными не были способы обмана системы контроля транспорта, будут ли они работать на практике, зависит только от руководства компаний.

С 2017 года ЭРА-ГЛОНАСС на каждом новом автомобиле. Что же это за система?

Уже известно, что с 2017 года все новые автомобили будут оборудоваться ЭРА-ГЛОНАСС. Давайте разбираться что это…

У любой Весты, даже в самой прос­той комплектации, на потолке рядом с водительским плафоном освещения есть кнопка SOS. И это — главное на сегодня достижение всего проекта ЭРА-ГЛОНАСС, экстренного реагирования с Глобальной навигационной спутниковой системой.

Чтобы послать сообщение о бедствии, автомобиль с модулем ЭРА-ГЛОНАСС должен принимать сигналы спутников и базовых станций сотовой связи. Несмотря на то что ЭРА изначально создана, чтобы развивать (и хоть в какой-то мере окупать) именно ГЛОНАСС, нормативы не запрещают пользоваться и сигналом спутников GPS, поэтому почти все навигационные блоки имеют двойной чипсет. Встроенная сим-карта работает в формате «виртуального оператора», то есть может использовать любую дос­тупную сеть, — все «реальные» операторы обязаны бесплатно обслуживать экстренные вызовы «Эры». В ручном режиме тревожный сигнал подается после нажатия кнопки, а в автоматическом — при срабатывании датчика подушек безопасности или собственного встроенного акселерометра. Автоматическая система обязана распознавать фронтальный и боковой удары, наезд сзади, а с 2017 года — еще и опрокидывание. Но — только при включенном зажигании или в течение минуты после его выключения. На соединение с мобильной сетью и передачу данных должно уходить в среднем 10 секунд — это время на «дозвон», включение тонового модема и отправку сообщения об аварии размером 140 байт с минимальным набором данных (МНД). При низком качестве связи ЭРА сделает десять попыток дозвона, а затем отправит МНД через SMS. Если связь отсутствует, данные об аварии будут записаны в память и отправлены позже. В создание системы ЭРА-ГЛОНАСС с 2010 года вложено около 4,5 млрд рублей бюджетных средств, а на поддержание работы потребуется в среднем 1 млрд рублей в год.

Тревожная кнопка — это, по сути, элемент встроенного в машину сотового телефона, который при аварии позвонит в службу спасения. Кроме этого в каждом автомобиле есть своя сим-карта, антенна, модем, микрофон, динамик и навигационный модуль ГЛОНАСС.

После нажатия кнопки SOS этот «мобильник» не только соединит машину с оператором экстренной службы, но и отправит в сеть пакет данных об автомобиле, включая его координаты, VIN-номер, скорость, величину ударных перегрузок, цвет машины и даже тип топлива.

Предусмотрен и режим автоматической подачи сигнала бедствия — на тот случай, когда после аварии в салоне не осталось никого, кто в силах нажать кнопку. Система подаст сигнал SOS при срабатывании датчиков удара, дальше оператор колл-центра сделает контрольный звонок в машину, а если ответа не будет — отправит спасателей по указанным координатам.

Идея более чем благая, даже при том, что на скорость движения скорой помощи и на действия врачей ЭРА-ГЛОНАСС повлиять уже не в силах. Но одно только моментальное оповещение о ДТП сулит на треть ускорить прибытие первой помощи, что может спасти примерно четыре тысячи жизней в год. В России это особенно актуально, ведь, по статистике, на наших дорогах в момент ДТП погибает только 3% пострадавших, а 56% жертв — это не дождавшиеся медпомощи. Не менее важно, что ЭРА позволит зафиксировать, когда и как среагировали экстренные службы, причем эти данные нельзя будет скорректировать, а по запросу их выдадут на руки и примут во внимание в суде.

И Россия окажется чуть ли не впереди планеты всей: пока что встроенные системы экстренного вызова в Америке и Европе предлагают только за доплату — и только BMW, Volvo, Mercedes, GM, Peugeot, Citroen и Toyota. Похожую на «Эру» систему SIMRAV внедряют в Бразилии, но там она нацелена на борьбу с угонами и дорожным бандитизмом. Так что ЭРА-ГЛОНАСС — действительно первая в мире обязательная и бесплатная система экстренного вызова. Аналогичный европейский комплекс eCall на основе спутниковой системы Galileo заработает только в 2018 году.

Более того, в следующем году контроль над системой перейдет от Минтранса к созданному этим летом государственному АО ГЛОНАСС, которое получило право оказывать дополнительные платные услуги. То есть экст­ренный вызов останется бесплатным, но помимо кнопки SOS в машинах появится еще одна — «коммерческая». А дальше — бескрайнее поле возможнос­тей! Вызов эвакуатора, аварийного комиссара или техпомощи, встроенный модем можно использовать и для дистанционного запуска, и для интернет-радио или онлайн-диагностики автомобиля… Бизнес-стратегия АО ГЛОНАСС сейчас сфокусирована на поиске партнеров, которые будут применять «Эру» для охранно-поисковых услуг, мониторинга движения транспорта, расчетов на платных дорогах, а в идеале — и для телеметрического страхования, когда страховщик предлагает индивидуальный тариф на основе сведений о манере езды автовладельца. В перспективе — интеграция с европейским комплексом Galileo, китайской спутниковой сис­темой BeiDou и даже управление беспилотными автомобилями.

Вот такая новая ЭРА наступает для всех автомобилей в России. Для всех, но не сразу.

Поголовный ГЛОНАСС

Весте на роду было написано стать первым серийным автомобилем с «Эрой». Вскоре таким же комплексом с функцией автоматического оповещения об аварии будет оснащаться и Лада XRAY. Операционный модуль с навигационным и GSM-блоком поставляет компания Итэлма, а остальные компоненты — собственной разработки. Веста «видит» и наши спутники, и спутники GPS. Сигнал о ДТП поступает от контроллера подушек безопасности (встроенный в «Эру» акселерометр появится в 2017 году). В плафон освещения кроме кнопки вмонтированы микрофон и динамик. По ГОСТам такая система обязана работать при температурах от –40°С до +85°С, определять координаты с точностью до 15 м на скорости до 250 км/ч. Резервной батареи без бортового питания «Эре» должно хватать на час в режиме ожидания звонка или на десять минут в режиме разговора

План распространения «Эры» — это три стадии. На первом этапе, с 1 января 2015 года, тревожная кнопка с автоматическим вызовом обязательна только на тех новых легковых и легких коммерческих автомобилях, которые впервые проходят сертификацию и получают ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Проще говоря, пока ЭРА необходима только на «абсолютных» новинках, впервые выходящих на российский рынок.

Читать еще:  Система помощи при трогании на подъеме hac

Однако уже с 1 января 2016 года тревожная кнопка станет обязательной и на новом коммерческом транспорте — как на пассажирском, так и на том, что перевозит мусор или опасные грузы. Правда, для такой техники предусмотрен упрощенный «ручной» вариант устройства: с кнопкой, но без функции автоматического вызова при ДТП.

А вот с начала 2017 года ЭРА в той или иной версии должна работать на всех новых автомобилях, и без нее нельзя будет получить техпаспорт на все машины — как на собранные в Таможенном союзе, так и на те, что ввезены из-за рубежа.

Как объявил Минтранс, уже в 2016 году будет выпущено 300 тысяч автомобилей с системой ЭРА-ГЛОНАСС, в 2017 году — до 1,5 млн, а с 2018 года — по 2,5 млн ежегодно. Однако сами автопроизводители такого энтузиазма явно не разделяют.

В этом году на российский рынок вышло около 20 новых автомобилей, в том числе Audi Q7, Volvo XC90, Volkswagen Passat, Mercedes-Benz GLE и GLC, седан Ford Fiesta… Но, напомним, ЭРА-ГЛОНАСС пока есть только на Весте. Ра­зумеется, многие новинки успели пройти сертификацию заблаговременно, еще в прошлом году, тем самым легально избежав «Эры» минимум до 2017 года. А остальные подверглись сертификации по довольно любопытной схеме, когда во время смены поколений одной и той же модели вместо оформления нового ОТТС новинку вписывают в действующий документ модели-предшественницы. То есть де-юре «абсолютно новый автомобиль» таковым вовсе не является — он начинает жизнь как модификация машины прежнего поколения! Это позволяет получить отсрочку от «Эры», а главное — сэкономить немалые деньги на внедрении системы и программе обязательных испытаний.

В итоге до конца нынешнего года ЭРА-ГЛОНАСС официально появится в лучшем случае на 17 новых автомобилях, которые готовятся выйти на наш рынок. Из них большинство — фургоны, грузовики и автобусы с упрощенным «ручным» модулем, а из легковушек, если не считать Лады, ближе всего к «Эре» китайский кроссовер Changan CS35.

Свои машины с тревожной кнопкой готовят Ford, Volkswagen, Skoda, Audi, Porsche, BMW, Geely, Mitsubishi, Bentley, Nissan, FAW, Dongfeng, Changan, MAN, Iveco, КАМАЗ и КАВЗ. И все же многие производители уклончиво говорят о задержках вывода новых моделей, а иные «по секрету» дают понять, что не исключают либо приостановку продаж, либо и вовсе закрытие бизнеса в России. Кстати, одной из самых веских причин, вынудивших корпорацию General Motors практически свернуть бизнес в нашей стране, было требование оснащать автомобили устройствами ЭРА-ГЛОНАСС.

«Золотая» ЭРА

Проблема не в цене «кнопки»: комплект «железа» для «Эры» стоит 100—200 евро — в зависимости от того, есть ли в нем собственные акселерометры, гироскоп или громкоговорители. Хотя, учитывая нынешний курс, и это немало. А вот сертификация таких устройств обходится на три порядка — грубо говоря, в тысячу раз — дороже!

Этот процесс состоит из двух стадий. Сперва бортовая радиоэлектроника «Эры» должна пройти испытания на соответствие одиннадцати госстандартам, включая тесты на электромагнитную совместимость, виброустойчивость, защиту от пыли и влаги и качество звука. Одновременно нужно получить сертификаты на систему менеджмента качества ISO 9001 для заводов, на которых производится комплектующие для «Эры».

И только потом на испытания отправляется сам автомобиль с установленным оборудованием. В случае с легковушками для получения ОТТС необходимо пройти два краш-теста (фронтальный и боковой по правилам ЕЭК ООН №№94 и 95), в ходе которых проверяют, послан ли автоматический сигнал оповещения.

Получив данные от машины и из базы ГИБДД, ЭРА формирует карточку ДТП, где помимо времени, координат и пас­портных данных автомобиля могут отражаться также полезные для спасателей сведения: например тип топлива, количество пристегнутых пассажиров и тяжесть повреждений на основе уровня перегрузок. Сим-карта каждого терминала имеет свой номер, который будут заносить в паспорт транспортного средства

На начало октября сертификацией радиоэлектроники для «Эры» занимались только две фирмы: Связь-Cертификат в Москве и НИИ Радио с лабораторией в Севастополе. Зарубежные сертификаты они не признают, и при этом услуги фирмы Связь-Cертификат стоят примерно 180 тысяч евро (13 млн рублей по нынешнему курсу), а с учетом возможных доводочных испытаний сумма может доходить и до 250 тысяч евро. На цене, конечно, сказались вложения в зарубежное испытательное оборудование, но все равно: сертификация электроники для «Эры» оказалась в два с половиной раза дороже, чем последующая сертификация самого автомобиля вместе с программой краш-тестов!

Автопроизводители, которые, как и АвтоВАЗ, сами взялись за разработку системы, платят на каждой из стадий — плюс издержки на разбитые при испытаниях машины. Причем если для автомобилей без «Эры» в зачет традиционно принимаются результаты заводских краш-тестов или испытаний, проведенных в авторизованных независимых лабораториях, то автомобили с «Эрой» необходимо разбивать только в России — и только на автополигоне НАМИ.

Сэкономить можно, если, например, использовать готовый покупной комплекс, но пока сертифицированный комплект «под ключ» есть лишь у пермской фирмы Форт Телеком. К тому же для импортных легковых автомобилей это не выход: они должны оснащаться автоматической «Эрой», установленной на конвейере «материнского» завода.

Пока ЭРА-ГЛОНАСС обходится одним колл-центром на юго-западе Москвы и пятью операторами, которые обрабатывают тестовые сигналы

Все эти затраты, конечно, отразятся на ценах, хотя многое будет зависеть от того, насколько широко каждую систему получится унифицировать для разных марок и моделей.

— По нашим подсчетам, чтобы окупить разработку, которую мы вели с 2010 года, необходимо выпустить 250 тысяч автомобилей, оснащенных нашими устройствами, — говорит Владимир Макаренко, директор по развитию компании Форт Телеком.

В автопроме официальных заявлений, если не считать «закрытого письма» от General Motors, пока избегают. Но «без диктофона» представители одного крупного концерна рассказали, что по состоянию на сентябрь оснащенные «Эрой» самые массовые легковушки гольф-класса стоили бы всего на 15 тысяч рублей дороже, тогда как у менее распространенных люксовых кроссоверов надбавка может доходить уже до 100 тысяч рублей, а редкие спорткары и экзотические машины грозят подорожать вдвое. Все — из-за сертификации.

На информационном портале «Эры» отражено количество тестовых звонков: почти десять тысяч из разных точек страны. Но ахиллесова пята системы в том, что даже федеральные трассы покрыты сетью GSM только на 96,6%. А в целом, лишь половина всех дорог России с твердым покрытием охвачена сотовой связью

Нетрудно предположить, что для импортеров автомобилей Ferrari, Lamborghini, Bentley, Rolls-Royce, Aston Martin, Bugatti и других марок, которые продаются в России почти что штучно, необходимость вложиться и пожертвовать несколькими машинами каждой модели для краш-тестов поставит под вопрос сам смысл работы на нашем рынке.

— Мы видим угрозу, но уверены, что будут найдены верные решения в отношении эксклюзивных и мелкосерийных производителей, — говорит Вагиф Бикулов, директор люксового подразделения компании Авилон, которая импортирует в Россию Ferrari, Aston Martin, Maserati и Bugatti.

Представитель другого премиум-бренда на условиях анонимности признался, что его компания для некоторых моделей не рассматривает даже технической возможности установки комплекса ЭРА-ГЛОНАСС — и в крайнем случае может заморозить продажи в России после 2017 года. При этом трудности грозят и более доступным маркам — в зоне риска прежде всего нишевые и имиджевые модели с невысоким спросом, а также бренды с критически малым объемом продаж.

Не все гладко и у тех производителей, которые готовы к хлопотам и расходам на «Эру». Так как правом выдавать сертификаты на радиоэлектронику пока что наделены только две лаборатории, а поступающие к ним устройства зачастую оказываются «сырыми», процесс испытаний затягивается на пять месяцев — очередь уже растянулась почти на весь следующий год, как раз до срока поголовного внедрения системы в 2017 году.

Общая позиция автопроизводителей выражена примерно так: «При всей необходимости самой системы ЭРА­ГЛОНАСС, правительству следовало бы внимательнее отнестись к срокам ее запуска и смягчить излишне жесткие нормативы испытаний». Первые просьбы о пересмотре условий для автопрома прозвучали нынешним летом: несколько компаний начали лоббировать отсрочку поголовного внедрения «Эры», добиваться признания зарубежных сертификационных испытаний, а также послаблений для мелкосерийных автомобилей — по подобию того, как в Европе от системы eCall будут освобождены автомобили с объемом производства меньше тысячи в год.

Поставщиков терминалов автопроизводители выбирают самостоятельно. Сейчас в России работают как минимум тринадцать отечественных компаний, готовых поставлять «начинку» для «Эры», плюс еще десяток иностранных, включая Continental, Hyundai Mobis, Valeo, Peiker, Denso, Fujitsu Ten. Однако даже у российских фирм почти все компоненты импортные, включая китайские чипы ГЛОНАСС/GPS, так что цена все равно зависит от валютного курса

Пока эти аргументы не сработали, так как для российского правительства ЭРА — вопрос политически принципиальный. И в запасе есть железобетонные контраргументы: дорожную смертность нужно срочно снижать, а о необходимости внедрения «Эры» было известно еще в январе 2013 года, когда систему внесли в техрегламент Таможенного союза. Другое дело, что все необходимые госстандарты приняты лишь в конце 2014 года, первая лаборатория начала работу лишь в начале этого года, а требование о сертификатах по стандарту ISO 9001 и вовсе появилось лишь этим летом.

В итоге автопром разделился на два условных лагеря. В наихудшем положении — те, кто до последнего не начинал работы по внедрению «Эры», ожидая появления всех нормативов — и, конечно, рассчитывая на отсрочки по примеру того, как в России вводятся экологические нормативы. Лучше дела у тех, кто начал готовиться загодя. К примеру, Mercedes-Benz, по нашим данным, заложил ориентировочные требования по «Эре» в техзадание нового Е-класса еще в 2013 году, поэтому у него система с тревожной кнопкой будет сразу унифицирована и с «родной» европейской системой eCall.

Что дальше?
Уже ясно, что и в 2016 году некоторые новые автомобили появятся на нашем рынке без «Эры», так как производители будут использовать возможность не получать новое одобрение типа, а сертифицировать новинки в рамках действующих ОТТС. А дальше многое зависит от одного щекотливого нормативного нюанса.

В нынешнем своем виде техрегламент Таможенного союза хоть и обязывает с 2017 года оснащать все автомобили «Эрой», но не содержит однозначного указания на то, что при этом утратят силу все выданные прежде сертификаты на «безглонассовые» автомобили. Трактовка, на которую и надеется автопром, позволила бы и в 2017 году продавать и регистрировать без «Эры» те модели, у которых еще не истек срок действия нынешних ОТТС. А иначе придется срочно сертифицировать заново все автомобили, представленные сегодня на нашем рынке! Но для этого как минимум нужно в несколько раз увеличить число лабораторий.

Интересно, что ни Минпромторг, ни Росстандарт пока что официально своей позиции не озвучили. Но, вероятно, вот-вот появятся поблажки для мелкосерийных автомобилей — хотя бы потому, что именно покупатели автоэксклюзива зачастую и оказываются теми людьми, которые определяют правила игры в том числе и для «Эры». А вот на послабление технических требований и перенос сроков для массовых легковушек и грузовиков рассчитывать, похоже, не стоит, особенно на фоне того, что уже появились машины и устройства, прошедшие сертификацию по действующим нормам.

Любопытно, что для некоторых автомобилей уже сейчас существуют легальные лазейки, позволяющие облегчить бремя «Эры». Оказывается, крупные внедорожники — например Toyota Land Cruiser или Range Rover — вообще освобождены от сертификационных краш-тестов, поскольку по размерам и массе выходят за пределы действия правил ЕЭК ООН №№94 и 95: их полная масса превышает 2,5 тонны, а сиденье водителя расположено выше 700 мм над уровнем дороги. Это, в свою очередь, означает, что для них, как и для грузовиков, обязательно только «ручное» устройство — то есть тревожная кнопка без функции автоматического вызова, что кардинально упрощает разработку и сертификацию. Под эту же схему, кстати, попадает и внедорожник Bentley Bentayga, который появится на рынке весной 2016 года. Покупателям таких машин волноваться, как обычно, не о чем.

Зато под ударом окажутся все «серые» импортеры новых автомобилей, ведь без «Эры» нельзя будет получить техпаспорт на таможне. На частном ввозе подержанных автомобилей это не отразится (в этом случае ОТТС не требуется), и в целом нынешних автовладельцев-частников ЭРА-ГЛОНАСС почти не касается.

Вроде бы и хорошо: принудительного оснащения тревожными кнопками автомобилей, уже находящихся в пользовании, никто не требует. С другой стороны, никто пока не предлагает и возможности добровольного оснащения машин после продажи. Насколько нам известно, таких систем единицы, они еще находятся в стадии разработки или сертификации и на рынок выйдут заметно позже. А жаль — потому что в аварии попадают не только новые автомобили.

Для чего используется ГЛОНАСС и автомобиле

С наступлением спутниковой эры появление навигационных систем было только вопросом времени. И США, и СССР инициировали разработки в данном направлении примерно одновременно. В Советском Союзе к исследованиям, связанным с разработкой навигационных систем, приступили в конце 60-х, аналогичная американская программа стартовала в начале 70-х. В США первый спутник, входящий в комплекс искусственных летательных аппаратов для геопозиционирования, был запущен в 1978 году, в рамках системы ГЛОНАСС – в 1982. Достаточное количество спутников для полноценного функционирования GPS появилось только в 1993 году. Что же касается стабильной работы системы ГЛОНАСС, то здесь планам осуществить вывод на орбиту нужного количества спутников помешал развал СССР. И только в 2001 году было принято решение реанимировать этот космический проект. В настоящее время в составе системы насчитывается 28 спутников, 24 из которых являются основными, 4 – резервными, и еще 9 аппаратов готовятся к запуску на орбиту.

Для чего нужна система ГЛОНАСС.

Следует отметить, что система ГЛОНАСС разрабатывалась таким образом, чтобы она умела работать с навигационными спутниками всех действующих систем, включая американскую GPS и европейскую «Галилео», что позволило бы обеспечить беспрецедентную точность показаний принимаемых сигналов и полную автономность в работе. Планировалось также разработать на базе ГЛОНАСС автомобильные навигаторы, но из-за ряда объективных факторов реализовать задуманное удалось не в полном объёме. Дело ограничилось появлением системы ЭРА ГЛОНАСС, предназначенная для экстренного оповещения заинтересованных служб об авариях. О том, как работает эта система, в чём заключаются её функции, о нюансах, касающихся законодательных аспектов её применения, мы сегодня и поговорим.

Читать еще:  Кемпер капля своими руками из прицепа

Принцип функционирования системы ГЛОНАСС

Как мы уже отмечали, системы GPS и ГЛОНАСС длительное время разрабатывались параллельно, поэтому имеет смысл рассматривать их работу, используя принцип сравнения. Система ГЛОНАСС, как и в случае с американской GPS, изначально разрабатывалась исключительно для нужд военных. Но американцы быстро поняли, что коммерческое применение может принести немало выгод, и вскоре их система геопозиционирования стала общедоступной для использования в частном секторе на платной основе. Система ГЛОНАСС в этом плане стоит особняком – её использование в негосударственном секторе частично регулируется, но зато во многих случаях использовать её можно бесплатно.

Если объяснять суть работы автомобильной системы ГЛОНАСС на популярном уровне, то это – взаимодействие трёх автономных систем оборудования: собственно спутникового кластера, наземных систем управления и клиентского оборудования, устанавливаемого непосредственно в авто (трекеры, приёмники, маячки). Чтобы охватить большую часть поверхности земли космическими аппаратами, расположенными на геостационарной орбите, требуется 24 спутника. При этом для точного определения координат любым оборудованием, использующим спутниковые сигналы, необходимо, чтобы в зоне его видимости находилось четыре спутника. Расположение космического кластера и проектируется таким образом, чтобы обеспечить указанное требование практически в любой точке нашей планеты.

Суть работы наземного устройства позиционирования заключается в следующем: каждый спутник непрерывно посылает на землю сигналы в специальном формате, в котором закодировано и время отправки. Но поскольку этот сигнал имеет конечную скорость распространения, до Земли он доходит с определённой задержкой. Зная время задержки между отправкой сигнала и его получением, можно вычислить расстояние до спутника. Разумеется, для определения координат считывающего устройства этого недостаточно. А вот если оно учитывает сигналы с четырёх или большего количества спутников, то, используя специальный алгоритм, оно в состоянии установить своё местонахождение с достаточно высокой теоретической точностью. Для ГЛОНАСС это плюс-минус несколько метров, но в силу ряда причин погрешность может оказаться на порядок (и даже на несколько порядков) выше.

Причин такого рассогласования может быть несколько:

  • специальная погрешность (намеренное искажение времени прихода сигнала со спутника, вносимое для того, чтобы точность измерения координат для гражданских целей была заведомо меньше, чем для военных);
  • характер геометрического расположения ИСЗ. Чтобы показания прибора были максимально точными, он должен принимать сигналы со спутников, расположенных на небосводе на максимальном удалении друг от друга. На практике достигнуть такого не получается. Все четыре спутника могут быть доступными в конкретный момент времени в определённой точке пространства в одном районе, например, на северо-западе. Это существенно снижает точность измерений, или даже делает определение координат вообще невозможным;
  • наличие сложного ландшафта: находясь в гористой местности, вы рискуете попасть в зону, в которой необходимый минимум видимых спутников не достигается;
  • гравитационное влияние массивных космических объектов (Солнце, Луна), хотя и учитывается спутниковым оборудованием и отсылается на землю ужу с учётом такого воздействия, может вносить погрешность порядка нескольких метров;
  • влияние ионосферы на скорость прохождения сигнала (если в открытом космосе это стабильная величина, равная скорости света, то при столкновении с заряженными ионами электромагнитные волны преломляются, изменяя свою траекторию и увеличивая тем самым расстояние до земли);
  • аналогичные погрешности возникают и в тропосфере, но здесь причина иная – влияние погодных факторов. Именно поэтому те спутники, которые висят над горизонтом ниже 10 градусов, в расчёт не принимаются;
  • наличие высотных зданий и мощных источников электромагнитного излучения (радаров, радиостанций, усилителей сигнала сотовой связи) также снижает точность определения координат;
  • накопление погрешностей при осуществлении вычислительных операций.

Если просуммировать влияние этих и некоторых других, неупомянутых факторов, то и получаются те самые 100-150 метров, о которых мы говорили выше. Впрочем, в земных масштабах для большинства задач даже такой погрешности вполне достаточно для определения координат и нахождения объекта (ведь в идеале линия горизонта расположена на расстоянии около четырёх километров). Для автомобильной трассы это тем более не столь существенно, поскольку дорога предполагает наличие как минимум узкой открытой местности и ограниченности направлений поиска в случае поступления вызова об аварии.

А теперь рассмотрим, как работает кнопка ГЛОНАСС в автомобиле. Изначально система проектировалась так чтобы при необходимости случайный вызов прибора, информирующего о ДТП, можно было отменить. Разумеется, если водитель имеет возможность дотянуться в конкретных условиях до пресловутой сигнальной кнопки. Алгоритм работы такой системы оповещения выглядит следующим образом:

  • сигнал о ДТП отсылается либо при нажатии на кнопку, либо в результате фиксации датчиками сильного сотрясения автомобиля (включая переворачивание ТС);
  • прибор использует функцию навигационного модуля для определения координат места совершения аварии;
  • данные о местоположении машины передаются по сотовой связи в ближайший центр реагирования;
  • диспетчер системы экстренного реагирования связывается с водителем, отсылая сигнал на навигационное устройство автомобиля;
  • если водитель не ответил (или подтвердил факт наличия аварии), диспетчер связывается с медиками, информируя их о местоположении попавшего в ДТП транспортного средства;
  • карета скорой помощи немедленно выезжает к месту аварии.

Действующий регламент предполагает прибытие медиков к потерпевшему в ДТП не дольше, чем за 20 минут. На практике скорая помощь часто приезжает и быстрее, если авария произошла в городе. Если на трассе – то вложиться в нормативы удаётся не всегда, учитывая большие расстояния между населёнными пунктами.

Задачи, решаемые системой ЭРА ГЛОНАСС

На данный момент система экстренного вызова аварийных служб, функционирующая на бесплатной основе, кроме России, нигде не применяется. Впрочем, и в нашей стране она запущена относительно недавно, с 2015 года, и в настоящее время охватывает далеко не все транспортные средства. Более того, не все новые автомобили оснащаются подобным оборудованием, однако после 2019 года, когда истекает срок действия ОТТС, приобрести авто, не оснащённое системой экстренного вызова, будет практически невозможно. Основные функции ГЛОНАСС в автомобиле:

  • распознавание ДТП и оповещение спасательных служб с передачей времени/координат аварии;
  • получение и передача информации о степени тяжести дорожного происшествия;
  • обеспечение двухсторонней связи между диспетчером службы экстренного реагирования и водителём.

Кроме того, система может быть использована и для других задач, не входящих в число основных:

  • для мониторинга местонахождения авто в режиме реального времени;
  • для осуществления поисковых и охранных функций;
  • в качестве навигационной системы.

Что даёт использование в машине ГЛОНАСС? Повсеместное внедрение системы позволяет значительно повысить вероятность выживаемости пострадавших в ДТП, поскольку, согласно статистике, большая часть летальных случаев при авариях происходит из-за несвоевременности прибытия бригады врачей. В Евросоюзе действует система eCall, во многом напоминающая отечественную, при этом она на сегодня не является обязательной, и предоставляется на платной основе. Но с 2019 года автомобили, не оснащённые eCall, купить будет также невозможно. Отметим, что по многим аспектам ЭРА ГЛОНАСС совместима с европейским аналогом, то есть российский водитель, находясь за рубежом, может вызывать экстренную помощь без необходимости выполнения каких-либо дополнительных действий (перенастройки оборудования, его регистрации и т.д.).

ЭРА ГЛОНАСС: состав и принцип работы

Поскольку модуль, осуществляющий экстренный вызов, должен работать при любых обстоятельствах, надёжности устройств, использующих систему ЭРА ГЛОНАСС, разработчики уделили первостепенное внимание. Поэтому даже при очень тяжёлых авариях можно рассчитывать, что он сработает и обеспечит выполнение возложенных на него функций. Как выглядит ЭРА ГЛОНАСС на автомобиле? Внешне он напоминает обычный сотовый телефон, оснащённый рядом дополнительных функций (датчиками, отслеживающими моменты, которые можно квалифицировать как ДТП, а также кнопкой SOS вызова диспетчера). В состав модуля входят следующие компоненты, обеспечивающие надёжную и стабильную работу устройства:

  • SIM-карта, не требующая пополнений и работающая абсолютно бесплатно, но позволяющая осуществлять вызовы только аварийных служб;
  • усиленная антенна, позволяющая обеспечивать связь даже на участках дороги, где обычные сотовые работают плохо, или не работают вообще;
  • 3G модем, обеспечивающий передачу спасательным службам дополнительной информации;
  • динамик/микрофон для обеспечения экстренной связи водителя/пассажиров с диспетчером;
  • собственно навигационный модуль, задача которого – отслеживать местонахождение автомобиля и передавать его оперативным спасательным службам для обеспечения быстрого прибытия на место аварии.

Нужно понимать, что многие водители такой устройство называют упрощённо – кнопкой ГЛОНАСС в автомобиле. В действительности это многофункциональный прибор, который в краткосрочной перспективе станет обязательным элементом, наличие которого будет проверяться при осуществлении таких мероприятий, как техосмотр ТС.

Что определяет система ЭРА ГЛОНАСС

Существует немало предрассудков со стороны водителей относительно системы экстренного оповещения при авариях. Главной из них можно назвать опасения, связанные с возможностью отслеживания местоположения машины. Однако это не соответствует действительности: функция трекинга в модуле ЭРА ГЛОНАСС активизируется только при срабатывании датчиков, то есть в моменты бедствия. Только в этом случае приводится в действие весь функционал устройства, который в состоянии передать соответствующим службам действительно жизненно важную информацию:

  • точные (с погрешностью используемой системы позиционирования) координаты ДТП;
  • число людей в машине (отслеживается по количеству ремней безопасности в застёгнутом состоянии);
  • данные, полученные в момент совершения ДТП от бортового компьютера – скорость движения, испытываемые перегрузки в момент соударения);
  • основные сведения о ТС: модель, госномера, цвет автомобиля, используемый ид топлива (важно при использовании ГБО).

На основании этих данных, а также информации, переданной диспетчеру пострадавшими (если они в состоянии это сделать) принимается решение о том, кого направлять к месту аварии в первую очередь и с чем им, скорее всего, предстоит столкнуться. Справедливости ради укажем, что, хотя ЭРА ГЛОНАСС изначально разрабатывалась как исключительно отечественная система, ориентированная на российский пул навигационных спутников, в настоящее время разрешено и использование системы GPS, характеризующейся большей точностью измерений координат. Поэтому все последние модели навигационных моделей оснащаются двойными чипсетами.

Нужно ли присутствие ЭРА ГЛОНАСС на автомобиле

Многие подзаконные акты в нашей стране зачастую интерпретируются с искажениями или и вовсе неправильно. В частности, закон, начавший действовать с 2017 года, предусматривает обязательную установку модуля ЭРА ГЛОНАСС на ввозимые из-за рубежа физлицами легковые авто, которые растамаживаются лично владельцем. Но это не означает, что аварийные кнопки следует обязательно устанавливать на старенький Москвич или купленный два-три года назад Mercedes. В настоящее время закона, предусматривающего наказание за отсутствие модуля ГЛОНАСС, нет. И любые слухи, что с 2018 или 2019 года за это будут наказывать, совершено лишены оснований.

Однако если говорить о том, что все новые авто, приобретаемые после 2017 ода, должны оснащаться такими модулями, то здесь действительно имеются некоторые важные моменты. Дело в том, что любое новое авто, продающееся на территории РФ, должно обладать документом, именуемым «Одобрением типа ТС» (сокращённо – ОТТС). Его выдачей заведует Росстандарт, и если он не дал одобрения на конкретную модель, торговать ею в России дистрибьюторам нельзя. Если вы приобретаете новую машину в автосалоне, ПТС вам выдадут только при наличии ОТТС. Так вот, стандартный срок действия «Одобрения типа ТС» – три года. Если у вас имеется машина, срок действия ОТТС которой ещё не истёк – вы можете не волноваться касательно установки кнопки SOS. Однако авто, приобретённые в 2017 году, после 2020 года эксплуатировать без модуля ЭРА ГЛОНАСС уже будет нельзя. Так что автовладельцам с относительно свежим четырехколёсным другом следует заблаговременно подготовиться к тому, что они могут быть оштрафованы за отсутствие данного устройства.

И наоборот, если вы планируете приобрести авто после 31.12.2019, то обязанность обеспечения машины модулем экстренного вызова ложиться уже на плечи автопроизводителя/дилера/реселлера. Если со слухами, должен ли автомобиль обязательно комплектоваться модулем ГЛОНАСС, мы разобрались, то невыясненными остаются ещё некоторые вопросы. Например, обязателен ли вызов экстренных служб при наличии аварийной кнопки хотя бы на одном ТС. Некоторые водители убеждены, что без этого оформление ДТП невозможно. Это неправда – независимо от того, имеется ли аварийная кнопка, или нет, регистрация аварии сотрудниками ГИБДД проводится в любом случае. Другое дело, что сгенерированные и отправленные модулем данные, касающиеся точного определения координат происшествия, скорости движения авто, силы столкновения могут стать решающим аргументом при судебном разбирательстве.

Так что, если вы уверены в том, что не являетесь виновником ДТП, использование системы ЭРА ГЛОНАСС будет вполне оправданным и даже необходимым. Правда, имеется ограничение касательно времени фиксации аварий: вызов будет принят диспетчером, если кнопку нажать не позднее 10 минут после совершения дорожного происшествия. Однако в большинстве случаев соответствующая информация будет передана автоматически, без участия водителя, в случае срабатывания датчиков удара.

Как получить аварийный модуль и установить его в автомобиль

Перечислим случаи, когда требуется установка системы ЭРА ГЛОНАСС:

  • на новых импортируемых в РФ автомобилях;
  • на новых авто, производимых (собираемых) внутри страны;
  • на подержанных ТС, ввезённых в страну после 2017 года, если их возраст менее 30 лет;
  • на любых подержанных автомобилях, проданных в стране после 2017 года на добровольной основе.

В первых двух случаях соответствующий модуль устанавливается на авто производителем, при этом устройство должно удовлетворять требованиям/нормативам, заложенным в техрегламент ТС при наличии сертификата соответствия, или же автодилером в рамках предпродажной подготовки ТС. Отсутствие устройства – повод для ФТС отказать в выдаче ПТС, без которого невозможно поставить авто на учёт в ГИБДД. В двух последних случаях устанавливать модуль придётся самостоятельно. Опишем процедуру, как установить ГЛОНАСС на свой автомобиль. Прежде всего, отметим, что автовладелец не имеет права осуществлять монтаж устройства – это как раз прерогатива сертифицированного установочного центра. После установки модуля необходимо представить документ, подтверждающий наличие терминала в конкретном автомобиле, в сертифицированную лабораторию, специализирующуюся на оформлении свидетельств о безопасности системы, и только после этого можно получить ПТС.

Отметим, что для серийных моделей сертификация производится посредством выполнения ряда краш-тестов. Это необходимо для того, чтобы выяснить, останется ли модуль работоспособным при ударах разных типов и силы. На основании полученной информации происходит калибровка датчиков. Разумеется, необходимость пожертвовать несколькими автомобилями ради обеспечения максимальной безопасности тысяч водителей/пассажиров вполне оправдана. Но это не может не сказаться на стоимости проведения сертификационной процедуры, что увеличивает стоимость машины. Впрочем, и установка модуля тоже не бесплатна и колеблется в пределах 4-6 тысяч рублей. Если учесть стоимость самого модуля, а также выполнения калибровочных процедур, то монтаж системы аварийного оповещения обойдётся вам в сумму порядка 20000-30000 рублей, в зависимости от региона. На старых автомобилях, не оснащённых ЭБУ, установка ЭРА ГЛОНАСС допускается, но срабатывание системы происходит только в ручном режиме, при нажатии на кнопку SOS. Производством терминалов занимается немало как отечественных фирм («Спейс Тим», «Сантэл Навигация», «Форт-Телеком»), так и зарубежных (самые известные – Denco, Continental, Valeo).

Читать еще:  Мотоцикл или скутер что выбрать

В будущем предусматривается оснащение модулей рядом дополнительных функций:

  • предоставление консультативной помощи при запуске силового агрегата;
  • вызовом мобильного шиномонтажа;
  • выездом техпомощи для оказания мелких ремонтных услуг;
  • эвакуацией ТС;
  • вызовом аварийного комиссара;
  • дозаправкой топливом;
  • техническим консультированием в удалённом режиме.

Другими словами, терминал ЭРА ГЛОНАСС в скором времени превратится в высокоинтеллектуальное устройство, которое не только поможет минимизировать последствия ДТП, но и станет незаменимым помощником при решении любых проблем, возникших в дороге.

Как отследить машину через ГЛОНАСС

Помимо оповещения об аварии, установленный в машине модуль ГЛОНАСС/GPS в состоянии осуществлять противоугонные функции, превращаясь в так называемые трекеры. Что замечательно – такое средство слежения за транспортным средством обойдётся вам намного дешевле, чем оснащение специализированным трекером. Разумеется, далеко не все устройства поддерживают данную функцию, поэтому в ряде случаев, чтобы иметь возможность осуществления поисково-спасательных мероприятий, терминал придётся заменить на подходящее устройство. Такое оборудование может работать непрерывно, в режиме реального времени осуществляя определение координат транспортного средства и отсылая их на любое удалённое устройство. Это может быть компьютер, планшет или любой мобильный гаджет, подключенный к интернету.

Обладая таким терминалом, вы можете не бояться, что ваш автомобиль окажется объектом пристального внимания со стороны автоворов. Но этим возможности трекеров не ограничиваются. Скажем, для владельцев автотранспортных предприятий это единственная возможность контроля за нецелевым использованием автотранспорта и средством, позволяющим оптимизировать маршруты передвижения с целью экономии топлива. Для страховых компаний данные о стиле вождения автовладельцев могут стать основой для оценки степени их опасности и возможных рисков при заключении договоров КАСКО/ОСАГО. Как определить местонахождение машины через ГЛОНАСС? Всё просто – на любом терминале имеется соответствующий датчик, нужно только инициировать его работу в непрерывном режиме. Это осуществляется посредством установки соответствующего программного обеспечения. Отследить машину через ГЛОНАСС можно на компьютере, который прописывается в устройстве, и на который и осуществляется отсылка с заданной периодичностью текущих координат автомобиля.

К сожалению, на данный момент возможность выбора модуля ЭРА ГЛОНАСС при покупке автомобиля не предусмотрена, как и возможность замены существующего терминала на более продвинутый. А вот при самостоятельной установке лучше всего монтировать модуль, обладающий подобным функционалом. В случае необходимости вы в любой момент времени можете его активировать/деактивировать, то есть отслеживать машину через ГЛОНАСС только в случае необходимости (например, если вашим авто в данный момент времени управляет супруга или дети).

Из интересных новинок, позволяющих расширить сферу использования таких терминалов, можно отметить режим «независимого позиционирования». Дело в том, что современные автоугонщики также стараются идти в ногу со временем, а их техническое оснащение может включать средства, осуществляющие глушение сигналов, посылаемых со спутников, на непродолжительное время (достаточное для осуществления угона). Чтобы функции определения местонахождения транспортного средства оставались доступными, такие устройства оснащаются гибридными модулями навигации, использующими наряду с традиционными GPS сигналами, дополнительные возможности позиционирования:

  • SBAS GPS, или система спутниковой дифференциальной коррекции;
  • GBAS GPS – региональная спутниковая система дифференциальной коррекции;
  • IMES GPS – маяк, основанный на использовании японских стандартов;
  • BLE-beacons – маяк, использующий для передачи технологию Bluetooth Low Energy;
  • приемопередаточные устройства типа IGLONS;
  • точки доступа WiFi;
  • ультразвуковые трансмиттеры;
  • телевизионные сигналы.

Безусловно, такие модули, используемые как средство поиска машины по ГЛОНАСС, достаточно дороги, поэтому их применение – удел достаточно дорогих, элитных авто. В любом случае использование технологий, связанных с системами спутникового позиционирования, с каждым годом становится всё более востребованным – это веление времени, которое обещает уже через несколько лет воплотиться в стандарт де-факто.

Система ГЛОНАСС что это и как работает

Что такое ГЛОНАСС сегодня знают многие. Но как именно работает эта система, для чего она предназначена и что необходимо для ее эффективного использования, часто остается «за скобками».

Расценивать систему ГЛОНАСС просто как систему спутниковой навигации — значит, предельно упрощать ее функционал. Сегодня она может использоваться не только военными (как это было изначально задумано), но и владельцами коммерческих предприятий, а также рядовыми автолюбителями.

Что такое ГЛОНАСС и как работает система?

ГЛОНАСС – это российская разработка, которая обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью. Для определения координат используется специальное оборудование, которое при поддержке наземной инфраструктуры связывается с сетью спутников, выведенных на околоземную орбиту.

Принцип работы системы:

  • На объект, координаты которого необходимо определить, устанавливается приемно-передающее устройство – терминал.
  • Для позиционирования терминал подает запрос на спутники. Чем больше спутников ответят на запрос (в идеале – не менее 4), тем точнее будут определены координаты.
  • Ответный сигнал поступает в терминал, программный комплекс которого анализирует время задержки для разных спутников. На основе анализа ответной информации определяются координаты объекта, на котором установлено приемное оборудование.

При постоянной работе терминала (т.е. регулярной отправке запросов и анализе ответов) система ГЛОНАСС может определять не только положение, но и скорость движения объекта. При движении точность позиционирования снижается, но все равно остается достаточной для того, чтобы навигационное оборудования могло выполнить привязку координат объекта к электронной карте местности и построить маршрут.

Сравнение с основным аналогом — системой GPS

Дать полный ответ на вопрос «Что такое ГЛОНАСС?» невозможно без сравнения его с «ближайшим конкурентом» — системой глобального позиционирования GPS. Работы над обеими системами начались в СССР и США примерно в одно время – в начале 80х годов прошлого века. После того как спутниковая навигация вышла из-под полного контроля военных и стала применяться в коммерческих целях, ГЛОНАСС и GPS развивались по достаточно схожим сценариям.

Обе системы работают на базе группировок из 24 спутников на геостационарных орбитах. Но есть у них и отличия:

  • Российские спутники двигаются в 3 плоскостях (соответственно, 8 аппаратов на одну орбиту).
  • У спутников GPS выделено 4 орбиты по 6 аппаратов в каждой.
  • Погрешность позиционирования у GPS несколько ниже, но обе системы достаточно точно определяют координаты.
  • Основное преимущество GPS — практически 100% покрытие территории земного шара. ГЛОНАСС полностью покрывает территорию РФ, но за пределами Российской Федерации есть участки, в которых сигнал от спутников очень слабый или полностью отсутствует.
  • Также есть нюансы технического характера: сервис из США использует кодировку CDMA, российский — более сложную и потому более энергоемкую кодировку FDMA. Из-за этого срок эксплуатации спутников ГЛОНАСС сокращается, так что возникает потребность в более частом выводе техники на орбиту.
Параметры ГЛОНАСС GPS
Количество спутников 24 24
Кол-во спутников в плоскости 8 6
Кол-во орбит у спутников 3 4
Погрешность, м 2…6 2…4
Размер покрытия Вся Россия и 2/3 территории мира Около к 100% территории мира

Сложно говорить об однозначном преимуществе одной из двух описанных навигационных систем. Тем более что чаще всего оборудование для удаленного позиционирования делают комбинированным: оно может работать как со спутниками GPS, так и с аппаратурой ГЛОНАСС.

Сфера применения

Аппаратура и программное обеспечение, которое дает возможность определять местонахождение объекта с помощью спутниковой сети, может решать несколько задач.

Основная функция, которую выполняют бытовые терминалы ГЛОНАСС — глобальная навигация для транспорта. Такое оборудование представляет собой усовершенствованную карту: координаты, определённые терминалом, накладываются на план местности и показывают оптимальное направление движения к заданному пункту.

Кроме этого оборудование может использоваться:

  • В системах мониторинга транспорта. Предприятия, вынужденные отслеживать движение множества транспортных средств (автобусы для перевозки пассажиров, грузовики) по регулярным или нерегулярным маршрутам, получает возможность в любом момент увидеть, где находится та или иная машина. Для этого автомобили оснащаются ГЛОНАСС-терминалами, которые подключаются к программному обеспечению.

Кроме непосредственного отслеживания перемещения техники диспетчер получает возможность контролировать соблюдение скоростного режима, режима труда/отдыха шофера, сохранности груза в холодильных отсеках рефрижераторов, уровня горючего в баках/цистернах. Для решения этих задач может устанавливаться дополнительное оборудование, которое подключается к разъемам терминала.

  • В беспилотных автомобилях. Для беспилотников спутниковая система навигации наряду с сенсорами, которые считывают параметры окружения – основные управляющие элементы. Такое оборудование уже производится и проходит испытания — в том числе на трассах РФ. Эксперты прогнозируют рост доли беспилотной техники на дорогах уже в ближайшем будущем.
  • В противоугонных системах. ГЛОНАСС-трекер, скрытно установленный в машине, может подать сигнал тревоги, если координаты автомобиля изменяться без ведома хозяина. Кроме того, оборудование может периодически посылать сообщения с указанием местонахождения авто – это облегчит владельцу или представителям правоохранительных органов поиск украденной машины.

ГЛОНАСС для контроля транспорта

Если в сегменте систем навигации для водителей GPS традиционно остается более популярным, то ГЛОНАСС занимает более выгодную нишу в коммерческом сегменте. Связано это с активным развитием систем удаленного мониторинга транспорта.

Такие системы традиционно включают сеть ГЛОНАСС-терминалов, установленных на технике, и диспетчерское программное обеспечение. Внедрение мониторинга предусматривает его интеграцией с логистической схемой предприятия.

Основная задача – координация работы транспортного департамента и отслеживание движения автомобилей, перевозящих пассажиров или грузы, в режиме реального времени. Координаты каждой машины определяются по спутнику с установленным интервалом и накладываются на карту, потому диспетчер или руководитель департамента получает максимально объективную и оперативную информацию.

Кроме этого, мониторинг транспорта может использоваться для:

  • Повышения уровня дисциплины. Навигационный терминал отслеживает движение машины по маршруту, исключая нецелевое использование техники и простои. Любая незапланированная остановка или отклонение от маршрута должны быть мотивированы водителем, причем связаться с ним диспетчер может сразу при обнаружении нарушения.
  • Повышения безопасности движения и снижения аварийности. Система ГЛОНАСС дает возможность контролировать скорость движения, сигнализируя диспетчеру о превышении скорости. Кроме того, мониторинг позволяет отслеживать переработку для соблюдения режима труда и отдыха. Это не только снижает риск аварий из-за переутомления, но и гарантирует отсутствие штрафов при проверке показаний тахографа.
  • Контроль уровня горючего. Установка датчиков уровня топлива с подключением их к терминалу практически полностью исключает возможность хищения ГСМ.

Что такое ЭРА ГЛОНАСС?

Система определения координат с помощь спутников ГЛОНАСС может решать и еще одну задачу – экстренное оповещение об аварии. Для этого в машину устанавливается терминал ЭРА-ГЛОНАСС (УВЭОС) с SIM-картой для работы в мобильной сети, и «тревожная кнопка» для вызова диспетчера.

Если машина оборудуется ЭРА-ГЛОНАСС при производстве или поставке в РФ, то кроме терминала с кнопкой вызова в нее устанавливаются также датчики, реагирующие на повреждения и автоматически подающие сигнал тревоги при ударе или перевороте.

Основная задача системы — оповестить экстренные службы (ДПС ГИБДД, МЧС, Скорую Помощь) о ДТП, передав им координаты места аварии и базовые сведения о машине и пассажирах. При этом сигнал о произошедшем принимает диспетчер колл-центра, он же передает полученные сведения спасательным службам.

Особенности работы экстренного информирования

  • Сигнал тревоги может быть активирован автоматически (сработал датчик удара/переворота) или в ручном режиме (водитель либо кто-то из пассажиров нажал кнопку).
  • После того как сигнал поступит в колл-центр, диспетчер связывается с машиной в голосовом режиме (конструкция терминала включает динамик и микрофон). Это необходимо для исключения ложных вызовов или случайных срабатываний кнопки «SOS».
  • Если ответ не был получен, или водитель подтвердил факт ДТП, информация передается спасательным службам.

Автоматическая работа системы минимизирует время между аварией и прибытием помощи на место происшествия. Это значительно снижает смертность на дорогах, потому что у Скорой Помощи и спасателей появляется больше времени на оказание квалифицированной помощи.

Надежность системы очень высока: терминалы снабжаются автономными источниками питания, и даже при обесточивании бортовой сети во время аварии они сохраняют работоспособность в течение минимум нескольких часов. Этого вполне хватает для определения координат, а также для связи с колл-центром.

SIM-карта, установленная в терминале, обеспечивает устойчивую связь с диспетчером везде, где есть покрытие мобильной сети. Для обеспечения надежной связи приборы комплектуются эффективными антеннами для сотовой связи и спутников ГЛОНАСС. Обычно при хорошем качестве сигнала данные передаются по GPRS (используется 3G модем), при проблемах со связью терминала может отправлять служебные SMS с основной информацией для экстренных служб.

И сам сеанс связи с диспетчером, и вызов помощи путем активации экстренного информирования спасательных служб полностью бесплатны.

Какие данные собирает ?

УВЭОС обязательны к установке для всех автомобилей, которые выпускаются в обращение на территорию РФ. Но если новые машины оснащаются терминалами, тревожными кнопками и датчиками на производстве, то при импорте техники владелец обязан за свой счет установить ЭРА-ГЛОНАСС, иначе эксплуатировать машину в РФ будет невозможно.

Один из аргументов против оборудования автомобиля ЭРА-ГЛОНАСС – возможное отслеживание перемещения техники по спутниковой сети (т.е. незаконная передача личных данных спецслужбам) или прослушка салона. На практике же в терминалах не реализована функция трекинга, потому без ведома владельца отследить движение машины нельзя.

По информации производителей, терминал собирает и передает только такие данные:

  • Координаты места аварии.
  • Скорость на момент аварии.
  • Тип срабатывания сигнала тревоги (датчик удара/переворота, принудительный вызов).
  • Данные о машине: номер, марку, тип двигателя (бензин/дизель).
  • Количество пристегнутых ремней безопасности.

Также службам спасения передается информация, полученная диспетчером при разговоре с водителем.

Сегодня ГЛОНАСС — это не просто навигатор, который позволит не потеряться на незнакомых дорогах. Возможности спутникового позиционирования куда шире, и воспользоваться ими может как рядовой автовладелец, так и руководитель коммерческого предприятия с обширным парком автомобилей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector