Кто придумал кондиционер в машину

История автомобильных кондиционеров

Кондиционер, как механическая система используемая для охлаждения помещений, возник в 1902 году. Инженер и изобретатель из Америки по имени Уиллис Карриер создал для бруклинской типографии в Нью — Йорке охладительную машину.

Но история начинается гораздо раньше. Уже в 1815 году Жанн Шабаннес запатентовал метод урегулирования и кондиционирования уровня температуры в жилых домах и других зданиях. Как видно, идея довольно долго ждала своего воплощения.

История развития кондиционеров имеет свою периодизацию:

  • 1815 г. — британский патент француза Жанна Шабаннеса;
  • 1902 г. — бруклинская типография для улучшения условий печати использует холодильную машину Уиллиса Карриера;
  • 1924 г. — в одном из магазинов Детройта установлена система кондиционирования (наблюдался феноменальный наплыв посетителей);
  • 1929 г. — компанией General Electric выпущен первый комнатный кондиционер, в котором в качестве охладительного вещества был использован аммиак. А как известно, небезопасный для здоровья человека элемент;
  • 1931 г. — аммиак заменен изобретенным и протестированным фреоном, безопасным для человека хладагентом.

Из истории автокондиционеров.

Естественно, что первые идеи о том, что необходимо охлаждать салон появились на свет вместе с первыми автомобилями.

Изначально, для таких целей была разработана система воздухоотводов под днищем машины. Идея практически сразу показала свою непрактичность, так как пыль и грязь попадали в салон почти беспрепятственно.

В 1884 году американец Уильям Вителей для охлаждения автомобиля предложил использовать кубики льда. Располагаясь на решетке в поддоне под автомобилем, должны были его охлаждать. Но должного эффекта достигнута не было, этот способ только слегка помогал пассажирам во время поездки.

После того, как появились холодильные машины компрессионного типа, ситуация в корне изменилась. В 1939 году в автомобиле впервые установили кондиционер, это был Паккард. Естественно, система кондиционирования была далека от совершенства. Чтобы воспользоваться кондиционером нужно было заглушить автомобиль, подключить кондиционер и запустить двигатель снова. После того, как салон охладится, действия нужно было повторить в обратной последовательности и только тогда можно было ехать дальше.

В 1941 году Кадиллак выпускает уже 300 автомобилей, на которых установлена система кондиционирования. К 1966 году число автомобилей с кондиционерами достигло 3,5 тысячи, а еще через 20 лет их было около 20 миллионов.

На современном этапе развитие кондиционирования достигло такого уровня, что уже никто не удивляется, если на машине установлен кондиционер и климат-контроль. Даже на DAEWOO TICO с объёмом двигателя 0,8 литра смогли поставить, правда в горку со включенным кондиционером малютка не едет — глохнет.

В СССР об автокондиционерах никто не думал — мы строили коммунизм. Только на некоторых автомобилях представительского класса стояли кондиционеры.

В период перестройки были выпущены небольшие партии кондиционеров для автомобилей «Жигули» и «Волга». Но, к сожалению, дальнейшего развития не последовало, производство закрыли с распадом СССР.

Сейчас российский автопром шагнул вперед и на наши драндулеты все таки научились ставить автокондиционеры. Но качество желает оставлять лучшего, к сожалению.

На сегодняшний день, в мире наблюдаются тенденции к снижению общего уровня качества выпускаемых автомобилей, что естественно сказалось и на автокондиционерах. Так как живем во времена общества потребления, то зачем делать хорошо и надолго ? Главное — красиво! Отслужил автомобиль 3 — 5 лет и пора покупать новый.

Отличились в этом плане автомобили «Mercedes», потом «Volkswagen», туда же «Audi», ну и вся Европа, в общем-то. А сколько карманов опустошил компрессор постоянного вращения Denso —это «шедевр», «прорыв» в автомобилестроении.

Стоит так же напомнить и о современных кондицеонерах, так сказать из фольги, которые прослужат 3-5 лет и все, пиши пропало. Если окислился до образования дыр, то компрессор постоянного вращения в скором времени заклинит , а если сгнили между сотами перемычки, то заклинит еще быстрей (от перегрева).

Если говорить о подшипниках в компрессорах, так сказать «нанотехнологии», их нужно менять каждые 3 года, если не успел, то выкидывай компрессор! А трубки кондиционера, в которые добавили немного алюминия, могут после первой зимы «радовать» своих владельцев дырами.

Читать еще:  Проставки для увеличения клиренса стоит ли ставить

Мы, конечно, нагнали на Вас страху, открыв жуткие тайны. Но, постарайтесь не удивляться, если у вас на новом автомобиле сломался автокондиционер, не удивляйтесь, а тем более не расстраивайтесь!

А лучше приезжайте к нам в сервис, мы ремонтируем автокондиционеры с 1999 — го года, знаем о них всё! Починим быстро, качественно и честно.

Если вам денег жалко для комфорта — купите вентилятор, приклейте на стекло и включайте; 100 руб — и станет легче.

Холодный воздух навынос: как охлаждали автомобили до эпохи кондиционеров

Первые кондиционеры в автомобилях появились еще в 1933 — но только на заказ и в лимузинах. Первым же автомобилем, у которого кондиционер шел в заводской комплектации, стал Packard модели 1939 года. Но и там все было сложно: установку нужно было заказывать, кондиционер был громоздким, занимал почти весь багажник и был неэффективен. Хуже всего то, что он обходился как треть автомобиля. В общем, до середины 50-х, когда сносными и относительно дешевые кондиционеры начали ставить на автомобили марки Chrysler, фактически все автолюбители были обречены на то, чтобы маяться от жары. Тогда-то и появилась услуга по продаже холодного воздуха: подъехав к такой станции, можно было охладиться и поехать дальше — если уж стало совсем невыносимо.

Хотя, справедливости ради, один автомобиль, оснащенный кондиционером, все же существовал: это была роскошная экспериментальная газонокосилка. Она называлась Power Mower of the Future («Газонокосилка будущего») и, судя по всему, была сделана лишь в единственном экземпляре:

В 1971 на первой полосе New York Times вышла статья, обвиняющая кондиционеры в смерти кабриолета. С новыми системами охлаждения необходимость в машинах с открытым верхом пропала: «В эпоху охлажденного воздуха настоящий воздух потерял свою ценность», — подводила итог статья.

Кто придумал кондиционер в машину

1953 Chrysler Imperial

Автомобильный кондиционер впервые появился в 1940 году — компания «Паккард» установила подобный девайс на свои автомобили, а в 1941 году за ними последовал «Кадиллак». Однако обе системы оказались малоэффективными, существенно повышали нагрузки на двигатель, занимали половину багажника и стоили огромных денег. Первые по-настоящему эффективные и доступные автокондиционеры появились на машинах в 1952-54 годах — и одни из лучших ставились как раз на «Крайслеры».

Уолтер Крайслер интересовался этой темой во время постройки штаб-квартиры своей компании в Нью-Йорке — ему нужны были кондиционеры для помещений и офисов. Недолгое исследование показало, что системы тех лет были очень несовершенны. Поэтому работой занялось подразделение AirTemp, принадлежавшее Крайслеру. Результатом этой работы стал знаменитый арт-деко небоскреб компании Chrysler в Нью-Йорке. Это было первое полностью «кондиционированное» здание в мире — уже в тридцатые года. Теперь же, эту систему разработали специально для автомобиля.

Стильный и приятный на вид салон «Импириала». видны опциональные электро-стеклоподьемники

Новый кондиционер обеспечивал не просто охлаждение как раньше, а постоянную циркуляцию воздуха в салоне — работая на 60% чистом забортном воздухе, кондиционер создавал прохладную свежесть в салоне, а также вытягивал сигаретный дым за борт. Система на режиме FULL охлаждала автомобиль с 45 градусов до 30-ти за две минуты — что было впечатляюще для тех лет. Более того, дефлекторы располагались в задней полке и были направлены в потолок — поэтому салон охлаждался равномерно; а забор воздуха осуществлялся через небольшую декоративную решетку на задних панелях кузова, вместо аляповатых жабров и рукавов, как у конкуренции. Система также включалась поворотом единственного переключателя в салоне (не интегрированного с отопителем).

Воздухозаборник и дефлекторы (на задней полке под стеклом)

Крепление системы в багажнике под полкой. Первая полностью подкапотная система появилась только в 1957 году на супердорогом Cadillac Eldorado Brougham

Радиатор кондиционера располгалался довольно умно и не нагружал главную систему охлаждения

Компрессор был все еще внушительных размеров, но гораздо компактнее, чем у более ранних версий.

Ручка управления кондиционером имела три позиции — LOW, MID, FULL

Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный природой и эволюцией человек периодически страдает не только от холода, но и от жары. Поэтому история появления в автомобилях сначала кондиционера, а затем и климатической системы не менее увлекательна, чем история «печки».

Читать еще:  Что означают метки на пружинах амортизаторов

Да будет холод!

В прошлой части мы закончили на том, что к пятидесятым-шестидесятым годам прошлого века окончательно сформировалась единая система вентиляции и обогрева салона. Для улучшения вентиляции в жаркие дни могли использоваться и боковые окна, и люки в крыше, но в целом сформировалась система, при которой воздух подавался в салон с помощью вентилятора под небольшим давлением. Это позволяло избежать запыления внутренностей машины обычным наружным воздухом, к тому же этот воздух мог подогреваться. Тогда же сложилось разделение потоков воздуха на несколько зон, и теперь водитель мог регулировать его направление.

Попытки автоматизировать поддержание температуры начались еще в тридцатые годы. Эффективность систем на основе парафиновых термоэлементов и биметаллических пар оказалась невысокой, но любая приточная система хотя бы обеспечивала обдув салона воздухом с наружной температурой. Конечно, в жарких регионах этого было явно недостаточно. Но как охладить воздух?

В принципе, сама идея охлаждения за счет фазового перехода подана самой природой. Ведь наша с вами естественная система поддержания температуры с испарением пота с поверхности кожи — как раз из таких. При испарении жидкости поверхность сильно охлаждается. Вопрос только в том, где взять много жидкости, и какой.

Первые опыты по охлаждению фазовым переходом относятся еще к XVIII веку. В 1748 году Уильям Каллен в университете Глазго продемонстрировал работу системы, использующей диэтиловый эфир в качестве рабочего тела и замкнутый цикл работы. Первое промышленное использование подобных систем связывают с именем Джэйкоба Перкинса, который в 1834 году запатентовал и изготовил систему с приводом от паровой машины. И уже в 1844 году эту технологию использовали для охлаждения воздуха в помещениях: врач Джон Гори создал систему кондиционирования для кондиционирования палат.

Сравнительно компактные холодильные системы производились с 1910 года компанией General Electric. Но для автомобильной истории важнее другая компания.

В 1916 году была основана фирма Guardian Refrigerator Company, которая пыталась выйти на рынок со своей моделью холодильника. Она потерпела неудачу: удалось продать лишь 40 установок, после чего деньги закончились. Воспользовался этим президент и основатель компании General Motors Вильям Дюран, который купил компанию и переименовал ее в Frigidaire. Этот ход позволил не только развернуть массовое производство холодильников, но и получить в распоряжение автомобильного гиганта технологию фазового перехода.

Вильям Дюран, основатель General Motors

Впрочем, в 30-е годы ХХ века самой массовой системой фазового перехода для использования в автомобилях оставались Thermador Car Cooler и ей подобные системы. Это была просто труба, которую вешали на боковое окно машины. Встречный поток воздуха испарял воду в резервуаре, и в салон он поступал охлажденным. Эффективность такой простой системы была небольшой, но 5-10 градусов можно было скинуть. Зато цена оказалась крайне низкой, расходный материал – обычная вода. Так что применяли простенькие испарители долго, и их производство не прекращалось до конца шестидесятых годов. В отличие от кондиционера, система была простой и дешевой, а эффект – вполне ощутимым. Разве что со временем появились варианты для монтажа системы на люке в крыше: там это смотрится не так странно, как на боковом окне.

Thermador Car Cooler

Первым «настоящим» кондиционером оснастили машины Packard в 1939 году. На тот момент это были самые дорогие и передовые автомобили в мире, так что появление в них кондиционера было вполне закономерным.

Систему кондиционирования разместили в багажнике, производила ее компания Bishop и Babcock Co. Опция оказалась не слишком популярной по целому ряду причин. И не так страшно, что она заняла половину объемистого багажника. И даже цена в 274 доллара не была решающим негативным фактором, на фоне общей стоимости Паккарда это было не так уж много, хотя и сравнимо с ценой нового дешевого автомобиля. Просто система не отключалась: электромагнитную муфту в приводе еще не придумали, а снимать каждый раз ремень привода компрессора было тяжеловато. Надежность работы оказалась низкой: большая длина трубок и постоянные утечки не способствовали нормальной эксплуатации. После 1941 года опция исчезла из прайс-листа компании. В том же году Cadillac предлагал подобную систему для своих лимузинов, но опция не продержалась в производстве и года.

Читать еще:  Рекламный тент на газель бесплатно

Packard Super Eight Touring Sedan ‘1939

Следующая попытка создать прохладу в салоне предприняла компания Chrysler. В модели Imperial 1953 года использовалась куда более современная система Airtemp собственного производства. Причем ещё в 1941-1942 годах компания предпринимала попытки оснащения ею машин, но тогда в серийное производство эта опция не пошла. В Imperial системой уже можно было управлять с места водителя, но располагалась она все еще в багажнике. Зато с надежностью проблем не было, ведь технологию компания отработала на домашних кондиционерах Airtemp. И система не только охлаждала воздух в салоне, но и нагнетала охлажденный воздух с улицы.

Первенцы климат-контроля

В 1954 году на автомобиле Nash Ambassador появилась первая в мире интегрированная система отопления, вентиляции и кондиционирования. Назвали ее All-Weather Eye, и в ней впервые использовалась электромагнитная муфта в приводе кондиционера, а все ее узлы были установлены под капотом и в передней части салона. Конструкция предусматривала дальнейший подогрев охлажденного воздуха при необходимости, что даже при невысокой температуре снаружи создавало внутри приятную атмосферу. И стоит напомнить, это был первый автоматический климат-контроль с кондиционером: достаточно было задать температуру, и термостат поддерживал ее. All-Weather Eye задала направление развития для остальных климатических систем, но сверхпопулярной не стала.

И дело вновь было даже не в её стоимости — 345 долларов в послевоенной Америке были существенной суммой, но это было меньше, чем цена куда менее совершенных систем разработки GM и Chrysler. Проблема была в популярности самих машин Nash. Они были очень передовыми, с очень современным дизайном, но, тем не менее, объемы производства были невелики. И большая часть машин компании были сравнительно недорогими, их покупатели не тратили лишние деньги на новшества. Зато все остальные производители машин поняли, как нужно делать систему отопления и вентиляции.

Nash Ambassador ‘1954

Компания General Motors имела в своем составе двух разработчиков систем кондиционирования. Это уже упомянутая Frigidaire, на разработках которой запустили систему образца 1941 года, и Harrison, которая отвечала за производство радиаторов и дизайн системы охлаждения. Вторая попытка GM оснастить свои машины кондиционерами возлагалась уже на решения и дизайн Harrison, которая в свою очередь заимствовала многие идеи у Nash.

Так, на Pontiac 1954 года система полностью расположилась под капотом, а возможности компании позволили ей впервые в мире расположить радиаторы кондиционера и системы охлаждения «бутербродом» — вместе, обеспечив оптимальную продувку для них и не увеличивая габариты машины. К тому же им удалось значительно уменьшить размеры компрессора, перейдя к аксиальному компрессору вместо привычного V-образного.

Pontiac Chieftain DeLuxe Eight ‘1954

Следующий, 1955 год был годом триумфа систем кондиционирования. В США было продано 892 Plymouth, более 400 Chevrolet, все основные компании предлагали свои машины с этой опцией. Прогресс систем шел таким темпом, что к 1957 году кондиционер в багажнике остался только на некоторых машинах Packard, Studebacker и Linсoln. Причем в 1958 году, когда Cadillac Eldorado Brougham стал первой в мире машиной с системой кондиционирования в стандартной комплектации, о кондиционере в багажнике уже забыли. На следующие 60 лет компоновка системы кондиционирования сформировалась.

Cadillac Eldorado Brougham ‘1958

Только к концу 90-х годов прогресс коснулся и этих систем. Например, появилась возможность создать компрессоры с регулируемым давлением и регулируемые испарители, а заодно обеспечить систему полностью электронной системой управления климат-контролем с полным разделением зон и электроприводом заслонок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector