Какой боковой интервал должен быть между машинами

Боковой интервал

  • Что говорится в ПДД
  • Правила соблюдения расстояния
  • Какой промежуток между автомобилямиявляетсябезопасным
  • Когда следует увеличить расстояние
  • Как интервал зависит от скорости движения
  • Какая ответственность за несоблюдение дистанции

Соблюдение боковых интервалов между автомобилями уделяется гораздо меньше внимания, чем расстоянию до впереди идущей машины. Такое пренебрежение со стороны водителей часто выливается в аварийные ситуации.

Безопасное дорожное движение гарантируется только при условии соблюдения всех правил, которые обязуют автовладельцев придерживаться определенных интервалов по бокам. Их применение обязательно при движении на многополосной проезжей части или обгоне впереди едущих ТС. Игнорирование ПДД может привести не только к порче транспортного средства, но и к увечью, а возможно и смерти, людей.

Что говорится в ПДД

Боковой интервал – это расстояние между двумя машинами сбоку друг от друга. Данное понятие подразумевает безопасное расстояние, при соблюдении которого можно избежать столкновений с другими авто и не царапать свою и чужую машину.

В правилах дорожного движения о соблюдении дистанции между бортами говорится весьма скупо. В пункте 9.10 сказано, что в обязанности водителя входит соблюдать такую дистанцию, которая обеспечит безопасность не только ему, но и другим участникам движения. Более подробных указаний нет, что приводит к необходимости самостоятельно устанавливать данное расстояние и научиться понимать, как определять его на глаз и удерживать на протяжении длительного движения в параллельных рядах.

Удерживание нужного расстояния между двумя транспортными средствами позволяет обеспечить безопасность смежных автомобилей. При этом ответственность за соблюдение дистанции ложится на водителей неравномерно. ТС, которое едет в крайней правой полосе, не должен координировать этот показатель. А вот водитель, который едет слева от него, выстраивает свое движение так, чтобы не повредить себе и соседу справа. Но и двигающаяся справа машина должна помнить о ТС слева.

При объезде препятствия на дороге или обгоне впереди едущего транспорта, следует учитывать авто, которые едут сбоку от него. Неосторожное вождение приводит как минимум к поцарапанным бокам, что мало приятно и выливается в дорогостоящий ремонт.

Правила соблюдения расстояния

Разъяснения о том, каким должен быть боковой интервал в ПДД не найти. Однако выпущено не мало методической литературы, которая дает общие рекомендации исходя из практики.

Для безопасного движения интервал должен быть таким, чтобы предотвратить возможность столкновения в случае резкого виляния другого авто или его незапланированных маневров. Достаточное расстояние дает возможность водителю среагировать на угрозу и принять решение для избежания ДТП.

Для того чтобы обеспечить безопасный интервал сбоку следует учитывать следующие характеристики:

  1. Скорость ТС. При увеличении данного показателя интервал также увеличивается.
  2. Особенности машины, а именно технические характеристики, наличие неисправностей или поломок.
  3. Метеорологические условия. При плохой погоде (дождь, снег, туман, гололедица) расстояние следует увеличивать.
  4. Состояние дорожного покрытия. Чему хуже дорога, тем дальше следует держаться от авто едущего сбоку.
  5. Самочувствие водителя. Низкая скорость реакции ввиду головных или других болей, сонливость и другие симптомы, требуют наибольшего интервала, чтобы при необходимости успеть среагировать на опасность и выполнить нужные для предотвращения ДТП действия.

Только серьезный водительский опыт позволит мгновенно учитывать все факторы, и принимать правильное решение на основе их совокупности. Новичкам в вождении лучше придерживаться расстояний, которые рекомендованы нормативно-правовыми актами.

Какой промежуток между автомобилями является безопасным

Общие рекомендации говорят о том, что боковой интервал напрямую зависит от того, кто именно находится сбоку. Если речь идет о пешеходах, идущих по обочине, или велосипедистах, которые едут по краю дороги, то следует выдерживать между ними и ТС не менее 1,5 метров.

Особенную опасность представляют велосипедисты, так как скорость их движения выше, а маневры могут быть не прогнозируемыми. В случае с другими транспортными средствами следует удерживать расстояние между боковыми поверхностями примерно 2,5 метра.

Плохие дороги, ненастная погода, низкая освещенность, требует увеличения интервалов. Особое внимание стоит уделять при движении рядом с автопоездом. Прицеп может заносить в сторону при обгоне или объезде препятствий на довольно внушительное расстояние. Это следует учитывать, рассчитывая безопасное расстояние между авто.

В населённых пунктах выдерживать такие дистанции просто невозможно, особенно если речь идет о загруженных участках дороги и времени особой загруженности дорог. Избежать опасных ситуаций при таких условиях можно просто снизив скорость. Чем крупнее объезжаемое ТС, тем ниже должна быть скорость передвижения. Особую осторожность стоит проявлять при движении рядом с автобусом или крупным грузовым авто.

Когда следует увеличить расстояние

Постоянное наблюдение за участниками дорожного движения помогают нарабатывать опыт и учиться правильно реагировать на разные ситуации. Правильно выбранный боковой интервал позволит водителю своевременно выполнить нужный маневр для предотвращения аварийной ситуации, если другие участники движения:

  • совершат резкий незапланированный маневр по причине создавшейся аварийной ситуации сбоку или впереди них;
  • изменят свою траекторию в результате заноса;
  • резко затормозят, провоцируя ДТП или выполнят другие опасные действия.

При достаточном боковом отступе водителю будет достаточно времени чтобы не только оценить ситуацию, но и выполнить нужный для сохранения безопасности маневр.

Увеличивать расстояние между бортами транспортных средств следует при:

  1. Ухудшении дорожного покрытия.
  2. Низкой видимости.
  3. Начавшемся дожде или снегопаде.
  4. Плохом сцеплении с дорогой по причине плохих погодных условий.
  5. Низком освещении.
  6. Ухудшении самочувствия водителя и др.
Читать еще:  Как продать автомобиль быстро и выгодно

Параметры постоянно меняются поэтому не стоит терять бдительность на дороге ни на секунду.

Как интервал зависит от скорости движения

Существует общее правило, которое распространяется на всех участников движения на дорогах, — чем выше скорость движения, тем больше опасностей возникает. Это правило распространяется также и на боковой интервал. Увеличивая скорость следует увеличивать расстояние между боками машин. Это необходимо для того, чтобы при необходимости было время для экстренной остановки ТС или времени для изменения траектории движения.

Какая ответственность за несоблюдение дистанции

Сотрудники ДПС никогда не наказывают водителей за неправильно выбранное расстояние, если это не приводит к ДТП. Считается, если аварии не случилось, то интервал был выбран правильно. А вот при попадании в дорожно-транспортное происшествие будет установлено, что являлось его причиной.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу!

Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84

При несоблюдении безопасного расстояния между бортами авто виновник получит штраф в размере 1,5 тысяч рублей. Кроме этого на виновную сторону ложится материальная ответственность за компенсацию ущерба, причиненного пострадавшей стороне.

Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала

Соблюдение дистанции – это один из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Регулирует этот вопрос пункт 9.10 Правил дорожного движения. Но делает он это не в конкретных цифрах, а только по ситуации: если водителю удалось избежать ДТП, значит, она была безопасная, если нет, то налицо несоблюдение дистанции и нарушение 9.10 ПДД.

Официальная трактовка на 2021 год

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Последнее изменение

Пункт 9.10 не менялся ни разу со дня официального опубликования Правил в далёком 1993 году. Значит ли это, что этот пункт идеален? Нельзя ответить однозначно, но определённо он универсален. И ДТП из-за нарушения данного предписания подзаконного акта происходят сравнительно часто.

Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД

В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.

Так, можно выделить наиболее важные тезисы:

  • дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
  • то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
  • если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
  • также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».

Про несоблюдение дистанции

Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!

Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.

Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.

Так, согласно судебной практике 2021 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным, который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.

Таким образом, на практике 2021 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит, а не тормозит о другое препятствие.

К слову, о движущемся впереди автомобиле.

Если автомобиль впереди стоит

В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.

Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.

Про боковой интервал

Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2021 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:

  • 1,5 метра от велосипедиста,
  • 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
  • 1-1,5 метра от пешехода.

Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.

Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:

  • в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
  • соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).

Формула расчёта бокового интервала

Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.

Здесь же приводится такой термин как «возмущающее воздействие» – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:

  • внезапный порыв ветра,
  • курсовая неустойчивость вследствие допустимого люфта рулевой рейки,
  • увод в сторону из-за неровности дороги,
  • увод при торможении (речь идёт о допустимом уводе, а не при заносе машины).

Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.

Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:

Формула при обгоне или опережении:

Формула при объезде:

Dобъезд = 0,35 + 0,005 V1

Где V1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V3 – скорость встречного авто в км/ч.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 9.10?

Отдельного частного штрафа за дистанцию или боковой интервал в актуальном на 2021 год Административном кодексе нет. Пункт 9.10 относится к разделу расположения транспортных средств на дороге, и в КоАП есть штраф за любые нарушения такого расположения – часть 1 статьи 12.15, наказывающая водителей штрафом 1 500 рублей.

Штраф за нарушение 9.10 – 1 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 КоАП.

Эта финансовая санкция не может быть выписана инспектором ДПС при простой остановке водителя на дороге. Как мы уже описали выше, нарушение пункта 9.10 прецедентное – только при ДТП пункт считается нарушенным. Это касается как несоблюдения дистанции, так и бокового интервала.

Но при случившейся аварии также вместе со штрафом за нарушением пункта 9.10 могут быть выписаны наказания по другим статьям. Нередко несоблюдение дистанции приводит к ДТП с причинением вреда здоровью или даже жизни потерпевших (потерпевшими в этом случае также могут считаться и пассажиры в машине виновника). Тогда будет выписана ещё и одна из санкций в рамках статьи 12.24 Кодекса, влекущая вплоть до лишения прав, а в ряде случаев виновник может быть привлечён к уголовной ответственности.

Судебная практика

  • Решение по делу №12-67/2013 в Татарстане удовлетворило жалобу водителя о том, что она незаконно привлечена к штрафу за нарушение пункта 9.10 ПДД, когда двигалась задним ходом и допустила столкновение со стоящим автомобилем. Здесь целых 2 несоответствия условиям 9.10: автомобиль потерпевшего не двигался, он же был сзади, а не впереди машины виновницы ДТП.
  • Постановлением № 5-18/2013 суда Орловской области прекращено дело водителя, который якобы в нарушение 9.10, не соблюдая дистанцию, въехал в мотоблок. Дело прекращено на основании того, что мотоблок транспортным средством не является, а пункт чётко оговаривает, что дистанцию нужно соблюдать именно до движущегося впереди транспортного средства.
  • Приговор №1-6/2015 в Тверской области по уголовному делу за причинение смерти велосипедисту из-за несоблюдения дистанции водителя автомобиля.
  • Ещё одно решение с отменой штрафа за нарушение пункта 9.10 на основании того, что нарушивший водитель двигался задним ходом и столкнулся со стоящей машиной.



О соблюдении дистанции и скоростного режима

Уважаемы участники дорожного движения!

Водители, особенно в больших городах, постоянно куда-то спешат, «поджимая» впереди идущие автомобили. И вот, когда кто-то один все же попадает в ДТП, он осознает, что для избежания этой ситуации ему хватило бы лишь нескольких сантиметров и следовало бы не забывать, что такое безопасная дистанция между автомобилями по ПДД.

Главное — соблюдать скорость, чтобы не попасть случайно в аварию из-за того, что была нарушена допустимая дистанция между автомобилями, ПДД четко ограничивают максимальную скорость передвижения в различных зонах. Например, во всех дворах и в тех местах, которые попадают под действие знака 5.21 «Жилая зона», установлена максимально предельная скорость 20 километров в час. На городских дорогах максимальная скорость установлена по умолчанию, но на некоторых участках она еще ниже. Инспекторы отмечают, что если бы все водители соблюдали скоростной режим в черте города, то аварий бы было в два раза меньше.

Так же водителю запрещается намеренно выбирать слишком низкую скорость передвижения и резко тормозить. Если этого не соблюдать, то инспекторы могут расценить данные действия за намеренное создание помехи для прочих движущихся автомобилей. Требуемая дистанция и тормозной путь. В идеале дистанция между автомобилями по ПДД равна скорости автомобиля, разделенной на два. Например, если водитель движется быстро (100 км/час), то расстояние между впереди идущим автомобилем должно быть не меньше 50 метров. Также допустим вариант, когда расстояние между автомобилями равно скорости передвижения ТС. Время остановки в зависимости от дорожного покрытия.

Изучив безопасный тормозной пусть ТС на том или ином покрытии уже можно понять, что безопасная дистанция между автомобилями по ПДД при остановке необходима. Однако не все водители, а уж тем более новички, смогут рассчитать правильно расстояние до впереди идущего автомобиля, чтобы обезопасить себя и другие транспортные средства. Принято считать, что на сухой дороге или на асфальте после дождя безопасная дистанция между автомобилями по ПДД должна составлять минимум 2 секунды. Если асфальт грязный и на нем много глины или пыли, то дистанция должна соответствовать 3 секундам. В случае если снег укатанный, то подойдет дистанция и в 3 секунды, однако опытные водители советуют новичкам выдерживать большую дистанцию. Если на дорогах прошел снег с дождем и все осадки за ночь замерзли, то самой безопасной дистанцией будет расстояние минимум в 5 секунд. Также всем водителям стоит помнить, что при необходимости дистанцию между т/с нужно увеличивать и соблюдать с осторожность. Особенно это важно в том случае, если шины на автомобиле не соответствуют сезону.

Выбор — эффективное расстояние. Эффективное расстояние — это та же самая безопасная дистанция между автомобилями. ПДД гласят о том, что эффективное расстояние необходимо увеличивать, если: за рулем находится водитель, недавно окончивший автошколу; во время движения по трассе постепенно начало ухудшаться качество дорожного покрытия; изначально шел дождь, а потом он сменился снегом; обзор дороги стал хуже или же на покрытии появились препятствия; водитель пристроился в конец автомобильной колонны, и ее длина превышает 5 ТС; водитель увеличивает скорость — в таком случае лучше вообще перестроиться в свободную полосу.

Также водитель должен помнить еще одно правило, что если он едет за автомобилем, который по габаритам и уж тем более по массе меньше его ТС, то в этом случае от такой машины необходимо держаться подальше. Чем легче автомобиль, тем меньше у него будет длина тормозного пути, и следующее за ним транспортное средство может просто не успеть остановиться

Сколько метров составляет боковой безопасный интервал по ПДД и от чего он зависит

Боковой интервал (БИ) – минимальная дистанция между автомобилями, позволяющая свободно маневрировать на дороге. Ее соблюдение снижает количество дорожно-транспортных происшествий и повышает безопасность водителей. Несоблюдение бокового интервала может привести не только к повреждению транспортных средств, но и к смерти участников ДТП.

  1. Что такое боковой интервал между автомобилями
  2. Как рассчитывается безопасное расстояние
  3. Правила к соблюдению интервала
  4. Ответственность за невыполнение требований ПДД

Что такое боковой интервал между автомобилями

В правилах дорожного движения дистанция и боковой интервал – разные понятия. Первое определяет расстояние между машинами, находящимися спереди и сзади от текущего транспортного средства. Второе – между автомобилями, располагающимися по бокам от вашего.

Пространство дает возможность перестроиться в другой ряд при необходимости, вызванной:

  • маневром других участников дорожного движения.
  • угрозой ДТП;
  • заносом.

Боковой отступ позволяет водителям объезжать друг друга и оценивать ситуацию на дороге через зеркала заднего вида.

Определение бокового интервала по ПДД в метрах затруднено формулировкой закона. В ней сказано, что водитель должен самостоятельно отслеживать ситуацию на дороге и определять БИ, позволяющий обеспечить безопасность.

Существует несколько рекомендаций по вычислению оптимального расстояния между автомобилями.

Как рассчитывается безопасное расстояние

Безопасный боковой интервал зависит от:

  • габаритов машины;
  • тормозного пути ТС;
  • среднего времени, необходимого на реакцию при внештатной ситуации;
  • скорости транспортного средства;
  • загруженности дороги;
  • погодных условий;
  • типа дорожного покрытия;
  • технического состояния авто (работы тормозной системы, подвески, рулевой колодки и других элементов);
  • времени суток и освещенности трассы.

Все эти параметры переменны, и опытный водитель обязан их учитывать при расчете расстояния. Например, при возрастании скорости вашей машины интервал также следует увеличить.

Правила к соблюдению интервала

В общем случае справочники предлагают следующие рекомендации и правила к соблюдению бокового интервала:

  • 1,5 м до велосипедиста или пешехода;
  • 2,5 м до другого транспортного средства.

При плохом состоянии покрытия, низкой освещенности и ненастной погоде БИ рекомендуется увеличить вдвое во избежание аварийной ситуации.

При одновременном прохождении поворота с автопоездом его также нужно увеличить, поскольку колеса прицепа во время маневра смещаются к центру дороги.

При движении в плотном потоке или пробке поддерживать безопасное расстояние невозможно. В этом случае следует снизить скорость. Это особенно важно, когда нужно объехать какой-нибудь крупногабаритный автомобиль, например, грузовик или автобус.

Начинающему водителю рекомендуется отслеживать и запоминать, как машина ведет себя в той или иной ситуации. Тогда он сможет точно определять оптимальные дистанцию и интервал в каждом конкретном случае.

Ответственность за невыполнение требований ПДД

Короткая боковая дистанция между автомобилями не позволяет выполнять маневры или безопасно тормозить. Уменьшение расстояния между машинами приводит к нарушению безопасности и созданию аварийной ситуации.

Сотрудник ДПС имеет право выписать штраф только после ДТП. В ином случае получится обжаловать постановление через суд.

В текущей редакции ПДД нет конкретных цифр, поэтому интервал признается опасным только после ДТП. Если в результате разбирательств выяснится, что водитель сократил боковое расстояние между машинами, из-за чего и случилась авария, он должен возместить материальный ущерб пострадавшей стороне и выплатить штраф в размере 1500 руб. В настоящее время рассматривается законопроект, по которому сумму штрафа могут увеличить до 5000 руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector