Пересечение равнозначных дорог кто уступает

Нерегулируемые перекрестки

Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог

На перекрестке равнозначных дорог действует правило «помеха справа», когда водитель уступает дорогу тому автомобилю, который приближается справа.

При повороте налево и развороте водитель обязан уступить дорогу всем встречным автомобилям, которые движутся прямо и направо.

Пример разъезда автомобилей на нерегулируемом равнозначном перекрестке:
Рис I
У водителя «2» помеха справа — автомобиль «1», у водителя «1» в свою очередь помеха справа — автомобиль «3». У водителя «3» помех нет и он начинает движение первым, занимая перекресток.
Рис II
Выехав на перекресток, водитель «3», совершая левый поворот, должен остановиться и уступить дорогу встречному — автомобилю «2». Но водитель «2» не может ехать, так как у него помеха справа.
После того, как водитель «3» выехал на перекресток, у водителя «1» исчезла помеха справа — он начинает движение и покидает перекресток первым.
Теперь у водителя «2» исчезает помеха справа, его путь также свободен.
Последним завершает маневр, покидая перекресток, водитель «3».

Случай, когда к перекрестку одновременно со всех сторон подъехали автомобили, правила не регламентируют. Водители должны просто договориться между собой любым способом.
Любопытно, что самый вежливый из них, который догадается уступить дорогу первым, перекресток проедет последним.

Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог

При изменении направления главной дороги водители главной дороги руководствуются между собой правилом «помеха справа». Водители второстепенных дорог, уступив автомобилям на главной дороге, также пользуются меж собой правилом «помехи справа».

Пример.
Автомобили «1» и «2» пользуются преимуществом по отношению к остальным, а между собой руководствуются правилом «помеха справа». Поэтому первым начнет движение автомобиль, не имеющий помехи справа на главной дороге.
Вторым проедет перекресток автомобиль «2».
Водитель «4» обязан уступить дорогу автомобилю «3», так помеху справа. Поэтому третьим проедет перекресток автомобиль «3», и последним — автомобиль «4».

Напомним, что трамвай уступает дорогу только в трёх случаях:

  • Под знак «уступи дорогу»
  • При выезде из трамвайного депо,
  • И при красной основной секции с зеленой дополнительной направо.

Во всех остальных случаях вы обязаны уступать дорогу трамваю на перекрестках.

Материал изложен на основе программы, разработанной преподавателями автошколы МГУ

Тема 13.1. Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог.

Прежде всего необходимо понимать, что перекрёсток равнозначных дорог это обязательно нерегулируемый перекрёсток. Здесь нет ни регулировщика, ни светофоров. Или светофоры есть, но они не работают или переведены в режим жёлтого мигающего сигнала:

Правила. Раздел13. Пункт 13.3. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым.

Жёлтый мигающий сигнал информирует водителей о том, что перекрёсток стал нерегулируемым.

Знаков приоритета нет, обе дороги с твёрдым покрытием – это перекрёсток равнозначных дорог.

Здесь светофоров вообще нет, и нет знаков приоритета – это перекрёсток равнозначных дорог.

На таких перекрёстках водители должны сами устанавливать очерёдность проезда, руководствуясь общим принципом «помехи справа»:

Правила. Раздел13. Пункт 13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Другими словами Правила попросту возложили всю ответственность за безопасность проезда через перекрёсток на водителя, имеющего «помеху справа».

И это логично! Ваш путь до точки столкновения заметно больше, чем у водителя грузовика.

Вам легче выполнить требование «Уступите дорогу»!

Поэтому-то Правила и «нагрузили» ответственностью тех, у кого «помеха справа», и освободили от ответственности тех, у кого «помеха слева».

А теперь посмотрим, как этот общий принцип реализуется в различных ситуациях на перекрёстках равнозначных дорог.

Светофоров нет, знаков приоритета нет, грузовик справа – надо уступать ему дорогу.

Но уступить дорогу это ведь не обязательно остановиться!

Обязательным является не создать помеху движению!

А какую помеху вы можете создать, если, например, будете поворачивать направо?

В этом случае траектории движения вообще не пересекаются.

Траектории, правда, могут пересечься, если водитель грузовика вздумает развернуться!

Но в этом случае в конечной фазе разворота вы станете для него помехой справа, и теперь уже его обязанность – уступить вам дорогу.

Другое дело, если вы намерены двигаться прямо. Или повернуть налево. Или развернуться.

Вот тут вы вполне можете создать помеху грузовику и тем самым нарушите Правила.

А раз так, тогда ваша святая обязанность – остановиться у края пересекаемой проезжей части!

Ведь что такое по Правилам «уступить дорогу» (не создавать помех):

Правила. Раздел13. «Уступить дорогу (не создавать помех)»требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

О как! Мало того, что вы «не должны продолжать движение», так вы ещё и не должны его «возобновлять»! То есть останавливайтесь и стойте до тех пор, пока угроза столкновения (по вашей вине) не исчезнет.

При таком раскладе помехи справа нет ни у кого. Оба могут продолжать движение.

И если обоим надо прямо или направо, они проедут перекрёсток без остановки (траектории движения не пересекаются).

Они даже могут одновременно повернуть налево или развернуться. Если, конечно, получится безопасно разойтись правыми бортами.

В этом случае траектории движения тоже не пересекаются.

Есть только единственная ситуация, когда траектории точно пересекаются!

Это если один двигается прямо или направо, а встречный поворачивает налево или разворачивается.

Изначально у встречного помехи справа не было. Помеха справа возникла в процессе движения через перекрёсток.

И вот тут, на перекрёстке, он и должен уступить нам дорогу.

В Правилах для этого случая дано прямое указание:

Правила. Раздел 13. Пункт 13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Хотя, на самом деле, вполне достаточно и того, что уже было сказано в пункте 13.11: «водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».

Получается, что пока справа всё чисто, мы тоже можем (и даже должны) въезжать на перекрёсток.

Но на самом перекрёстке надо уступать дорогу встречному – траектории пересекаются, и он для нас помеха справа.

Наконец, третий, и последний из всех возможных вариантов – сейчас вы для него помеха справа.

Можете смело двигаться во всех направлениях.

Только помните! – если будете разворачиваться, то в конечной фазе разворота он станет для вас помехой справа!

Про разворот в такой ситуации Правила не дали никакого прямого указания. Тут почему-то авторы Правил решили, что вполне достаточно одного только пункта13.11: «…водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа » .

Конечно, на перекрёстке могут сойтись и три, и четыре транспортных средства, и такие задачки в Билетах есть. Но принципиально это ничего не меняет. Принципиальным является следующее:

Перекрёсток равнозначных дорог – это самый демократичный из всех перекрёстков.

Здесь у всех равное право на проезд.

А при равном праве на проезд всегда вступает в действие общий принцип «помехи справа».

Вот как об этом вас будут спрашивать на экзамене:

Вы намерены продолжить движение прямо. Ваши действия?

1. Проедете перекрёсток первым.

2. Уступите дорогу легковому автомобилю.

3. Уступите дорогу легковому автомобилю и мотоциклу.

Комментарий к задаче

Справа от нас легковой автомобиль, вот ему и уступаем. А мотоцикл должен уступить нам, мы для него помеха справа.

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Проедете перекрёсток первым.

2. Проедете перекрёсток одновременно со встречным автомобилем до проезда мотоцикла.

3. Проедете перекрёсток последним.

Комментарий к задаче

Здесь события будут развиваться следующим образом. Помехи справа нет только у встречного легкового автомобиля, он первым и поедет. И если бы вы двигались прямо или направо, он должен был на перекрёстке уступить вам дорогу. Но у вас включены указатели поворота налево, траектории ваших движений не пересекаются, поэтому в данной ситуации встречный проедет перекрёсток без остановки.

Затем проедет мотоциклист, и только после этого наступит ваша очередь начать движение.

Кто имеет право проехать перекрёсток первым, если все намерены двигаться прямо?

1. Водитель троллейбуса.

2. Вы вместе с водителем троллейбуса.

3. В данной ситуации очерёдность проезда определяется по взаимной договорённости водителей.

Комментарий к задаче

Авторы Билетов постоянно в разных задачах предлагают вам этот ответ – «по взаимной договорённости». Но правильным такой ответ будет только один раз – в этой задаче.

Дело в том, что Правила эту ситуацию никак не регламентируют. То есть в Правилах по поводу этой ситуации вообще ничего не сказано. И это единственный случай, когда водители вынуждены руководствоваться не требованиями Правил, а проявить разумную инициативу.

На практике это будет выглядеть так – наиболее опытный и вежливый из четырёх предложит жестом соседу слева, мол, проезжай.

Допустим, такое предложение сделает вам водитель грузовика. Вы проехали, их осталось трое, и далее события будут развиваться по уже известному сценарию – руководствуясь принципом «помехи справа», сначала проедет мотоцикл, затем троллейбус и последним покинет перекрёсток наиболее опытный и вежливый.

Попутно отметим, что если на этом перекрёстке такая ситуация будет наблюдать часто, тогда здесь обязательно поставят знаки приоритета, или установят светофоры.

И ещё! Обратите внимание – все четверо могут одновременно поворачивать направо – никто никому не мешает.

На любом перекрёстке равнозначных дорог всегда можно смело поворачивать направо.

Нам осталось только разобраться с трамваем.

А чего с ним разбираться. Всё сказано в пункте 13.11:

Правила. Раздел 11. Пункт 13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Кому вы обязаны уступить дорогу?

1. Только трамваю А.

2. Только трамваю Б.

3. Обоим трамваям.

Комментарий к задаче

Светофоров нет, знаков приоритета нет – это перекрёсток равнозначных дорог. Здесь у всех равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай всегда имеет преимущество независимо от направления движения.

При движении в прямом направлении Вам следует:

1. Проехать перекрёсток первым.

2. Уступить дорогу только трамваю.

3. Уступить дорогу трамваю и легковому автомобилю.

Комментарий к задаче

Трамвай проедет первым, а водитель встречного автомобиля, поворачивая налево, должен уступить дорогу нам. Для безрельсовых транспортных средств принцип «помехи справа» никто не отменял.

Собственно и всё. С перекрёстками равнозначных дорог мы полностью разобрались.

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств

разбираются между собой по общему принципу «помехи справа»,

а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Впереди у нас перекрёстки неравнозначных дорог.

Авторское право распространяется на весь контент настоящего учебного пособия, включая дизайн и логотип «Автошкола дома». Авторское право, естественно, не распространяется на цитаты из Правил, цитаты из Кодекса об Административных Правонарушениях, а также на рисунки и текст из сборника «Экзаменационные тематические задачи» и сборника «Экзаменационные билеты» (авторы – Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др.). Во всех необходимых случаях в тексте настоящего учебного пособия имеются ссылки на первоисточник.

Что касается изображений, то значительная часть из них была построена на основе фото и рисунков, взятых из Интернета, и мы ни в коей мере не претендуем на авторство этих заимствованных картинок. Нам в данном случае принадлежит только лишь идея их использования или авторское право на новую законченную композицию (коллаж), собранную из фрагментов чужих изображений.

Запрещается использование данного контента в коммерческих целях без согласования с автором, а также любые действия, в результате которых у читателей данного учебного пособия может сложиться впечатление, что представленные материалы не имеют отношения к домену автошколадома.рф.

Проезд нерегулируемых равнозначных перекрестков

Добрый день, уважаемый читатель.

В очередной статье серии «Правила проезда перекрестков» Вы узнаете о правилах дорожного движения, которые относятся к нерегулируемым равнозначным перекресткам.

В населённом пункте встретить такой перекресток довольно трудно. Однако за городом равнозначные перекрестки получили широкое распространение, поэтому каждому водителю необходимо четко знать, каким образом такие перекрестки можно проехать без нарушения требований ПДД.

Напоминаю, что водитель должен определить тип перекрестка еще до того, как автомобиль выедет на этот перекресток. В предшествующих статьях серии рассмотрены перекрестки:

На первый взгляд кажется, что правила проезда перекрестков неоправданно сложные, ведь возможны десятки разнообразных ситуаций. На самом деле все довольно просто, и если Вы потратите несколько минут на изучение предшествующих статей серии, то никаких проблем у Вас не возникнет.

Что касается нерегулируемых равнозначных перекрестков, то к ним относится лишь пара пунктов правил дорожного движения, а следовательно, они не должный вызывать никаких трудностей. Об этих правилах и пойдет речь ниже:

Признаки равнозначного перекрестка

Перекресток является равнозначным при одновременном соблюдении следующих условий:

  • нет светофоров и регулировщика;
  • нет знаков приоритета (главная дорога, уступите дорогу и т.д.);
  • обе пересекающиеся дороги имеют одинаковое покрытие (твердое или грунт).

Дополнительно для указания на равнозначность может использоваться дорожный знак 1.6 «Равнозначный перекресток»:

Примечание. Количество полос движения и проезжих частей на дорогах не влияет на тип перекрестка.

Порядок движения

Проезд равнозначных перекрестков регламентируется двумя пунктами правил дорожного движения (13.11 и 13.12), первый из которых относится ко всем маневрам на перекрестке, а второй — только к повороту налево и развороту:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Поворот направо

При выполнении поворота направо траектория белого автомобиля не пересекается с траекториями других машин, поэтому такой маневр можно выполнить независимо от того, подъезжают ли транспортные средства с других направлений.

Движение прямо

При движении прямо траектория белого автомобиля пересекается с траекториями других автомобилей. При этом следует уступить дорогу оранжевому автомобилю, который подъезжает к перекрестку справа.

Поворот налево или разворот

Напомню, что при выполнении поворота налево или разворота на равнозначном перекрестке кроме пункта 13.11 правил действует еще и пункт 13.12. Поэтому необходимо уступить дорогу как автомобилям, приближающимся справа (независимо от того, в какую сторону они едут), так и автомобилям, которые едут Вам навстречу и выполняют поворот направо или продолжают движение прямо. Т.е. следует уступить дорогу и оранжевой машине, и синей.

Обратите внимание, траектория Вашего автомобиля не всегда будет пересекаться с траекториями вышеперечисленных машин, поэтому уступать дорогу нужно не всем автомобилям.

Например, если на перекрестке пересекаются многополосные дороги, то автомобили смогут разъехаться и их траектории не будут пересекаться.

Неразрешимая ситуация на перекрестке

На перекрестке может возникнуть дорожная ситуация, из которой невозможно найти выход в рамках действующих правил дорожного движения.

Заключается она в том, что к равнозначному перекрестку подъезжают автомобили одновременно со всех направлений. Причем на каждом из четырех въездов находится хотя бы один автомобиль, водитель которого желает проехать прямо, повернуть налево или развернуться.

Суть этой неразрешимой ситуации в том, что каждый из водителей должен уступить дорогу другому автомобилю (который находится справа от него). Белый уступает оранжевому, оранжевый — синему, синий — зеленому, зеленый — белому. Поэтому все они вынуждены стоять и проехать не могут.

Выход из такой ситуации может быть найден следующим образом. Все автомобили, приближающиеся с одного из направлений, должны повернуть направо. В этом случае остальные автомобили постепенно смогут разъехаться.

Однако если такая ситуация возникнет на практике, то не рекомендую Вам блистать знаниями и первым выполнять поворот направо. Пусть лучше это сделают другие водители.

Связано это, во-первых, с тем, что при приближении к перекрестку Вы уже заняли правильное положение на проезжей части, соответствующее намеченному направлению выезда. Поэтому поворот из такого положения направо может привести к нарушению правил или к ДТП.

Во-вторых, водитель не имеет информации о том, куда приведет его правая дорога и удастся ли там развернуться. Поэтому лучше подождать, пока ситуация разрешится сама собой, оставаясь на своем месте перед перекрестком.

Ну а в следующей статье речь пойдет про перекрестки с трамвайными путями.

Тема 13.4. Проезд перекрестков. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог

Перекресток равнозначных дорог также причисляется к категории нерегулируемых, то есть на нем вы не найдете работающего светофора или регулировщика. А еще (в отличие от перекрестка неравнозначных дорог) на нем не будет установлено никаких знаков приоритета, а пересекаемые дороги будут иметь одинаковое покрытие (либо твердое у обеих, либо встретятся две грунтовки). В общем, полная демократия – все автомобилисты равны в праве на проезд. Но все-таки, кто же первый?

Допустим, к перекрестку подъехали два водителя (как на рисунке слева). Оба двигаются прямо, то есть их траектории пересекаются. Создается конфликтная ситуация. Кто-то кому-то должен уступить…

На перекрестке равнозначных дорог всегда уступает водитель, у которого есть «помеха справа».

В случае выше уступать придется водителю легкового автомобиля. Сначала перекресток преодолеет мотоциклист, затем – автомобилист.

Другой случай. К перекрестку подъехали три водителя, и все едут прямо. Кто поедет первым?

У водителя учебного автомобиля – «помеха справа», у мотоциклиста тоже. Водитель же синей машины «помехи справа» не имеет. Он и проедет первым. После него перекресток покинет мотоциклист, а водитель учебного автомобиля уедет с пересечения последним.

Подобные задачки встречаются и в экзаменационных билетах. Вот в этой, например, к перекрестку подъехали сразу четыре водителя.

Кто имеет право проехать перекресток первым, если все намерены двигаться прямо?
1. Водитель троллейбуса.
2. Вы вместе с водителем троллейбуса.
3. В данной ситуации очередность проезда определяется по взаимной договоренности водителей.

Как тут определить, кто начнет движение первым? У кого больше машина? Или кто считает себя круче? Для этого случая существует правило: если в ПДД не определен порядок разъезда, водители разъезжаются по договоренности. То есть какой-нибудь опытный водитель жестом руки или сигналом фарами пропускает другого водителя, вслед за которым все остальные разъезжаются по правилу «помехи справа». Так что в данной задаче верный ответ – 3.

До этого момента все водители в наших задачках ехали прямо. Давайте теперь рассмотрим случай, когда один из водителей поворачивает налево.

При движении прямо Вы:
1. Имеете преимущество.
2. Должны уступить дорогу только мотоциклу.
3. Должны уступить дорогу только автомобилю.
4. Должны уступить дорогу обоим транспортным средствам.

Кто начнет движение первым? Водители руководствуются «правилом правой руки». У нас – «помеха справа» в виде мотоциклиста, поэтому мы стоим. У водителя мотоцикла также есть «помеха справа» (это грузовик), поэтому он ждет. А вот у водителя грузового автомобиля «помехи справа» нет, поэтому он выезжает на перекресток.

Однако во время движения, поворачивая налево, у грузовика появляется «помеха справа» (это мы), и он останавливается прямо на перекрестке. У нас все также справа мотоциклист, поэтому ехать мы не имеем права. А вот у водителя мотоцикла «помеха справа» ушла, и он поехал. Теперь исчезла «помеха справа» и у нас. Мы также выезжаем на пересечение дорог. Следом заканчивает маневр грузовик, у которого ушла «помеха справа». Получается, что он, начав движение первым, заканчивает проезд перекрестка последним. Правильный ответ – 2.

Более наглядно посмотреть на разъезд автомобилей можно в нашем видео.

При одновременном левом повороте или развороте встречные разъезжаются, как правило, до центра перекрестка – правыми бортами.

Конечно, разъезд левыми бортами (как на фото) – это более безопасный способ левого поворота, ведь при таком раскладе водителями хорошо просматриваются встречные направления. Однако этот способ при интенсивном движении моментально создает заторы.

Правила дорожного движения не регулируют траекторию движения на перекрестке и допускают одновременный разъезд как правыми, так и левыми бортами. Главное при левом повороте и развороте – не выехать на полосу встречного движения.

В 90% случаев водители разъезжаются правыми бортами. Но не стоит забывать, что это довольно опасно, т.к. встречный автомобиль закрывает следующие за ним транспортные средства.

Стоит отметить, что если водители разъезжаются правыми бортами, то водитель при наличии нескольких попутных полос при выезде с перекрестка занимает левую полосу. А если разъезжаются левыми бортами, то после выезда следует занять правый ряд.

Не забудьте также при левом повороте или развороте пропустить встречное транспортное средство, которое едет прямо или поворачивает направо.

Почему только прямо или направо? При левом повороте у водителя, выехавшего на перекресток, встречное транспортное средство окажется «помехой справа», поэтому он будет вынужден остановиться и пропустить его.

А вот если встречный автомобиль едет прямо или поворачивает направо, то при левом повороте или развороте ему необходимо уступить.

Осталось разобраться с трамваем.

Если на равнозначном перекрестке появился трамвай, сразу вспоминаем, что при равных условиях трамвай всегда имеет преимущество.

Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении. Кому Вы должны уступить дорогу?
1. Обоим трамваям.
2. Только трамваю А.
3. Только трамваю Б.
4. Никому.

Не имеет значения, находится ли трамвай справа или слева от водителя, или может он едет с противоположного направления. Мы всегда уступаем ему на равнозначном перекрестке. В данной задаче верный ответ – 1.

Однако преимущество трамвая слева не дает приоритета транспортному средству, расположенному рядом с ним. Здесь поговорка «Мы с Тамарой ходим парой» не работает.

Выводим алгоритм при решении задач о проезде равнозначных перекрестков.

1. Есть ли приоритетные транспортные средства (трамвай, машина со спецсигналами)?
2. Есть ли «помеха справа»?
3. Выводим ответ.

Несмотря на то, что схема выглядит чрезвычайно простой, практика показывает целесообразность применения данной схемы.

Рассмотрим несколько задач.

Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении. Ваши действия?
1. Проедете перекресток вместе с трамваем, не уступая дорогу грузовому автомобилю.
2. Проедете перекресток, уступив дорогу грузовому автомобилю.

Поскольку у нас слева трамвай, а это приоритетное транспортное средство, и грузовик обязан его пропускать, то может показаться, что мы можем проскочить с трамваем вместе, не уступая дорогу грузовику.

Но здесь нужно просто задать вопрос: «Если у нас «помеха справа»?». И будет ясно, что мы обязаны уступить дорогу грузовому автомобилю. Верный ответ – 2.

При повороте на право Вам следует:
1. Уступить дорогу легковому автомобилю.
2. Проехать перекресток первым.

Задаем простой вопрос: «Есть ли у нас «помеха справа»?». Нет! Значит, имеем преимущество. Правильный ответ – 2.

Читать еще:  При езде руль покачивает вправо влево
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector