Несоблюдение бокового интервала пдд

Решение № 12-15/2018 от 26 февраля 2018 г. по делу № 12-15/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

26 февраля 2018 года г. Комсомольск-на-Амуре

Судья Комсомольского районного суда Хабаровского края Пучкина М.В., рассмотрев дело по жалобе Мику В. Ф. на постановление инспектора ДПС ГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона» target=»_blank»>12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Мику В. Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца гражданина РФ, проживающего: , не работающего,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением инспектора ДПС ГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району Карпова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ № Мику В.Ф. привлечен к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона» target=»_blank»>12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Данным постановлением Мику В.Ф. признан виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ мин. на км автодороги , управляя транспортным средством « », гос.регистрационный знак двигаясь со стороны в сторону , не выбрал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения, в результате чего совершил столкновение с транспортным средством , гос.регистрационный знак , который двигался в составе автопоезда с полуприцепом во встречном направлении, чем нарушил п. 9.10 Правил дорожного движения РФ.

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, Мику В.Ф. обратился в суд с жалобой об отмене постановления должностного лица, указывая на то, что в его действиях отсутствует событие вмененного административного правонарушения. Из материалов дела следует, что перед столкновением он находился на своей полосе, на его полосе произошло столкновение, именно там находились осколки ТС, в то время как на полосе, предназначенной для движения во встречном направлении, осколков не обнаружено. Считает, что второй участник ДТП, не желая ехать по снежному накату по своей полосе движения, выехал на встречную полосу, где и допустил столкновением с его автомобилем. Считает виновником ДТП водителя второго транспортного средства, нарушившего п.п.9.1, 9.1 (1), 9.4, 11.7 ПДД и выезда на полосу, предназначенную для движения во встречном направлении. Указывает на то, что п. 9.10 ПДД РФ, нарушение которого вменено заявителю, не может применяться при встречном разъезде, поскольку в этом случае автомобили обязаны двигаться каждый в своей полосе, по возможности ближе к правому краю проезжей части (п.9.4 ПДД), что исключает несоблюдение бокового интервала между транспортными средствами, движущимися во встречном направлении, столкновение таких автомобилей возможно только в случае выезда одного из них на встречную полосу движения. Считает, что поскольку участники ДТП не сошлись во мнении относительно места первоначального столкновения, определять это следовало по объективным данным, в частности по месту нахождения осколков, располагавшихся на полосе заявителя.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Сергеев Е.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении по основаниям, в ней изложенным, уточнив, что при изложении фактов события нарушения неверно указано направление движения транспортных средств. Его доверитель в месте и времени, указанных в обжалуемом постановлении, двигался со стороны в сторону . В районе км автодороги увидел свет фар от приближающегося встречного транспорта. Он продолжил движение по своей полосе, траекторию движения не менял. Поравнявшись со встречным автомобилем, перемещавшимся в составе автопоезда с полуприцепом, заявитель почувствовал касательный удар в левый борт своей машины, в результате чего автомобиль оказался перевернутым на встречной полосе, а второй участник происшествия съехал в кювет на противоположной стороне дороги.

Потерпевший в судебном заседании полагал вину Мику В.Ф. установленной. ДД.ММ.ГГГГ на рабочем автомобиле , , который двигался в составе автопоезда с полуприцепом из вез металл в . Двигался рано утром, было темно. Дорога в месте происшествия частично, по краям покрыта снежным накатом. Двигался по своей полосе, ближе к краю дороги, так как ширина управляемого им автомобиля 2,4 м. Правая часть его автомобиля ехала по снежному накату, левая сторона — по асфальту. Поравнявшись со встречным автомобилем, этот автомобиль левой своей частью ударил его автомобиль между прицепом и тягачом, после удара его автомобиль сложило и автомобиль съехал в левый кювет, второй участник ДТП перевернулся и лег на бок на встречной полосе.

Представитель собственника транспортного средства Терещенко А.И. — Телегин А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что вывод Мику В.Ф. о виновности второго водителя материалами дела не подтвержден. Считает, что наличие осколков на полосе заявителя жалобы само по себе не может говорить о том, где произошло столкновение. Столкновение автомобилей произошло при их движении по проезжей части при определенной скорости, в связи с чем радиус разброса осколков может быть любым. Доводы жалобы об отсутствии нарушений со стороны Мику В.Ф. п. 9.10 ПДД РФ основаны на неверном толковании правил, что следует из определения Конституционного Суда РФ от 28 марта 2017 года № 490-О. Просит в удовлетворении жалобы отказать.

Инспектор ДПС ГИБДД ОМВД Росси по Комсомольскому району Балута А.В. в судебном заседании пояснил, что совместно с Карповым В.А. выехали на место ДТП, в районе . Изучив дорожную обстановку: наличие снежного наката по ходу движения каждого из водителей, темное время суток, габариты транспортных средств пришли к выводу о виновности обоих водителей в нарушении п.9.10 ПДД. Указывает на то, что при составлении схемы к моменту их прибытия на место, осколки проезжающими мимо машинами раскатало.

Мику В.Ф. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя Сергеева Е.А.

Должностное лицо — инспектор ДПС ГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району Карпов В.А., собственники транспортных средств Мику О.Н., Терещенко П.А., Терещенко А.И., надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.

При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, собственника транспортного средства, потерпевшего, инспектора, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу п. 1.3 Правил дорожного движения РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки.

В соответствии с требованиями п. 9.10. Правил дорожного движения РФ, водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

В соответствии с ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона» target=»_blank»>12.15 КоАП РФ нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей. Из изложенной нормы права следует, что в указанном случае административная ответственность наступает по нескольким самостоятельным составам административного правонарушения, в частности, за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги; нарушение правил встречного разъезда, и т.д..

Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Мику В.Ф. ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ мин. на км автодороги , управляя транспортным средством », гос.регистрационный знак , двигаясь со стороны в сторону , не выбрал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения, в результате чего совершил столкновение с транспортным средством , гос.регистрацонный знак , который двигался в составе автопоезда с полуприцепом во встречном направлении, чем нарушил п. 9.10 Правил дорожного движения РФ.

Из объяснений Мику В.Ф., данных инспектору ДПС ГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району, следует, что ДД.ММ.ГГГГ он управлял автомобилем « », гос.регистрационный знак , ехал в из . Двигался по своей полосе движения. При разъезде со встречным автомобилем почувствовал удар, машины коснулись друг друга. В результате касания его грузовик перевернуло и бросило на полосу встречного движения, положив автомобиль на правый бок. Второй автомобиль после столкновения съехал с проезжей части в кювет.

Из объяснений , данных инспектору ДПС ГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району, следует, что ДД.ММ.ГГГГ он управлял автомобилем , который двигался в составе автопоезда с полуприцепом в сторону г. В районе км вел машину со скоростью 75 км/ч. Во встречном направлении увидел движущийся автомобиль. При разъезде с данным автомобилем произошло столкновение. Удар произошел по касательной. В результате происшествия его автомобиль с прицепом съехал в левый кювет и заехал в лесополосу. Грузовик от удара перевернулся и остался лежать на проезжей части на правом боку

Согласно сведениям о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии от ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство

гос.регистрационный знак имеет следующие повреждения: капот, левое крыло, передний бампер, передняя левая фара, радиаторная решетка, крыша кабины, лобовое стекло, стекло левой двери, левая дверь, зеркало заднего вида слева, передняя ось колес; полуприцеп бортовой имеет повреждения передней левой части борта. Транспортное средство « », гос.регистрационный знак имеет повреждения кабины, будки (фургон), стекла кабины, зеркала заднего вида, передняя ось, бензобака и крепления.

Читать еще:  На сколько хватает заправки кондиционера в автомобиле

Согласно схеме дорожно-транспортного происшествия от ДД.ММ.ГГГГ ширина проезжей части в месте происшествия составляет 13,6 метров. При этом проезжая часть по ходу движения каждого участника происшествия покрыта снежным накатом: по ходу движения Мику В.Ф. ширина снежного наката составляет 3,5 м, по ходу движения . — 3,8 м. На схеме со слов обоих водителей указаны места столкновения.

Указанная схема составлена в присутствии понятых, водители Катенко Г.В., Мику В.Ф. со схемой согласились, подписав ее.

В судебном заседании обозревались фотоснимки транспортного средства Мику В.Ф. после дорожно-транспортного происшествия.

Локализация и характер повреждений обоих автомобилей, дорожные условия, при которых произошло происшествие, а именно ширины пригодной для движения части дороги, места столкновения, указанных водителям на схеме, свидетельствуют о том, что вывод инспектора ГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району Карпова В.А., о том, что несоблюдение водителем автомобиля « », гос.регистрационный знак Мику В.Ф. требований правил дорожного движения, выразившихся в том, что Мику В.Ф. не выбрал необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения, в результате чего совершил столкновение с транспортным средством , который двигался в составе автопоезда с полуприцепом SR- во встречном направлении, чем нарушил п. 9.10 Правил дорожного движения РФ, является верным.

Доводы Мику В.Ф. и его защитника о том, что нарушений п. 9.10 ПДД РФ Мику В.Ф. допущено не было, судьей отклоняются.

Водитель должен самостоятельно учитывать необходимость соблюдения определенных интервалов безопасности между автомобилями, движущимися попутно или во встречных направлениях, величина которых зависит от различных факторов: условий видимости, погоды, скорости, технических характеристик автомобиля и т.д., чего заявителем при установленных обстоятельствах сделано не было.

Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы не установлены какие-либо нарушения, допущенные в ходе принятия обжалуемого постановления, и влекущие его отмену.

Доводы жалобы о том, что п. 9.10 ПДД РФ, нарушение которого вменено заявителю, не может применяться при встречном разъезде, поскольку в этом случае автомобили обязаны двигаться каждый в своей полосе, по возможности ближе к правому краю проезжей части (п.9.4 ПДД), что исключает несоблюдение бокового интервала между транспортными средствами, движущимися во встречном направлении, столкновение таких автомобилей возможно только в случае выезда одного из них на встречную полосу движения являются ошибочными.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать гарантированное статьей Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 19″ target=»_blank»>19 (часть 1) Конституции Российской Федерации равенство всех перед законом и вытекающее из него требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы — в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, — каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (определения от 7 декабря 2010 года № 1570-О-О, от 17 июля 2014 года № 1651-О и от 29 сентября 2016 года № 1898-О). Частью 1 статьи Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона» target=»_blank»>12.15 КоАП Российской Федерации предусмотрена ответственность в том числе за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги. При этом сами правила расположения транспортного средства на проезжей части дороги определяются разделом 9 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090), в котором, среди прочего, закрепляется обязанность водителя соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения (пункт 9.10). Таким образом, водитель должен самостоятельно учитывать необходимость соблюдения определенных интервалов безопасности между автомобилями, движущимися попутно или во встречных направлениях, величина которых зависит от различных факторов: условий видимости, погоды, скорости, технических характеристик автомобиля и т.д. Нарушение требований указанного пункта Правил, в частности — выбор водителем при движении его транспортного средства бокового интервала, приведшего к столкновению с иным транспортным средством, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного оспариваемой нормой (определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 № 490-О).

Довод жалобы о нарушении требований Правил дорожного движения Российской Федерации и виновности в ДТП, не является основанием для отмены постановления должностного лица, поскольку решение вопроса о вине водителя . в дорожно-транспортном происшествии выходит за пределы предмета рассмотрения настоящей жалобы, решение по жалобе не может содержать выводов о виновности иных лиц.

Действия Мику В.Ф. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона» target=»_blank»>12.15 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, нахожу административное наказание, назначенное Мику В.Ф. инспектором ДПС ГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району Карповым В.А. в виде административного штрафа в размере рублей, законным и обоснованным.

Постановление инспектора ДПС ГИБДД ОМВД России по Комсомольскому району Карпова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона» target=»_blank»>12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Мику В. Ф. — оставить без изменения, а жалобу Мику В.Ф. — без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала

Соблюдение дистанции – это один из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Регулирует этот вопрос пункт 9.10 Правил дорожного движения. Но делает он это не в конкретных цифрах, а только по ситуации: если водителю удалось избежать ДТП, значит, она была безопасная, если нет, то налицо несоблюдение дистанции и нарушение 9.10 ПДД.

Официальная трактовка на 2021 год

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Последнее изменение

Пункт 9.10 не менялся ни разу со дня официального опубликования Правил в далёком 1993 году. Значит ли это, что этот пункт идеален? Нельзя ответить однозначно, но определённо он универсален. И ДТП из-за нарушения данного предписания подзаконного акта происходят сравнительно часто.

Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД

В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.

Так, можно выделить наиболее важные тезисы:

  • дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
  • то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
  • если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
  • также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».

Про несоблюдение дистанции

Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!

Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.

Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.

Так, согласно судебной практике 2021 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным, который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.

Таким образом, на практике 2021 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит, а не тормозит о другое препятствие.

К слову, о движущемся впереди автомобиле.

Если автомобиль впереди стоит

В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.

Читать еще:  Сравнение расхода топлива автомобилей

Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.

Про боковой интервал

Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2021 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:

  • 1,5 метра от велосипедиста,
  • 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
  • 1-1,5 метра от пешехода.

Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.

Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:

  • в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
  • соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).

Формула расчёта бокового интервала

Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.

Здесь же приводится такой термин как «возмущающее воздействие» – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:

  • внезапный порыв ветра,
  • курсовая неустойчивость вследствие допустимого люфта рулевой рейки,
  • увод в сторону из-за неровности дороги,
  • увод при торможении (речь идёт о допустимом уводе, а не при заносе машины).

Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.

Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:

Формула при обгоне или опережении:

Формула при объезде:

Dобъезд = 0,35 + 0,005 V1

Где V1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V3 – скорость встречного авто в км/ч.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 9.10?

Отдельного частного штрафа за дистанцию или боковой интервал в актуальном на 2021 год Административном кодексе нет. Пункт 9.10 относится к разделу расположения транспортных средств на дороге, и в КоАП есть штраф за любые нарушения такого расположения – часть 1 статьи 12.15, наказывающая водителей штрафом 1 500 рублей.

Штраф за нарушение 9.10 – 1 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 КоАП.

Эта финансовая санкция не может быть выписана инспектором ДПС при простой остановке водителя на дороге. Как мы уже описали выше, нарушение пункта 9.10 прецедентное – только при ДТП пункт считается нарушенным. Это касается как несоблюдения дистанции, так и бокового интервала.

Но при случившейся аварии также вместе со штрафом за нарушением пункта 9.10 могут быть выписаны наказания по другим статьям. Нередко несоблюдение дистанции приводит к ДТП с причинением вреда здоровью или даже жизни потерпевших (потерпевшими в этом случае также могут считаться и пассажиры в машине виновника). Тогда будет выписана ещё и одна из санкций в рамках статьи 12.24 Кодекса, влекущая вплоть до лишения прав, а в ряде случаев виновник может быть привлечён к уголовной ответственности.

Судебная практика

  • Решение по делу №12-67/2013 в Татарстане удовлетворило жалобу водителя о том, что она незаконно привлечена к штрафу за нарушение пункта 9.10 ПДД, когда двигалась задним ходом и допустила столкновение со стоящим автомобилем. Здесь целых 2 несоответствия условиям 9.10: автомобиль потерпевшего не двигался, он же был сзади, а не впереди машины виновницы ДТП.
  • Постановлением № 5-18/2013 суда Орловской области прекращено дело водителя, который якобы в нарушение 9.10, не соблюдая дистанцию, въехал в мотоблок. Дело прекращено на основании того, что мотоблок транспортным средством не является, а пункт чётко оговаривает, что дистанцию нужно соблюдать именно до движущегося впереди транспортного средства.
  • Приговор №1-6/2015 в Тверской области по уголовному делу за причинение смерти велосипедисту из-за несоблюдения дистанции водителя автомобиля.
  • Ещё одно решение с отменой штрафа за нарушение пункта 9.10 на основании того, что нарушивший водитель двигался задним ходом и столкнулся со стоящей машиной.



Правило двух секунд — вы про него помните?

Особенно сложно с дистанцией (расстоянием до впереди идущего автомобиля). Чтобы определить безопасную дистанцию, нужно учитывать и скорость движения, и погодные условия, и техническое состояние машины… Однако есть пара простых распространенных методик.

Скорость надвое

Чтобы определить безопасную дистанцию на сухой дороге, для простоты предлагается делить скорость надвое. То есть: едешь 100 км/ч — безопасная дистанция 50 метров, едешь 60 км/ч — дистанция 30 метров, и так далее. Эта методика описывалась в старых водительских учебниках, о ней рассказывал журнал «За рулем» еще полвека назад, и время от времени ее до сих пор вспоминают на всевозможных автофорумах.

Но эта методика применима только для сухого покрытия. В дождь коэффициент сцепления с дорогой снижается примерно в 1,5 раза. Зимой — в 2 раза. Так что едешь 100 по снежной каше — и дистанция должна равняться 100. Не меньше!

Правило двух секунд

Чем плох предыдущий метод? Приблизительностью. Глазомер у всех разный, и один водитель будет считать, что держит дистанцию в 50 метров, тогда как между машинами нет и 30, а другой будет держать 75, принимая их за 50.

Опытные водители предлагают использовать правило двух секунд. Нужно заметить место, которое проехал впередиидущий автомобиль, и сосчитать до двух. Если за это время вы проскочили ориентир — дистанцию нужно увеличить.

Опять же, это правило действует только для сухой дороги. На мокрой дороге стоит применять правило трех секунд, на зимней — отсчитывать до 6 секунд. А в темноте двигаться так, чтобы иметь возможность остановиться до границы светового пятна фар вашего автомобиля. Помните, что за этими границами может оказаться неподвижный объект (пешеход, сломанный автомобиль, собака или лось). Остановочный путь на скорости 100 км/ч равняется примерно 70 метрам: 40 метров — средний тормозной путь современного легкового автомобиля, и 27,78 метра — путь, который автомобиль проходит на 100 км/ч за 1 секунду (время реакции водителя на экстренную ситуацию).

Боковой интервал

Здесь правило еще проще: чем больше — тем лучше. Фактически следует всегда держаться ровно в середине своей полосы (если нет колейности, глубоко утопленных люков и прочих препятствий).

Говорят, что безопасный боковой интервал на высокой скорости (при движении по загородной дороге) должен равняться примерно половине ширины машины. В городе он может быть меньше, но не стоит забывать о мотоциклистах, ездящих между рядами, и не только на узких эндуро, но и на круизерах — широченных и очень дорогих. При аварии вам вполне могут приписать несоблюдение бокового интервала. Если будете ехать ровно в середине своей полосы, оснований для этого не возникнет.

Последний совет — думать не только за себя, но и за других участников движения, пытаться предусматривать их дальнейшие действия, а также прислушиваться к интуиции. Если вам хочется увеличить дистанцию или боковой интервал — не нужно сопротивляться этому чувству. Безопасность не может быть лишней.

Что такое безопасная дистанция между автомобилями по ПДД и как она определяется в разных ситуациях?

Главная » Блог » Безопасная дистанция между автомобилями

09.11.2020
Комментариев нет

Безопасная дистанция при движении автомобилей играет важную роль. Водители, которые игнорируют соблюдение безопасной дистанции, не только подвергают опасности себя и свой автомобиль, но здоровье других участников дорожного движения. Кроме этого, при расследовании обстоятельств ДТП, факт нарушения безопасной дистанции грозит тем, что водитель будет определен виновным в случившемся с наложением крупного штрафа. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, необходимо знать ряд нюансов, относящихся к безопасной дистанции и боковому интервалу.

Разберемся с определением

В ПДД есть пункт 9.10, в котором дано четкое определение «безопасной дистанции» и «боковому интервалу». Что примечательно, это что данный пункт сохраняет неизменную формулировку уже на протяжении 25 лет. При этом написан он достаточно расплывчато. Этот факт свидетельствует не о том, что пункт несовершенен, а о том, что нельзя собрать все нюансы в рамках короткой формулировки правил.

В итоге в правилах дорожного движения написано просто – водитель обязан соблюдать такую дистанцию и боковой интервал, которые позволят избежать столкновения. Никаких цифр и конкретных расстояний не указано, но какая дистанция должна быть между автомобилями в метрах для безопасного движения и как ее соблюдать?

Тормозной путь

Кроме определения безопасной дистанции, необходимо еще знать, что такое тормозной путь (определение этого отсутствует в ПДД). Тормозной путь – это пройденное транспортным средством расстояние, с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. На величину этого показателя может влиять несколько десятков факторов, начиная с погодных условий, заканчивая наличием электронных ассистентов в автомобиле.

Каким образом рассчитывается безопасный интервал

Поскольку конкретики в ПДД нет, то водитель должен самостоятельно определить значение безопасной дистанции. Это сложная задача, поскольку расстояние будет динамически изменяться под влиянием нескольких факторов – скорости ТС, погодных условий, установленных покрышек.

Читать еще:  Виды багажников у машин

Есть несколько распространенных способов определения этого значения на глаз. Их можно применять для примерной оценки.

Скорость надвое

Первый способ использовали еще наши деды, когда не существовало точной электроники, которая помогала бы держать расстояние до впереди идущего транспортного средства. Методика обычно фигурировала в старых советских учебников для шоферов и называется «Скорость надвое».

Расчет очень простой – берется текущая скорость на спидометре и делится на 2. Получившаяся цифра – это безопасная дистанция до идущего впереди автомобиля. Например, водитель едет со скоростью 90 км/ч, соответственно, 90 / 2 = 45 метров – это безопасное расстояние до автомобиля впереди.

Важно учитывать! Такой расчет правильно работает только в условиях сухого дорожного полотна. Как только асфальт намок из-за дождя или выпал рыхлый снег – методика перестает работать.

Правило двух секунд

Почему неудобно определять безопасную дистанцию в метрах? Потому что без электроники достаточно сложно «на глаз» трезво оценить действительное расстояние, возрастает шанс ошибиться. Часто разные водители принимают на глаз за 50 метров — 30 и даже 20 метров в реальности.

Можно отталкиваться от времени, поскольку сосчитать правильно секунды проще, чем метры. Выбираем на дороге заметный ориентир и следим за моментом, когда автомобиль впереди его проедет. Параллельно отсчитываем в уме 2 секунды. Если после отсчета ориентир оказался позади нас, то необходимо увеличить дистанцию, если не оказался, то сократить.

Почему именно 2 секунды? Это средние значения времени, которое требуется водителю в экстренной ситуации:

  • Для осознания того, что ситуация экстренная и срочно требует действий – 0,8 секунд;
  • Для того чтобы выполнить какое-либо срочное действие (поворот руля или удар по тормозам) – 0,2 секунды.
  • Дополнительная секунда заложена для тех водителей, которые заторможено реагируют на окружающую обстановку.

Применять такую методику можно тоже только на сухом дорожном покрытии. Если пошел дождь, то правило превращается в «3 секунды», а если выпал снег, то в «6 секунд». На ночной дороге безопасный интервал – это вообще граница светового пятна от фары.

Что влияет на время реакции водителя?

Поскольку все люди разные, то и время реакции у всех отличается. Повлиять на время реакции может:

  • Гендерная принадлежность – в среднем мужчины реагируют на критическую ситуацию на 0,05 секунд быстрее, чем женщины;
  • Возраст – у молодых водителей требуется меньше времени на реакцию;
  • Регулярные тренировки помогают развить реакцию, соответственно в критической ситуации вести себя быстрее;
  • Неблагоприятные погодные условия замедляют реакцию в 1,5-2 раза;
  • Прием медицинских препаратов, алкоголя, наркотиков – значительно увеличивают время реакции, вплоть до полного отсутствия реакции на критическую ситуацию;
  • Переутомление понижает время реакции на 0,1-0,4 секунды.

Боковой интервал

При определении расстояния для бокового интервала вообще не потребуется никаких расчетов. Чем он больше, тем безопаснее движение. Водитель должен находиться посередине выбранной полосы (при отсутствии препятствий или преград). На современных автомобилях предусмотрена система датчиков контроля мертвых зон – не пренебрегайте ей.

Если все же требуется точный расчет, то учебники по вождению рекомендуют придерживаться бокового расстояния от другой машины примерно на половину ширины своей. В городском потоке можно соблюдать дистанцию поменьше, но помните о мотоциклистах. Среди любителей езды в плотном потоке между машинами, обязательно найдется такой, который поцарапает Ваше авто и заявит о несоблюдении бокового интервала. Чтобы этого не возникало, нужно двигаться строго по центру полосы.

Значения безопасной дистанции

Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.

В исходных условиях легковой автомобиль (105 л.с.) с летней резиной 14 дюймов. Скорость составляет 95 км/ч. В серии тестов показаны значения тормозного пути – от 32 до 38 метров. Берется среднее значение в 35 метров. Дополнительно проводятся тесты на дорогах с гладким асфальтом, где тормозной путь в среднем увеличился на 5 метров (итого 40 метров). Добавляем также те 2 секунды, за которые водитель должен понять, что надвигается экстренная ситуация и надо тормозить. При скорости 95 км/ч – это 49 метров. Финальная цифра для заданных условий – это 89 метров (безопасная дистанция).

В таблице представлены результаты тестов для других условий дорожного покрытия:

Скорость движения автомобиля, км/ч
Условия на дороге 35 км/ч 65 км/ч 85 км/ч 105 км/ч
Авто на летних шинах едет по сухой дороге 30,7 57,0 74,5 92,0
Авто едет на летних шинах по мокрой дороге 29,3 54,4 71,2 88,0
Авто едет на «липучке» по сухой дороге 31,5 58,4 76,4 94,4
Авто едет на «липучке» по мокрой дороге 28,7 53,4 69,8 86,2
Авто едет на «липучке» по снегу или льду 24,6 45,7 59,8 73,9
Авто с шипованной резиной едет по сухой дороге 31,1 57,7 75,5 93,3
Авто на шипованной резине едет по мокрой дороге 27,5 51,1 66,8 82,5
Авто на шипованной резине едет в снег или лед 31,8 59,0 77,2 95,4

Учтите, что это теоретические расчеты, которые могут не учитывать, например, степень износа тормозной системы вашего автомобиля. Да и соблюдать дистанции по 95 метров в реальности будет проблематично – некий спешащий человек, обязательно попробует вклиниться в образовавшееся место.

Безопасная дистанция в разных условиях

Для того, чтобы упростить жизнь водителям и избавить их от излишних расчетов, приводим ориентировочные значения безопасной дистанции (в метрах) для разных условий:

  • По мокрой дороге при 60 км/ч (для легкового авто) – 35 метров;
  • В городе при 60 км/ч – не менее 40 метров;
  • На загородной трассе – не менее 50 метров;
  • В пробке – не менее 10 метров;
  • При остановке – не мене 30 метров;
  • На парковке – не мене 5 метров;
  • Для грузовика – в среднем в 2 раза больше, чем для легкового ТС, но не менее 60 метров;
  • На светофоре — достаточно оставить возможность объехать машины без использования заднего хода, если автомобиль впереди вдруг остановиться или заглохнет.

Эффективная скорость на трассе при разных обстоятельствах

Кроме значения тормозного пути в различных условиях, будет не лишним знать и об эффективной скорости на трассе при различных обстоятельствах. Обычно установкой лимитов на трассах и определением эффективной скорости занимаются уполномоченные органы. Вот ряд факторов, которые влияют на это:

  • Скорость индивидуальной реакции на критическую ситуацию;
  • Стаж и уровень информированности о дорожной ситуации;
  • Наличие скоростных ограничений на участке;
  • Осознание риска ДТП;
  • Технологичность транспортного средства;
  • Состояние дороги;
  • Условия движения.

Эффективной скоростью на трассе считается 90 км/ч, в отсутствие любых мешающих факторов.

Знак «Ограничение минимальной дистанции»

Случаи, когда водителю необходимо определить безопасное расстояние до впереди идущего транспортного средства более-менее понятны. Но на некоторых участках дороги можно встретить знак, который строго регламентирует расстояние между автомобилями. Это необходимо, например, чтобы обеспечить эффективную пропускную способность дороги на сложных участках (пост ДПС или контрольно-пропускной пункт). Также знак можно встретить на участках дороги с повышенной опасностью – горные тоннели, ледовые переправы и мосты.

На знаке указывается цифра в метрах, которую следует строго соблюдать водителям движущимся в колонну. В данном случае это также применимо к ТС, которые едут в одной полосе. Знак действует:

  • До первого на пути перекрестка;
  • До окончания населенного пункта;
  • До знака снимающего все ограничения.

Ответственность за несоблюдение дистанции

За несоблюдение дистанции грозит штраф. Важный момент, что большинство таких штрафов выписывается уже постфактум, когда водитель допустил столкновение из-за несоблюдения. Для привлечения к ответственности инспекторы ГИБДД применяют статью 12.12 КОАП (нарушение правил расположения автомобиля на дороге), согласно которому максимальное наказание – это 1500 рублей.

Нельзя получить штраф за несоблюдение дистанции при отсутствии инцидента. Инспектор оформит наказание, только в случае, если это привело к аварии. Если обстоятельства сложились так, что вам пытаются выписать штраф за несоблюдение дистанции без факта аварии – это повод обжаловать решение инспектора в суде.

В ряде случаев штраф может быть выписан и автомобилисту, который двигался впереди. Это может быть преднамеренное экстренное торможение, которое не имело смысла. То есть водитель экстренно тормозил не чтобы предупредить столкновение. Чтобы доказать этот факт, необходимы записи с видеорегистратора или показания свидетелей.

Отдельно стоит обговорить штрафы за несоблюдение бокового интервала. Часто складывается ситуация, когда водитель, двигающийся в соседней полосе резко и без включенного поворотника перестраивается. Инспектор может в этом случае выписать штраф по статье 12.15 тому, кто ехал в своей полосе, а не тому, кто перестраивался. Это решение обязательно нужно обжаловать, поскольку явно имеет место быть нарушение правил маневрирования (п. 8.1 ПДД). Приложите в качестве доказательств запись видеорегистратора или показания свидетелей.

Есть несколько случаев, в которых не применяется наказание за несоблюдение дистанции:

  • Один из участников движения не двигался (например, стоял на парковке);
  • Автомобили нарушили дистанцию, но это не привело к столкновению;
  • Один из водителей сдавал назад.

Безопасность на дороге напрямую зависит от действий водителя. Соблюдение безопасной дистанции и бокового интервала позволит избежать лишних неприятностей и обезопасит всех участников дорожного движения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector