Буксировка на гибкой сцепке и жесткой сцепке

Виды буксировки

Добрый день, уважаемый читатель.

Далеко не каждому водителю приходилось участвовать в буксировке автомобиля или другого транспортного средства.

На практике это ведет к тому, что лишь немногие водители знают правила буксировки и в случае необходимости выполняют буксировку без нарушений ПДД.

Напомню, что в правилах дорожного движения понятие «буксировка» может обозначать как буксировку прицепа, так и буксировку транспортного средства. В этой статье речь пойдет исключительно о буксировке автомобилей.

Правилам буксировки в ПДД посвящен специальный раздел «Буксировка механических транспортных средств», однако кроме него понятие «буксировка» встречается и в других разделах.

В этой статье речь пойдет о видах буксировки и об относящихся к ним правилах:

Буксировка автомобиля на гибкой сцепке

Буксировка автомобиля на гибкой сцепке является самым распространенным способом буксировки легковых машин.

Гибкая сцепка, которая обычно представляет собой матерчатый трос, присутствует в багажнике почти любого автовладельца. И дело здесь не в том, что водители заботятся о проблемах возможной буксировки. Обычно трос вместе с огнетушителем, знаком аварийной остановки и аптечкой входит в комплект автомобилиста, поэтому он волей-неволей попадает практически в любой багажник.

Пример буксировки на гибкой сцепке приведен на следующей картинке:

На практике кроме троса для буксировки потребуются и специальные буксировочные крепления. На некоторых автомобилях крепления представляются собой проушины, которые торчат из-под бамперов. На других следует использовать специальную петлю, которая вкручивается в крепление под заглушкой в бампере.

Именно на гибкой сцепке чаще всего буксируют автомобили категории B.

Правила буксировки на гибкой сцепке

При использовании гибкой сцепки накладывается самое большое количество ограничений:

  1. За рулем буксируемого (находящегося сзади) автомобиля должен находиться водитель.
  2. Расстояние между буксирующим и буксируемым транспортным средством должно составлять от 4 до 6 метров.
  3. На тросе для буксировки должны быть установлены не менее двух световозвращающих предупредительных устройств размером 200 на 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми полосами.
  4. Запрещается перевозить людей в буксируемом автобусе, троллейбусе или кузове буксируемого автомобиля.
  5. Запрещается буксировать автомобили с недействующим рулевым управлением.
  6. Запрещается буксировка автомобилей с недействующей тормозной системой.
  7. Запрещается буксировка в гололедицу.

Буксировка на жесткой сцепке

В отличие от буксировки на гибкой сцепке, при которой буксировочный трос может провисать до земли, буксировка на жесткой сцепке осуществляется с помощью специальных неподвижных приспособлений, обычно выполненных из металла.

При этом сцепные устройства для буксировки могут быть различных конструкций. Простейшие жесткие сцепки имеют по одной точке крепления к каждому автомобилю. Более сложные имеют несколько точек крепления к буксируемому автомобилю (как на рисунке выше) и позволяют буксируемому транспортному средству двигаться по траектории буксирующего при движении по прямой. Правила для разных типов жестких сцепок различны.

На практике буксировка на жесткой сцепке применяется значительно реже буксировки на гибкой. Однако жесткие сцепки имеют несколько преимуществ перед гибкими. Например, они более прочные и позволяют осуществлять буксировку тяжелых грузовых автомобилей.

Правила буксировки на жесткой сцепке

Ограничения при использовании жесткой сцепки:

  1. За рулем буксируемого (находящегося сзади) автомобиля должен находиться водитель, кроме случая, когда конструкция сцепки позволяет буксируемому автомобилю двигаться по траектории буксирующего при прямолинейном движении.
  2. Расстояние между буксирующим и буксируемым транспортным средством должно составлять не более 4 метров.
  3. Запрещается перевозить людей в буксируемом автобусе, троллейбусе или кузове буксируемого автомобиля.
  4. Запрещается буксировать автомобили с недействующим рулевым управлением.
  5. Запрещается буксировка автомобилей с недействующей тормозной системой. Однако если фактическая масса буксируемого автомобиля более чем в 2 раза меньше фактической массы буксирующего, то буксировка на жесткой сцепке допускается.

Буксировка методом частичной погрузки

Буксировка методом частичной погрузки является самым сложным видом буксировки. Для ее осуществления необходим грузовой буксирующий автомобиль, а также кран, способный осуществить частичную погрузку, или эстакада.

Обычно этот метод буксировки используется для перегона новых грузовых автомобилей. Применение метода частичной погрузки для легковых автомобилей выглядит нецелесообразным.

Обратите внимание, что полная погрузка автомобиля в кузов другого автомобиля не является буксировкой. Подобное перемещение автомобиля является перевозкой груза, в качестве которого выступает транспортное средство.

Правила при частичной погрузке

Ограничения при использовании метода частичной погрузки:

  1. Запрещается нахождение людей (в том числе водителя) в буксируемом транспортном средства, а также в кузове буксирующего.
  2. Запрещается буксировка автомобилей с недействующей тормозной системой. Единственное исключение — если фактическая масса буксируемого автомобиля более чем в 2 раза меньше фактической массы буксирующего.

Примечание. Метод частичной погрузки — это единственный метод буксировки, который может применяться для буксировки транспортного средства с неисправным рулевым управлением.

В следующей статье серии «Правила буксировки автомобиля» рассмотрены правила, которые затрагивают одновременно все типы буксировки:

Как правильно буксировать автомобиль и за что можно получить штраф

Если с дорожными знаками, маневрированием и прочими «ходовыми» особенностями автомобильной жизни водитель знакомится сразу и постоянно после получения прав и выезда на дорогу, то буксировка для многих долго остается навыком невостребованным. Давайте составим полную памятку для тех, кому внезапно потребовалось вспомнить, как же нужно буксировать легковой автомобиль.

Прежде всего сразу оговоримся, о каком типе буксировки мы будем вести речь. Основных вариантов четыре: на мягкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной погрузки и методом полной погрузки, который иногда тоже называют буксировкой, а не транспортировкой. Жесткая сцепка – это металлическая конструкция, которой буксируемый автомобиль закрепляется к буксирующему, и для легковых автомобилей она практически не применяется. Частичная и полная погрузка – это методы, для которых нужен эвакуатор или специальный прицеп, так что их мы тоже оставим в стороне. У нас же речь пойдет о буксировке на мягкой сцепке – то есть с помощью троса.

Условия буксировки на мягкой сцепке зависят от автомобиля. Машины с ручной коробкой передач обычно можно буксировать без ограничений: при выключенной передаче никакой нагрузки на узлы и агрегаты не создается. Если же автомобиль оснащен автоматической коробкой, то обычно буксировка возможна с ограничениями: например, для классического гидротрансформаторного автомата даже при включенной нейтрали есть ограничения как по дальности буксировки (несколько десятков километров), так и по скорости (30-40 км/ч). Для безопасной буксировки машин с АКП обычно используют метод частичной или полной погрузки.

Читать еще:  Пластиковые крышки для прицепов легковых автомобилей

Отдельно отметим обязательные технические условия буксировки. Пункт 20.4 ПДД запрещает буксировку на мягкой сцепке автомобилей с неисправным рулевым управлением или тормозной системой. Для таких машин возможна исключительно транспортировка методом полной или частичной погрузки.

Помимо технических условий напомним о документальных: буксируемый автомобиль – это такой же участник дорожного движения, так что на него распространяются все требования, действующие для остальных. Это значит, что на нем должны быть установлены номера, а его водитель должен иметь при себе права, документы на машину и действующий полис ОСАГО. Если же с чем-то из списка выше есть проблемы, автомобиль нужно транспортировать на эвакуаторе или нельзя транспортировать вовсе.

Напомним, что в ПДД в 2017 году появился пункт, запрещающий выполнять буксировку новичкам. Водители со стажем менее 2 лет обязаны иметь на автомобиле соответствующий знак «Начинающий водитель», и пункт 20.2(1) ПДД запрещает им буксировать машины. В правилах указано, что «при буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет».

Однако и для опытных водителей есть ограничения: пункт 20.4 ПДД запрещает буксировку на гибкой сцепке в условиях гололедицы. Помнить об этом нужно не только в контексте нарушения правил, но и с точки зрения базовой безопасности: буксировка на скользкой дороге действительно сопряжена с риском.

Стоит также помнить, что пункт 20.4 ПДД запрещает буксировку двух и более транспортных средств вне зависимости от их типа, массы, вида сцепки, исправности тормозов и так далее. Кроме того, запрещена буксировка двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов.

Требования к буксировочному тросу также указаны в правилах дорожного движения. Пункт 20.3 указывает, что, во-первых, расстояние между автомобилями при буксировке на мягкой сцепке должно быть «в пределах 4-6 м». А во-вторых, трос должен быть обозначен согласно требованиям пункта 9 основных положений по допуску ТС к эксплуатации. Это условие соблюдается крайне редко, однако оно является таким же обязательным. Тот самый пункт 9 основных положений гласит, что «предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью», при этом «на гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств». Найти такие флажки или щитки в продаже не так просто, однако это не делает их необязательными. Более того, их отсутствие может учитываться при ДТП, в котором пешеход или другой водитель не заметил трос.

Помимо формальных требований к тросу есть и логические. Во-первых, трос должен быть прочным и иметь запас по массе буксируемого автомобиля: при буксировке возможны рывки, при которых нагрузка будет значительно больше, чем при равномерном движении. Во-вторых, крайне желательно, чтобы трос обладал некоторой эластичностью, чтобы компенсировать часть рывковых нагрузок на буксировочные проушины и, соответственно, кузов автомобиля. Существуют специальные динамические стропы, созданные для вытягивания застрявших автомобилей и компенсирующие рывок – они могут применяться и для буксировки при соблюдении требуемой длины. А вот использовать жесткие металлические тросы для буксировки можно, но нежелательно: во-первых, при рывках они передают всю нагрузку на кузова автомобилей, а во-вторых, представляют опасность при разрыве.

Буксирующий автомобиль никак готовить не нужно – его водитель будет действовать стандартно с поправкой на манеру движения. А вот в буксируемом автомобиле нужно заранее выключить стояночный тормоз, включить нейтральную передачу и зажигание. Нейтраль позволит беспрепятственно двигаться, а включенное зажигание, во-первых, отключит механизм блокировки руля при его повороте, а во-вторых, позволит пользоваться внешними световыми приборами. Помните, что на заглушенном буксируемом автомобиле не работает усилитель тормозов, так что движение буксирующего автомобиля должно быть плавным.

При буксировке важно соблюдать правила пользования внешними световыми приборами. Пункт 7.1 ПДД указывает, что аварийная сигнализация должна быть включена при буксировке на буксируемом механическом транспортном средстве, а буксирующий автомобиль, соответственно, должен двигаться с выключенной аварийкой для использования поворотников. Кроме того, пункт 7.3 напоминает, что при отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.

При этом и на буксирующем, и на буксируемом автомобилях, согласно правилам, должны быть включены дневные ходовые огни или ближний свет фар. А пункт 19.1 правил указывает, что «в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах должны быть включены габаритные огни».

Правила ограничивают скорость, с которой можно двигаться автомобилям на мягкой сцепке. Пункт 10.4 гласит, что «транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч».

Буксировка автомобилей разрешена везде, где это не запрещено конкретными требованиями. В частности, стоит помнить, что знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено» запрещает не только движение с прицепом, но и буксировку механических транспортных средств. Соответственно, ехать под этот знак автомобилям на сцепке запрещено.

А вот буксировка на автомагистрали правилами напрямую не запрещена. Правда, требование к минимальной скорости в 40 км/ч никто не отменял. Вдобавок на автомагистрали запрещена остановка и движение задним ходом, а при обрыве троса придется делать и первое, и второе, что крайне небезопасно. Так что при любой возможности буксировки по автомагистрали лучше избежать.

Читать еще:  Если клинит суппорт как исправить

Несмотря на опасность, сопряженную с буксировкой, наказание за нарушение правил буксировки – самое лояльное из возможных. Часть 1 статьи 12.21 КоАП гласит, что нарушение правил буксировки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

То же самое касается проезда под запрещающий знак 3.7 с автомобилем на буксире. За это нарушение не предусмотрено отдельного наказания, так что оно трактуется по части 1 статьи 12.16 как «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками» и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

С оттяжечкой! Что нужно знать о правильной буксировке, чтобы не получилось как в курьезных роликах

Оказывается, даже достаточно опытные водители не всегда умеют ездить на гибкой сцепке. Ни в качестве «тягача», ни в качестве «прицепа». Оно и понятно: специально этому не учат, а необходимость буксировки случается нечасто. Попробуем восполнить этот пробел и разобраться, как таскать машину на тросе правильно, чтобы и нервы с деньгами сохранить, и на Youtube не попасть.

С точки зрения закона

Для начал вспомним, какие требования предъявляют ПДД к буксировке на гибкой сцепке, — данной теме посвящена гл.26 Правил:

— буксировка на гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого автомобиля;

— на буксирующем автомобиле должен быть включен ближний свет фар, на буксируемом — аварийная световая сигнализация, а если она не работает, сзади должен быть закреплен знак аварийной остановки;

— расстояние между машинами должно быть в пределах 4-6 м, трос при этом должен быть обозначен предупреждающими флажками или щитками (не менее двух) размерами 20 х 20 см с нанесенными на них по диагонали красными и белыми чередующимися полосами;

— скорость при буксировке должна быть не более 50 км/ч;

— в гололедицу буксировка на гибкой сцепке запрещена;

— нельзя одновременно «тянуть» два автомобиля и более, запрещена буксировка автопоездами, мотоциклами без бокового прицепа, мопедами и собственно буксировка таких мотоциклов, мопедов.

— буксируемый автомобиль должен иметь рабочую тормозную систему и исправное рулевое управление.

Особо отметим п.193.5 ПДД, который запрещает буксировку механических транспортных средств на гибкой сцепке, «если работа их рабочих тормозных и (или) рулевых систем связана с работой двигателя, который остановлен». Усилитель тормозов и рулевого управления практически любого автомобиля (за малым исключением) функционирует лишь при работающем двигателе — выходит, согласно ПДД буксировка автомобиля с заглушенным мотором запрещена?

Технический аспект

Что помимо требований ПДД должен еще учитывать водитель? Автомобиль с АКПП буксировать можно, но желательно на небольшое расстояние, на скорости до 50 км/ч и при включенной нейтральной передаче. Если буксир используется для запуска мотора «с толкача», то следует помнить о том, что для некоторых двигателей такой способ чреват обрывом или перескоком ремня/цепи ГРМ и другими менее приятными последствиями. Поэтому следует придерживаться некоторых правил. Прежде всего — пытаться завести мотор, двигаясь на высоких передачах (3-4-й), при этом плавно работать сцеплением, а не бросать его. Как только двигатель заведется, сцепление следует выжать, а если обороты падают, снова плавно его отпустить. Именно плавная работа сцеплением предотвратит возникновение опасных нагрузок на детали двигателя.

О правильной буксировке наглядно

С первого взгляда трос между машинами можно и не увидеть, а он есть! Специально для съемок мы использовали новенький «шнурок», но никаких флажков или щитков в комплекте, разумеется, не было. Так что совет №1: укомплектуйте автомобиль не только тросом, но и сигнальными устройствами — это в ваших же интересах. Случаи, когда кто-то пытался проскочить между двумя машинами «на привязи», не такая уж редкость.

Если используется съемная буксирная проушина, обязательно вверните ее до упора — в противном случае существует риск ее облома в районе резьбы. Ввернуть проушину до конца может быть проблематично, особенно если она используется нечасто. В этом случае примените рычаг — тот же баллонный ключ, например.

Если трос заканчивается петлей, его можно закрепить на проушине при помощи ключа. Чтобы последний не повредил бампер, сделайте дополнительный узел с возможностью его последующего развязывания.

Очевидный совет, но все же: при наличии фаркопа на «тягаче» проще использовать его, особенно если буксирная проушина закрыта заглушкой или используется вворачиваемая петля.

Главное правило: не допускать провисания троса ни во время движения, ни при остановке на светофоре. Тем самым снижается вероятность сильных рывков и риск наезда на лежащий трос колесом буксируемого автомобиля. И этого правила следует придерживаться на всех этапах буксировки, начиная с момента старта с места и заканчивая торможением и остановкой!

Старт с места осторожный. Водитель буксирующего автомобиля должен плавно натянуть трос и только после этого начать движение. Не забываем про требование ПДД включить ближний свет фар на буксирующем автомобиле и «аварийку» на буксируемом.

Наезд на трос — одна из причин его обрыва. Держите дистанцию и не подъезжайте близко к ведущему авто, а если трос провис, старайтесь пропустить его между колесами.

Снижение скорости также очень важный момент. Если ситуация штатная, водитель первого автомобиля только обозначает необходимость снижения скорости стоп-сигналами, а основное торможение всего «состава» обеспечивает водитель буксируемой машины.

Само собой, учитывая небольшую дистанцию между автомобилями, водитель «тягача» все маневры должен делать плавно, заранее обозначая свои действия.

Если из-за габаритов первого автомобиля дорога не просматривается, следует немного сместиться влево. Соответственно буксировщик изначально должен держаться чуть правее.

Читать еще:  Подкладки под пружины авто

При прохождении поворотов, в первую очередь малого радиуса и «тесных», следует учитывать, что траектория «режется», особенно если трос имеет большую длину. Поворачивайте с большим радиусом!

Наш вердикт

Итак, главные правила таковы. Для водителя «тягача» — не спешить, заранее обозначать все свои действия и при всех маневрах помнить о том, что за ним в связке идет «хвост». Водителю буксируемого автомобиля необходимо следить за тем, чтобы трос всегда оставался в натянутом состоянии, быть готовым выдерживать дистанцию и своевременно тормозить всю сцепку. Само собой, оба должны помнить о требованиях ПДД и в своих действиях оставаться в правовом поле, дабы не пополнить список курьезных происшествий.

Буксировка автомобиля: несколько простых советов

Прежде всего, нужно решить, как именно вы будете транспортировать свой автомобиль к месту предполагаемого ремонта. Вариантов несколько: на гибкой сцепке, с помощью частичной или полной погрузки.

Жесткая сцепка

частичная погрузка автомобиля

Эвакуатор

Не забывайте, что буксируемый на гибкой сцепке автомобиль является полноценным участником дорожного движения, а потому его водитель обязан иметь при себе стандартный набор документов: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации или ПТС, полис ОСАГО. Ну и, конечно, буксируемый автомобиль должен иметь номерные знаки. Иначе у инспекторов ГИБДД возникнут вполне обоснованные вопросы.

Подготовка

На буксирующем автомобиле должен гореть ближний свет фар вне зависимости от времени суток. Собственно, сейчас все автомобили обязаны двигаться с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями. Но нелишне еще раз об этом напомнить. Подробнее о том, когда и как использовать световые приборы в соответствии с ПДД, написал Сергей Смирнов.

На буксируемой машине должна быть включена аварийная сигнализация. Если она не работает, необходимо сзади закрепить знак аварийной остановки. Длина гибкой сцепки должна быть от четырех до шести метров. Это в ваших же интересах. Дело в том, что потребность в буксировке, как правило, возникает из-за невозможности запустить двигатель, а значит и про усилитель тормозов тоже можно позабыть. Если трос короткий, водитель буксируемого автомобиля может с непривычки выбрать неправильное усилие на педали тормоза и «догонит» свой буксир. Если же трос слишком длинный, возникнут сложности при проезде поворотов.

Буксировка автомобиля

У буксируемого на гибкой сцепке автомобиля должны быть исправны тормозная система и рулевое управление. Скорость транспортировки — не более 50 км/ч. Нужно помнить и о том, что в гололед буксировка запрещена.

На буксируемом автомобиле нужно включить зажигание, чтобы не сработала механическая блокировка руля в повороте. Поэтому рекомендуем отсоединить от катушки зажигания провод низкого напряжения — это сбережет заряд аккумулятора. Кроме аварийной сигнализации водителю сломавшейся машины может понадобиться и клаксон, а в дождь — и стеклоочистители. На все это нужна энергия, и ее надо беречь.

буксировочный трос

Правилами процесс крепежа троса не регламентируется. Главное, чтобы он был закреплен надежно. Это в интересах обоих водителей. Если у «буксира» нет проушин сзади, трос крепится за фаркоп. Если нет и его, а задняя подвеска рессорная, трос можно зацепить за рессору.

Затем на трос нужно прицепить так называемые предупредительные устройства. Они описаны в пункте 9 основных положений Правил («Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»). Это флажки или щитки размером 200×200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми полосами шириной 50 мм. На трос должно быть установлено минимум два таких флажка. Если их нет, а сцепка из двух машин попала в ДТП — скажем, водитель автомобиля, едущего по соседней полосе, начал перестраиваться и задел буксировочный трос, — то виновным признают водителя буксира. Он нарушил пункт 20.3 Правил.

За отсутствие предупредительных устройств предусмотрено предупреждение или штраф 500 руб. Основной вопрос в том, где взять эти самые таблички — обычные красные тряпки не подойдут, так как они не обладают световозвращающим эффектом. Многие производители тросов флажки-таблички просто не делают, в магазинах автозапчастей этот товар тоже редкий, так что придется искать в интернете.

буксировочный трос

Что делать, если троса нет? Попробуем смастерить его из того, что окажется под рукой, то есть в багажнике машины. Прочные веревки, ремни безопасности и прочее. Главное, чтобы такой «самопал» был требуемой длины.

В путь

Троганье — один из самых сложных моментов при буксировке. Водитель первого автомобиля должен начинать движение плавно, чтобы не было рывка при старте. Если у машины механическая коробка передач, в момент, когда трос натянется, нужно чуть выжать педаль сцепления. Это смягчит рывок. Затем нужно добавить газа, чтобы не дать тросу провиснуть сразу после начала движения.

Нужно помнить, что водитель сзади видит дорогу хуже, чем водитель первого автомобиля, и к тому же имеет сильно ограниченные возможности для маневра. Потому в сцепке нужно двигаться осторожно, по возможности избегая торможений и остановок. Но если остановка необходима, перед торможением помигайте аварийкой. Это даст понять второму водителю, что вы собираетесь останавливаться. При проезде поворотов по возможности закладывайте большой радиус поворота, ведь буксируемый автомобиль проезжает его по заметно меньшему радиусу.

Важно помнить, что неаккуратная буксировка может привести к аварии и, возможно, человеческим жертвам, поэтому не стоит подходить к этому процессу легкомысленно. Если опыта буксировки нет, то не следует начинать практику на оживленных городских улицах. Лучше доверить это более опытному водителю, а когда выпадет шанс, потренироваться в буксировке где-нибудь за пределами городской черты. И все же желаю никогда не попадать в ситуацию, когда вам могли бы пригодиться наши советы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector