Домкрат для чего

Домкрат

Домкрат (от голл. dommekracht) – устройство для подъема и непродолжительного удержания груза. При замене штатного или покупке дополнительного автомобильного домкрата нужно учитывать особенности конструкции, от которых зависят не только удобство работы, но и его возможности.

Содержание

  • 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  • 2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  • 3 ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ БУТЫЛОЧНЫЕ ДОМКРАТЫ
  • 4 ПОДКАТНЫЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ДОМКРАТЫ
  • 5 ПОДКАТНЫЕ НОЖНИЧНЫЕ ДОМКРАТЫ
  • 6 ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДОМКРАТЫ
  • 7 РОМБИЧЕСКИЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ДОМКРАТЫ
  • 8 ДВУХСТУПЕНЧАТЫЕ ДОМКРАТЫ
  • 9 РЕЕЧНЫЕ ДОМКРАТЫ HIGH JACK
  • 10 НАДУВНЫЕ ДОМКРАТЫ
  • 11 РЕКОМЕНДАЦИИ
  • 12 Назад

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В комплектацию автомобилей старых выпусков входили винтовые и реечные домкраты с грузоподъемностью от 500 кг. Под такие домкраты с откидывающимся подхватом на кузове автомобиля должны быть предусмотрены специальные гнезда-проушины, которые часто бывают забиты грязью и льдом или деформированы, что затрудняет их применение. Неправильная установка приводит к повреждению боковых поверхностей крыльев, дверей или порогов. Кроме того, если пороги и гнезда ослаблены коррозией, возникает опасность падения автомобиля, к тому же далеко не все поставляемые вместе с автомобилем домкраты имеют приемлемую устойчивость и приспособленность к различным ситуациям.
На сегодняшний день из огромного разнообразия современных домкратов можно выбрать устройства, удовлетворяющие требованиям как автомобилиста, намеревающегося возить его с собой и использовать только для своей машины, так и крупного автосервиса, в котором постоянно обслуживаются автомобили разных классов.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Грузоподъемность (обозначается в килограммах или тоннах) – максимальное усилие, которое способен развить домкрат. Она должна быть не менее грузоподъемности штатного домкрата или половины снаряженной массы автомобиля.
Опорная площадка – нижняя опорная часть домкрата. Ее размеры должны обеспечивать минимальное вдавливание в грунт при заданной грузоподъемности, а выступы (форма) поверхности – предотвращать боковое скольжение домкрата.
Подхват – часть домкрата, предназначенная для упора в автомобиль или поднимаемый груз. На винтовых или реечных домкратах для старых моделей отечественных автомобилей представляет собой откидывающийся стержень, на других, как правило, жестко закрепленный кронштейн (подъемную пяту).

Минимальная (начальная) высота подхватаmin) – наименьшее расстояние по вертикали от опорной площадки (дороги) до подхвата в его нижнем рабочем положении. Начальная высота должна быть небольшой, для того чтобы домкрат вошел между дорогой и элементами подвески или кузова.
Максимальная высота подъемаmax) – наибольшее расстояние по вертикали от опорной площадки до подхвата при поднятии груза на полную высоту. Недостаточная величина Нmax не позволяет использовать домкрат для поднятия транспортных средств или прицепов, у которых места, предназначенные для установки домкрата, находятся на большой высоте.
Максимальный рабочий ход домкрата (Lmax) – наибольшее перемещение подхвата по вертикали от нижнего до верхнего положения. Если этот параметр недостаточен, домкрат может не «оторвать» колесо от дороги.
Усилие на приводной рукоятке – сила, которую необходимо прикладывать при поднятии груза. Зависит от веса поднимаемого автомобиля и типа домкрата. У некоторых видов меняется в процессе подъема.
Устойчивость – способность домкрата сохранять рабочее положение под действием сил, стремящихся сдвинуть автомобиль в продольном или поперечном направлении. Эти силы возникают при наклоне самого домкрата, из-за порыва ветра, уклона дороги и т.д. Устойчивость в основном зависит от размера опорной площадки и особенностей конструкции.
Универсальность – приспособленность домкрата для поднятия автомобилей всех типов при различных дорожных условиях, а также при ремонтных работах: в качестве силового элемента, для демонтажа шины и т.д.

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ БУТЫЛОЧНЫЕ ДОМКРАТЫ

Имеют грузоподъемность от 2 до 100 т и более, бывают одно- и многоплунжерными (телескопическими). Несущими элементами являются не только корпус и выдвигаемый плунжер (поршень), но и специальная жидкость (рабочее тело). Корпус – это одновременно и направляющий цилиндр для плунжера, и резервуар для рабочей жидкости. Подъемная пята у домкратов грузоподъемностью до 20 т находится в верхней части винта, ввернутого в плунжер. Это позволяет при необходимости, выворачивая винт, увеличить начальную высоту домкрата.
Усилие от приводной рукоятки передается через рычаг на нагнетающий насос. При ее движении вверх жидкость из резервуара поступает в полость насоса, а при нажатии выдавливается в полость рабочего цилиндра, выдвигая плунжер. Обратное перетекание жидкости предотвращается клапанами. Для опускания груза открывается запорная игла и рабочая жидкость вытесняется из полости рабочего цилиндра обратно в резервуар.
Существуют конструкции гидравлических домкратов, где для привода насоса используется электродвигатель, подключаемый к бортовой сети автомобиля, или пневмопривод.
При выборе гидравлического бутылочного домкрата необходимо учитывать не только его грузоподъемность, но и высоты подхвата и подъема, так как рабочего хода при достаточной грузоподъемности может не хватить для поднятия автомобиля. Они требуют контроля за уровнем жидкости, состоянием и герметичностью сальников. При не частом использовании таких домкратов рекомендуется при хранении не затягивать до конца запорный механизм. Их работа возможна только в вертикальном положении и только, как и для любых гидравлических домкратов, для подъема, а не для удержания груза.

(+) Невысокое усилие на приводной рукоятке, жесткость конструкции.
(-) Сложность устройства, большие вес и начальная высота, зачастую недостаточная устойчивость, небольшой рабочий ход (у одноплунжерных).

ПОДКАТНЫЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ДОМКРАТЫ

Представляют из себя низкий корпус на колесиках, из которого гидроцилиндром поднимается рычаг с подъемной пятой. Удобству работы способствуют съемные площадки, изменяющие высоты подхвата и подъема. В компактных моделях рукоятка делается складной и не является многофункциональной.
Подкатные гидравлические домкраты можно разделить на три группы.

ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Их грузоподъемность — до 3 т.
(+) Быстрота подъема, большой рабочий ход.
(-) Хрупкость конструкции.

ДЛЯ АВТОСЕРВИСОВ И ШИНОМОНТАЖНЫХ МАСТЕРСКИХ

Имеют грузоподъемность до 4 т. Могут иметь педаль предварительного подъема для быстрого получения нужной высоты подхвата.
(+) Жесткость конструкции, хорошая устойчивость, быстрота подъема, большой рабочий ход.
(-) Возможность работы только на ровном и твердом покрытии.

ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦАВТОТЕХНИКИ (ИНКАССАЦИЯ, АВТОПОГРУЗЧИКИ И Т.П.)

Имеют грузоподъемность от 2 до 20 т.

Также могут снабжаться педалью предварительного подъема и допускают использование дополнительных приспособлений, например раздвижной траверсы для поднятия стороны автомобиля. У некоторых моделей с помощью приводной рукоятки можно поднимать или опускать груз, а также перевозить домкрат.

(+) Жесткость конструкции, хорошая устойчивость, высота подъема при использовании дополнительных приспособлений может доходить до 1 м.
(-) Большой вес (от 60 до 225 кг), затруднена оперативная подготовка домкрата к работе.

ПОДКАТНЫЕ НОЖНИЧНЫЕ ДОМКРАТЫ

Подъем осуществляется за счет выдвигания поршня из гидроцилиндра, при этом изменяется угол между шарнирно закрепленными рычагами. Иногда имеют два уровня подхвата, что дает возможность приподнимать автомобили с небольшим дорожным просветом на значительную высоту. Могут снабжаться карданной системой управления, клапаном давления и ручкой для переноски. Грузоподъемность таких домкратов обычно составляет от 4 до 7 т.
(+) Жесткость конструкции, мобильность, невысокое усилие на приводной рукоятке, небольшая начальная высота, значительная высота подъема.
(-) Большой вес, высокая стоимость, возможность работы только на ровном и твердом покрытии.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДОМКРАТЫ

Подъем груза производится подачей сжатого воздуха. Эти домкраты могут быть выполнены в подкатном варианте, имеют низкую начальную высоту подхвата и грузоподъемность от 2 до 40 т. Применяются только как автосервисное оборудование.
(+) Хорошая устойчивость, отсутствие для подъема усилия со стороны человека, небольшая начальная высота, значительная грузоподъемность.
(-) Большой вес, высокая стоимость, возможность работы только с компрессорным оборудованием.

РОМБИЧЕСКИЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ДОМКРАТЫ

Грузоподъемность таких домкратов составляет 1-2 т. Имеют в качестве несущих элементов четыре шарнирно соединенных рычага в виде ромба.
Подъем производится при изменении углов между рычагами, что увеличивает расстояние между опорной площадкой и подхватом. Для удобства хранения и транспортировки ромбические домкраты могут поставляться в пластиковом кейсе.
(+) Жесткость конструкции, невысокое усилие при подьеме, большая опорная поверхность.
(-) Значительный вес.

ДВУХСТУПЕНЧАТЫЕ ДОМКРАТЫ

Имеют два уровня подхвата – один расположен на верхнем торце цилиндра, а второй обеспечивается площадкой, связанной с его нижней границей. Такие домкраты предназначены для работы с тяжеловесной техникой и имеют грузоподъемность от 5 до 25 т.
(+) Жесткость конструкции, хорошая устойчивость, невысокое усилие на приводной рукоятке, малая начальная высота, значительная высота подъема.
(-) Большой вес, высокая стоимость.

РЕЕЧНЫЕ ДОМКРАТЫ HIGH JACK

Конструкция этих домкратов насчитывает более 100 лет. Основной несущий элемент такой конструкции – рейка с отверстиями. По рейке передвигается механизм с маталлическими пальцами, которые перещелкиваются и поднимают подхват, как по лестнице.
Переключатель «верх-низ» позволяет перемещаться в нужном направлении на одно отверстие рейки при каждом ходе приводной ручки, к тому же возможно пошаговое опускание под нагрузкой. Использование удлиненной ручки позволяет снизить усилие при подъеме.
Для безопасной работы с домкратами этого типа необходимо соблюдать соответствующие требования инструкции по эксплуатации (должна поставляться в комплекте с домкратом). Такие устройства с большой высотой подъема пользуются популярностью у любителей езды по бездорожью, так как его неустойчивость используется для освобождения застрявшего автомобиля из колеи, а конструкция домкрата позволяет задействовать его в качестве лебедки. Реечные домкраты High Jack имеют грузоподъемность 3 т.
(+) Большие рабочий ход и максимальная высота, постоянное усилие на протяжении всего рабочего хода, неприхотливость в эксплуатации, универсальность.
(-) Большие вес и габариты.

НАДУВНЫЕ ДОМКРАТЫ

Представляют собой воздухонепроницаемую оболочку (подушку), которую для подъема автомобиля наполняют через шланг отработавшими газами из выхлопной трубы.
Их можно разместить под автомобилем независимо от расположения опорных домкратных мест на кузове. Опасаться надо лишь соприкосновения с элементами выхлопной системы, имеющими высокую температуру. Надувной домкрат работает на любом типе дорожного покрытия, даже на снегу или в грязи, и имеет грузоподъемность до 4 т, при этом подъем автомобиля занимает менее одной минуты. Оставлять под нагрузкой их можно не более чем на 5-10 минут, например для замены колеса.
В комлекте поставляются два коврика, улучшающие защиту от загрязнения и повреждения подушки, а также сумка для компактного хранения устройства.
(+) Хорошая устойчивость, простота использования, компактность в транспортном положении, минимальная начальная высота, малый вес (2-3 кг), быстрота подъема (до 1 мин).
(-) Требования к отсутствию утечек в системе выпуска отработавших газов. После работы на грязной дороге часть поверхности подушки и коврики загрязняются и требуют очистки.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Работая с домкратами, необходимо соблюдать основные правила техники безопасности.
При замене колеса и при производстве ремонтных работ с вывешиванием автомобиля требуется:
зафиксировать колеса с противоположной домкрату стороны в обоих направлениях, для этого можно использовать специальные башмаки;
после поднятия кузова на необходимую высоту, независимо от конструкции домкрата, установить под несущие элементы кузова (пороги, лонжероны и т.д.) надежную подставку. Ни в коем случае не работать под автомобилем, если он стоит только на домкрате!
устанавливать домкрат таким образом, чтобы при поднятом автомобиле возможность соскользнуть или сорваться была минимальной.

Какие бывают домкраты и как ими пользоваться?

  1. Что это такое?
  2. Как работает?
  3. Виды
  4. Лучшие производители
  5. Как выбрать?
  6. Как пользоваться?

Современные приспособления для подъема различных грузов сейчас широко используются практически во всех сферах и отраслях. Домкраты в наши дни можно встретить не только в арсенале автомобилистов и сотрудников станций технического обслуживания.

Помимо этого, подобные конструкции часто являются составными элементами более сложных механизмов, главной задачей которых является создание сдавливающих усилий. Именно по этой причине стоит рассмотреть, какие бывают типы домкратов и как именно ими правильно пользоваться в тех или иных ситуациях.

Что это такое?

Чтобы понять принцип работы описываемых устройств, необходимо изначально отметить, что основное их назначение – это подъем грузов на сравнительно небольшую высоту. Это, естественно, касается преимущественно автомобильных домкратов, поскольку существуют модели с другим предназначением.

Но в любом случае при помощи таких механизмов обеспечивается направленное действие с соответствующим усилием.

Как работает?

Принцип действия большинства подъемников можно объяснить на примере гидравлических моделей. Их функционирование базируется на законе Паскаля и принципе сообщающихся сосудов. При этом все существующие образцы механизмов имеют общее свойство – это обязательное использование рычага (ручки) в том или ином виде. Главной отличительной чертой большинства современных домкратов является мобильность. Также важно учитывать отсутствие вспомогательных устройств. Сегодня домкраты чаще всего используются в следующих сферах.

  • Строительство. Подъем блоков и конструктивных элементов, а также их фиксация. Отдельного внимания заслуживают подъемные системы для монтажа гипсокартона и других листовых материалов. Также существуют тензорные домкраты, предназначенные для завинчивания с определенным усилием соединений под нагрузкой.
  • При ремонте транспортных средств различной сложности – от замены колеса в пути, до выполнения более сложных работ в условиях автосервисов и шиномонтажных мастерских.
  • В качестве подъемного приспособления, если требуется перемещать и монтировать разные габаритные детали или же оборудование на опоры.

Естественно, каждый существующий в наши дни тип рассматриваемых механизмов имеет свои конструктивные особенности и эксплуатационные свойства.

Можно выделить несколько основных разновидностей домкратов. Все они имеют определенный принцип работы или же объединяют в себе сразу несколько таковых. С учетом данного технического параметра подобные приспособления бывают следующими.

  • Механические, представляющие собой наиболее простую конструкцию с технической точки зрения. Их функционирование основано на приложении усилия для перемещения подъемной части.
Читать еще:  Как перешивают руль кожей

  • Гидравлические, работающие за счет перекачивания рабочей жидкости между цилиндрами. Нередко можно встретить подъемники с манометром.

  • Пневматические – модели, в которых основным элементом является давление накачиваемого воздуха. Сегодня производители предлагают автомобилистам домкраты, подключаемые к выхлопной трубе ТС. Более производительные модификации требуют наличия компрессора.

  • Электрические. В данном случае речь идет не столько о конструкции подъемника, сколько о принципе приведения в движение его рабочей части.

  • Электрогидравлические – подъемные приспособления, в которых гидроконтур задействуется посредством электрического привода. Кстати, некоторые модификации могут быть дополнительно оснащены ручным приводом.

Помимо всех перечисленных типов домкратов, необходимо упомянуть также пневмогидравлические модели. В данном случае речь идет об устройствах, принцип работы которых базируется на том, что гидравлическая система приводится в действие воздушным компрессором.

По материалу изготовления

В данном случае определяющими факторами будут конструктивные особенности приспособления и его грузоподъемность. Так, часто подкатные модели для авто выполнены из алюминиевых сплавов. В то же время более мощные грузовые домкраты изготавливают из чугуна или высокопрочной стали. Важно отметить, что материал напрямую определяет грузоподъемность.

В некоторых случаях можно встретить даже пластиковые автомобильные домкраты. На просторах интернета опубликован материал, в котором владелец нового ВАЗа демонстрирует пластмассовый подъемник. Кстати, по словам автора видео, устройство входило в комплектацию авто.

По типу конструкции

С учетом данного параметра существующие на сегодня домкраты классифицируют следующим образом.

  • Ромбические – чисто механические устройства пантографного типа. Внешне напоминают ромб, стороны которого складываются в горизонтальной плоскости и раскладываются при подъеме.

  • «Таблетка» – устройство в виде цилиндра с низким профилем, сопрягаемое с гидравлическим контуром.

  • Реечные – механические домкраты, основу которых составляет рейка зубчатого типа с перемещающимся вдоль нее подъемником.

  • Клиновые с механическим или же гидравлическим приводом.

  • Бутылочного типа, являющиеся одними из наиболее популярных у автолюбителей. Свое название данный тип домкратов получил из-за характерного вида рабочего цилиндра. По-другому такие подъемники называют телескопическими за счет того, что полый шток в нижнем положении практически полностью уходит в корпус. Существуют одно- и двухштоковые модели, складывающиеся по принципу телескопической удочки.

  • Рычажные, принцип действия которых основан на выдвижении рейки за счет работы приводного рычага.

  • Винтовые. В данном случае речь может идти о разных категориях подъемных механизмов, включая стоечные и ромбовидные. В основе функционирования лежит преобразование вращения в поступательное движение площадки.

  • Тянущие – модели домкратов, широко используемые как для подъема грузов при подвешивании их на опорах, так и для стягивания с фиксацией различных конструкций (например, для натяжения арматуры). Многие модели бывают с крючком (крючками) и прочими приспособлениями для лучшей и более удобной фиксации объектов. Если речь идет о цепных механизмах, то крюки крепятся непосредственно к штоку через специальные проушины.

  • Подкатные – один из классических вариантов исполнения домкратов в виде рычага, установленного на станину с колесиками и оснащенного упорной платформой (пяткой). В движение данный механизм приводит горизонтальный гидравлический цилиндр.

  • Ножничные, представляющие собой складывающийся в корпус (станину) подъемный блок по принципу обычных ножниц. На рынке сейчас представлены модели подобных домкратов, имеющие переключатели на подъем и спуск груза. Ножничные модели могут иметь короткую, среднюю или же удлиненную базу.

Отдельно стоит уделить внимание домкратам «Сельсона», являющимся представителями пневматического «семейства». Речь в данном случае идет о подушке, имеющей резинокордную оболочку. В процессе нагнетания воздуха она увеличивается в размерах и поднимает груз.

По размеру

Не секрет, что ключевая характеристика любого домкрата – это его грузоподъемность. Данный параметр напрямую определяется конструктивными особенностями приспособления и его габаритами. В подавляющем большинстве случаев большой механизм будет мощнее, чем маленький.

К примеру, 2-тонная бутылочная модель имеет высоту в пределах 150-180 мм и весит всего около 3-х кг. В то же время реечный длинный механизм при аналогичной грузоподъемности может достигать в высоту 1-го метра и даже более, и весить он будет до 15 кг. Естественно, от мини-устройств не стоит ожидать выдающихся показателей.

По назначению

С учетом функционала и эксплуатационных показателей классификация современных подъемных приспособлений будет иметь следующий вид.

  • Автомобильные подъемники. Могут предназначаться для обычного гаража и профессиональных СТО и станций шиномонтажа.

  • Кабельные – устройства, имеющие особую конструкцию и предназначенные для работы с кабельными барабанами.

  • Тепловозные – модели, относящиеся к категории промышленных и используемые для лифтовки вагонов и локомотивов.

  • Путевые – используются для выполнения работ с элемента железнодорожного полотна.

  • Компенсаторы усадки – разновидность винтовых механизмов, применяемых при возведении деревянных построек и, в частности, срубов.

  • Домкраты для мебели. Имеются в виду максимально простые приспособления в виде рычагов, при помощи которых предметы немного приподнимают над напольным покрытием, чтобы можно было завести транспортировочную платформу. Кстати, последние входят в набор, который позволяет самостоятельно перемещать громоздкие и увесистые предметы мебели.

  • Вакуумные для стекол.

Важно учитывать, что сфера применения описываемых механизмов является более чем широкой. Они могут использоваться в виде как самостоятельных подъемников, так и составляющей части для погрузчиков, станков и автоматических систем.

Другие

Помимо всех перечисленных выше, широко использующихся, к примеру, в автомобильной сфере, также есть и специализированные модели домкратов.

  • «Опрокидыватели».
  • Ремонтные поставки телескопического или винтового типа.
  • Трансмиссионные стойки. Данная разновидность применяется при снятии и монтаже КПП транспортного средства.
  • Ямные (канавные) домкраты. В данном случае речь идет о приспособлениях, относящихся к категории вспомогательных. С их помощью вывешивают оси машин, находящихся на смотровых ямах или поднятых на ножничных подъемниках.

Лучшие производители

В наши дни на рынке специального оборудования и, в частности, подъемных механизмов, свою продукцию представляют многие японские, немецкие, а также китайские и отечественные компании. С учетом актуальной статистики и отзывов пользователей в перечень наиболее популярных марок можно внести следующие.

  • Forsage – производитель, специализирующийся на выпуске надежного инструмента, включая подъемные приспособления. Продукция ориентирована преимущественно на выполнение любительского и полупрофессионального ремонта ТС. Изначально создатели бренда планировали ее выход исключительно на рынок РБ, но в итоге она оказалась востребованной и широко представленной в странах СНГ. Сейчас продукция выпускается заводами, расположенными на территории Поднебесной.

  • Matrix – марка, отличающаяся оптимальным соотношением цены и качества. Продукция выпускается заводами в Китае и сейчас представлена на рынках Европы, Соединенных Штатов и РФ.

  • Stels – изначально это бренд, представляющий в соответствующем сегменте Германию. На данный момент домкраты производятся в Тайване и КНР.

  • «Бел Авто Комплект» – компания, история которой началась в далеком 1996 году. На сегодня речь идет уже о крупном международном холдинге, в структуре которого функционируют производственные мощности, лаборатории и организации, занимающиеся сбытом продукции.

  • «Сорокин» – производитель, начавший свою активную деятельность в 1996 году. Сейчас в каталоге компании представлен широкий ассортимент качественного гаражного оборудования, для разработки которого внедряются передовые технологии.

Как выбрать?

Выбор каждого типа домкратов имеет, конечно же, свои нюансы. Однако существуют общие правила, с учетом которых можно подобрать наиболее подходящую модель подъемного приспособления в каждом конкретном случае. При этом особое внимание необходимо уделить следующим ключевым критериям.

  • Грузоподъемность – главная характеристика любого домкрата. Как правило, данный параметр указывается на корпусе устройства и в технической документации, которая обязательно входит в комплект поставки. Выбирая конкретную модель подъемника, настоятельно рекомендуется учитывать потенциальные нагрузки. Превышение указанных производителем показателей может привести как минимум к выходу из строя самого подъемника. Помимо этого, возможны и более серьезные негативные последствия.
  • Высота подхвата. Чаще всего этот параметр наиболее актуален для автомобилистов, поскольку определяется клиренсом транспортного средства. Данный эксплуатационный показатель чаще всего составляет от 6 до 25 см. Как показывает практика, проще подобрать подходящую модель владельцам внедорожников, имеющих увеличенный дорожный просвет.
  • Рабочая высота, или максимальная высота подъема. Показатель большинства представленных на рынке моделей варьируется в диапазоне от 30 до 50 см. Существуют даже автомобильные домкраты с рабочей высотой до метра и более.
  • В некоторых случаях присутствует такое понятие, как «рабочий ход». Под этим термином принято понимать разницу между минимальной высотой подхвата и максимальной высотой подъема. Естественно, чем шире данный диапазон, тем лучше.

Помимо всего уже перечисленного, выбирая модель подъемного приспособления, следует учитывать тип привода. В данном случае речь идет о следующих основных вариантах.

  • Механический привод, основанный на усилии, прикладываемом к рукояти домкрата. Такие модели отличаются максимальной простотой конструкции, а следовательно, сравнительно низкой стоимостью.
  • Гидравлический контур, приводящий в движение плунжер механизма с грузом за счет давления рабочей жидкости, создаваемого в цилиндре. Кстати, как в ситуации с предыдущим типом устройств, ключевым элементом является также рукоять, выполняющая роль рычага гидравлического насоса.
  • Пневматический привод, который обеспечивает подъем и спуск груза за счет сжатого воздуха. Принцип работы максимально прост и основан на заполнении рабочей камеры любым газом. Благодаря максимальной простоте использования и минимальным трудозатратам такие модели пользуются соответствующей популярностью.

Не менее важным критерием является марка домкрата. Естественно, опытные специалисты и пользователи настоятельно рекомендуют делать выбор в пользу оригинальной продукции известных брендов. Подобный подход к подбору оборудования позволяет рассчитывать на максимальное соответствие реальных эксплуатационных показателей заявленным производителем техническим характеристикам. Важно помнить, что крупные компании заботятся о своей репутации, и для них большое значение имеют соответствующие риски.

Параллельно стоит уделить внимание качеству материалов и сборки. В ситуации с фирменными домкратами с этим, как правило, не возникает каких-либо проблем. В итоге приобретается приспособление предельно надежное и с максимальным сроком эксплуатации. Этого, к сожалению, нельзя уверенно сказать про модели, относящиеся к категории «no name». Нередко такие механизмы выходят из строя после первых же попыток их использования.

Опытные специалисты предпочитают не рисковать, поскольку использование ненадежного подъемника может привести к крайне негативным, а иногда даже трагическим последствиям. В то же время для многих одну из определяющих ролей играет финансовая сторона вопроса. Однако сейчас с учетом более чем широкого ассортимента представленной на рынке продукции многих компаний можно без особого труда найти оптимальное сочетание цены и качества.

Наряду со всеми перечисленными критериями, определяющими параметрами нередко становятся габариты и вес оборудования. Это наиболее актуально для владельцев автомобилей. Далеко не каждую модель домкрата можно свободно разместить в багажнике транспортного средства.

Как пользоваться?

Эксплуатация домкратов, как и любого другого устройства, предусматривает неукоснительное соблюдение правил техники безопасности. По сути, использование таких подъемников является очень простым, однако ошибки могут дорого обойтись. Важно учитывать, что фирменные образцы оборудования проходят тестирование на заводе-изготовителе в различных условиях. Но использование даже самых надежных приспособлений должно осуществляться с учетом определенных требований и правил, что позволит избежать потенциальных рисков.

Проще всего рассмотреть соответствующий алгоритм на примере применения автомобильного домкрата. Речь в данном случае идет о следующих важных моментах.

  1. Транспортное средство (груз) по возможности должно располагаться на ровной поверхности.
  2. Требуется максимально обездвижить автомобиль (поднимаемый объект). Для надежной фиксации можно использовать специальные упоры и подручные средства.
  3. Чтобы правильно поднять и спустить груз, необходимо обеспечить максимально плавное движение механизма.
  4. Важно знать, как правильно ставить подъемное приспособление. Оно должно располагаться на ровной и твердой несущей поверхности. На днище автомобиля присутствуют специальные места для домкрата. Настоятельно не рекомендуется в качестве упоров использовать бамперы машины.
  5. После подъема груза на нужную (рабочую) высоту следует использовать подставки. Это обусловлено тем, что домкрат не держит груз, а только поднимает и опускает его. К подставкам также предъявляются определенные требования. Прежде всего внимание уделяется их прочности, соизмеримой нагрузкам.
  6. Перед началом выполнения работ требуется убедиться в надежности фиксации и устойчивости объекта, подпорок и самого подъемного механизма. Опытные автомобилисты для этого слегка раскачивают ТС.
  7. После завершения всех операций осуществляется спуск груза. В этот момент важно помнить о том, что недопустимы рывки – спуск, как и подъем, должен осуществляться максимально равномерно.

К сожалению, многие считают, что практически любой домкрат можно использовать не только для подъема, но и для длительного удержания грузов. Каждый из существующих типов описываемых механизмов имеет свои особенности эксплуатации.

Эти моменты следует учитывать, как и соответствующие рекомендации производителя.

О том, как грамотно выбрать домкрат, смотрите в следующем видео.

Виды домкратов: назначение, особенности и принцип действия

Что такое домкрат

Перед началом знакомства с группами и видами домкратов, полезно иметь понимание самой сути этого инструмента. Если вы уже сформировали общее представление об устройствах подобного рода, можете пропустить этот краткий ликбез. Для всех остальных, кто столкнулся с этим прибором впервые, следующий абзац поможет прояснить картину, передав основную концепцию.

Читать еще:  Вода из выхлопной трубы автомобиля причины летом

Домкрат – это устройство для подъема тяжелых объектов с возможностью недолговременной фиксации в заданном положении. Приборы могут быть портативными (переносными / передвижными) или стационарными. Использование портативных распространено в ремонте и обслуживании автомобилей, поездов, самолетов и прочей техники, а также в строительстве. Стационарные домкраты обычно служат силовыми элементами в производственном оборудовании. На сегодняшний день, существует 3 основные группы механизмов, о которых мы подробно рассказываем ниже.

Основные группы

Главная отличительная черта, разделяющая современные домкраты на группы, заключается в способе подъема, на котором строиться механизм устройства. Все существующие конструкции подъемников, относятся к одной из следующих групп: механические, гидравлические и пневматические. Давайте выясним, чем отличаются и как работают эти кардинально разные системы.

Механические

Представители старейшего, первоначального типа подъемных устройств, пережившие реинкарнацию, благодаря которой актуальны и конкурентоспособны по сей день. Механические домкраты делятся на 3 подгруппы: винтовые, реечные и рычажные. Если обобщать суть всех приборов максимально поверхностно, можно отметить, что все они функционируют за счет взаимодействия точных механических элементов. Больше конкретики можно узнать только при разборе каждого подвида в отдельности, что мы сейчас и сделаем.

Винтовые устройства оказывают силовое воздействие на объект за счет вращения резьбовых элементов. При выкручивании из корпуса, винтовой упор увеличивает прилагаемые усилия во сто крат, поднимая собой огромный вес. Такой принцип действия характерен для домкратов бутылочного и червячного вида. В рычажно-винтовых, винт располагается по диагонали, а в ромбических по горизонтали, и выполняет подъем при закручивании.

Реечные подъемники работают за счет подъема металлической рейки, расположенной внутри вытянутого каркаса. Существует 2 типа механизмов подъема: зубчатый (работающий за счет вращения шестерней) и рычажный (Хай-Джек). Последний поднимает груз при помощи рычага с поперечным стальным прутом, выдвигающим рейку вверх, цепляясь за её зубья.

Рычажные устройства представляют собой самую элементарную, из всех современных конструкций. Эти простые приспособления выполняют подъем за счет длинного крепкого рычага, соединенного с упором. Оказывая давление на верхний край рычага, упорная площадка поднимается вверх, повышая усилие в несколько десятков раз.

Гидравлические

Относительно современная группа грузоподъемных инструментов, отличающихся колоссальной мощностью и надежной конструкцией. Самыми универсальными и распространенными разновидностями гидравлических домкратов данной группы, являются бутылочные, чей принцип действия стал основой для изобретения новых, уникальных моделей устройств. Именно на базе бутылочного, были разработаны подкатные и ромбические типы подъемников. В основе всех 3-х подгрупп, лежит единый принцип работы, за счет контролируемой циркуляции жидкости в системе, однако их общая конструкция существенно различается.

Суть работы гидравлических домкратов основана на перекачивании жидкости из масляного резервуара в блок цилиндра, из которого выдвигается поршень. Главную функцию выполняет насос, который может быть ручным (самый распространенный) или пневматическим. Есть модели, подключаемые к маслостанциям, оснащенным электродвигателем.

Современный домкрат гидравлического типа функционирует за счет специальных клапанов (всасывающего и нагнетательного), которые контролируют движение жидкости. Эти металлические шарики плотно прижимаются к пазу пружинкой, позволяя маслу течь только в одном направлении, полностью перекрывая обратный ход. Чем выше давление груза, тем сильнее жидкость давит на шарик, надежно закрывая переход в другой резервуар.

Пневматические

Самая противоречивая группа подъемных устройств, функционирующая за счет воздуха. С одной стороны, пневматические домкраты очень плавные, но при этом, не самые безопасные (особенно при спуске). Не предназначены для большого веса, и обычно обладают грузоподъемностью до 5 тонн. Устройства данной группы делятся на 2 подвида: подкатные (с пневмоподушкой), и переносные (с мешком из плотного материала). Обе разновидности работают от компрессора, но последняя может накачиваться и от выхлопной трубы автомобиля.

По большему счету, система достаточно проста и состоит из высокопрочного надуваемого элемента, шланга и ниппеля, соединяющего эти части воедино. По сути, пневматический домкрат – это усиленная автомобильная камера с измененной формой. Принцип действия знаком каждому, кто накачивал колесо. Воздух, по шлангу попадает в герметичный резервуар из гибкого материала, увеличивая его объем. Специальный ниппель, позволяет потоку попасть в камеру, но блокирует выход из нее. Таким образом, постепенно накапливаясь, воздух поднимает упор и возложенный на него груз.

Разновидности домкратов

Вариативность современного подъемного оборудования превышает сотню устройств с уникальными механизмами. Одни имеют широкое применение, другие нацелены на выполнение конкретных задач. Далее вы узнаете, какие виды домкратов бывают, в каких работах используются и какой эффективностью обладают. Дабы не перегружать ознакомительный текст, конструкцию и принцип действия каждого инструмента затронем наиболее кратко.

Бутылочные домкраты

Одна из самых простых, эффективных и популярных конструкций подъемников. Может иметь гидравлический и механический принцип действия. Максимальная грузоподъемность последних достигает 100 тонн, а некоторые модели гидравлических превышают этот показатель в несколько раз. Высота подъема, у обеих типов систем, примерно одинаковая и располагается в районе 300 мм. Телескопический домкрат бутылочного типа, может поднимать примерно в 1.5 раза выше классических, но имеет меньшую грузоподъемность в связи с утоньшением стенок поршня.

Небольшие, бюджетные модели подъемников бутылочного типа пользуются большой популярностью в авторемонте и шиномонтаже. Подобные аппараты, часто используются в качестве силового оборудования при сборке домашних прессов. Недорогой, универсальный домкрат широко востребован в небольших строительных проектах, например, по подъему частных домов. Масштабные операции, по строительству / реставрации высоток или мостов, требуют применения более мощных и дорогостоящих бутылочных подъемников.

Кроме классических вариаций, домкраты бутылочного типа могут иметь небольшие модернизации, расширяющие сферу их использования. Модели с зацепом позволяют поднимать грузы, расположенные близко к земле. Трансмиссионный домкрат оборудован специальным упором, для удобной фиксации одноименной детали автомобиля, а домкрат с полым штоком устанавливается на специализированное прессовальное оборудование. Внешний вид всех этих устройств отличается, однако сама суть принципа действия бутылочной гидравлической системы остается неизменной.

Подкатные домкраты

Достаточно узконаправленная разновидность подъемников, созданная для удобного и эффективного обслуживания и мелкого ремонта автотранспорта. Такой домкрат на колесах, легко подкатывать под днище и быстро поднимать. Подкатные устройства могут быть гидравлическими и пневматическими. Предел грузоподъемности первых достигает 50 тонн, а вторые обычно осиливают не больше четырех. Средняя высота подъема гидравлических составляет 400 мм, а пневматические обычно берут повыше на 50 мм.

Существует несколько видов подкатных подъемных устройств, различающихся типом привода, который может быть ручным, пневматическим или электрическим. Самыми грузоподъемными и быстрыми, являются пневмогидравлические, используемые в профессиональных автосервисах. Электрогидравлические домкраты относятся к бытовому сегменту и обычно не рассчитаны на вес, более 4-х тонн. Ручные разновидности самые распространенные и имеют огромный модельный ряд, включающий оборудование для всех сфер использования.

Конструкция классического подкатного домкрата состоит из прочного каркаса, рычажного упора и колес. В основе располагается гидроцилиндр, выполняющий роль главной мышцы, выталкивающей нижнюю часть рычага, заставляя верхнюю подниматься вверх. Некоторые пневмогидравлические устройства представляют собой бутылочный домкрат на колесиках, но есть и профессиональные с более сложным механизмом.

Пневматические подкатные подъемники имеют одну единственную разновидность, с пневмоподушкой, напоминающей камеру от колеса мотоцикла. Устройство может состоять из одного или нескольких подобных элементов (больше подушек – больше высота подъема). Подхват, в среднем, составляет 140 мм, что на 20-30 мм, уступает более низкому домкрату гидравлического типа. В бытовом использовании такие устройства встречаются редко, но в автосервисах ими периодически работают.

Реечные домкраты

Одна из самых высоких разновидностей подъемных инструментов. Все виды реечных моделей относятся исключительно к механическим типам инструментов, и делятся на 2 подвида: зубчатые (с шестернями) и рычажные (Хай-Джеки). Первая группа способна поднимать вес до 30 тонн, а предел второй не превышает четырех. По высоте подъема рычажные опережают зубчатые со средним показателем в 1100 мм, когда у последних это значение располагается в пределах 700 мм. Минимальный подхват Хай-Джеков составляет порядка 120 мм, а у подъемников с шестернями – 80 мм.

Все реечные домкраты имеют выступающий нижний зацеп, но зубчатые модели, в отличии от Хай-Джеков, могут упираться в груз и верхней частью корпуса, увеличивая высоту подъема практически вдвое. Сам механизм подъема у двух подвидов, кардинально отличается, и из общих деталей имеет только рейку. Для работы зубчатого устройства, требуется вращать рукоятку, которая передает движение на шестерни, цепляющиеся за рейку. Хай-Джек работает по принципу рычага, и рукоятка здесь ходит вверх-вниз, поднимая рейку, упираясь в её выступы.

Среди наиболее частых сфер применения, зубчатый реечный домкрат с низким подхватом можно встретить на железнодорожных работах, где с его помощью поднимают рельсы. За универсальную высоту подъема и способность работать в любом положении, данный аппарат не редко используют для подъема гаражей, небольших пристроек и на производствах. Зацепной домкрат рычажного типа, имеет огромную популярность среди любителей бездорожъя, за надежный, неприхотливый механизм, способный вытащить джип из сильной грязи.

Ромбические домкраты

Миниатюрный подъемник механического типа. Относится к бюджетному сегменту и предназначается для шиномонтажа легковых автомобилей. Ромбический мини домкрат состоит из множества элементов, практически все из которых принимают на себя вес, что снижает надежность устройства. Среди всех разновидностей подъемного оборудования, данная группа инструментов лидирует по количеству поломок и срывов, уступая первенство, разве что рычажно-винтовым домкратам. Максимальная нагрузка, которую могут осилить некоторые ромбические устройства, достигает 3.5 тонн, а высота подъема варьируется в пределах 380 мм.

Принцип действия подъемника заключается в стягивании ромбовидного корпуса винтом, в следствии чего верхний упор удаляется от нижнего, поднимая груз. В большинстве моделей, домкрат трапеция (ромбический) оснащен ручным приводом, однако существуют модели с миниатюрным электродвигателем и даже гидравлической системой. По большему счету, устройство может работать долго и успешно, если уделять повышенное внимание правилам эксплуатации и обслуживания.

Ножничные домкраты

Габаритное подъемное оборудование на гидравлической основе (бывают винтовые). Может быть полустационарным (устанавливаемым на смотровые ямы), и передвижным (подъемные люльки на колесах). Несмотря на внушительные размеры, обладает небольшой грузоподъемностью, до 4 тонн. Высота подъема зависит от количества секций и общего назначения оборудования. Чем больше перекрестий, тем выше вылет. В среднем, устройства данного типа могут поднимать грузы на высоту от 50 см до 8 метров.

В основе конструкции лежит гидравлический цилиндр с длинным поршнем, упирающемся в верхнюю площадку или в грани самих ножниц. При накачивании жидкости, поршень выдвигается поднимая собой всю конструкцию. Поперечные рейки, расположенные попарно, служат двум целям: сохранению устойчивости и увеличению площади опорной поверхности.

Домкраты ножничного типа считаются узконаправленным оборудованием, используемым в автосервисах. Более габаритные устройства с большой высотой подъема, применяются при монтаже и ремонте в качестве строительных лесов.

Рычажные домкраты

Самые простые, и в некотором роде даже примитивные грузоподъемные устройства. Современный рычажный домкрат состоит из длинной рукоятки, соединенной с основанием в форме Г-образной трубы. На основании установлен подвижный упор и пара колес, для подката при подъеме. Грузоподъемность устройства зависит от длины рычага и общей надежности конструкции, но обычно не превышает 2-х тонн. Высота подъема позволяет поднять седан со стандартной подвеской для замены колес.

Большинство подъемников рычажного типа изготавливаются своими руками и используются для частного шиномонтажа. Случается, когда этими приспособлениями приподымают поддоны, и прочие объекты с подходящей высотой. Главное условие для использования устройства – ровная поверхность, по которой смогут легко перемещаться опорные ролики.

Рычажно-винтовые домкраты

Наверно самая компактная и легкая разновидность винтовых механических подъемников. Конструкция данных устройств состоит из 3-х основных элементов: опоры, реек, винта и упорной площадки. Рычажный резьбовой домкрат может быть 2-х видов: с двумя и четырьмя рейками (комбинированный). Первый вариант представляет собой Г-образное соединение, а второй выполнен в виде ромба с выступающими боковыми гранями. Максимальная грузоподъемность таких приспособления составляет 1.5 тонны, а высота достигает 450 мм.

Основной сферой применения рычажно-винтовых домкратов, является замена авторезины и мелкий кузовной ремонт. Стоит заметить, что устойчивость конструкции весьма ненадежна и имеет самый высокий показатель срывов. Чтобы обезопасить себя и автомобиль, после подъема следует опускать груз на специальные опоры (или пеньки), а домкрат убирать до завершения работ. Аккуратность использования и следование технике безопасности, значительно уменьшает шанс срыва.

Надувные домкраты

Относительно современные устройства, отличающиеся мягким и плавным подъемом. Домкраты, работающие за счет воздуха, могут иметь 2 варианта воплощения: подкатной и переносной. Первый, представляет собой достаточно габаритную конструкцию с колесами (бывает без них), длинной рукояткой и большой опорной площадкой, куда устанавливается пневмоподушка (от 1-й до 3-х). Вторые максимально компактны и имеют вид обычного герметичного мешка с клапаном, к которому подключается воздушный шланг.

Читать еще:  Вес прицепа для легкового автомобиля без категории

Грузоподъемность обеих вариаций одинакова, и достигает 5 тонн. По минимальной высоте подхвата и максимальным возможностям подъема, переносные подъемники опережают подкатные с серьезным отрывом. Средние показатели для переносных составляют: 50 мм по подхвату и 800 мм по подъему. Подкатные могут поднимать груз с расстояния в 140 мм, до 450.

Сфера применения пневматических подъемников достаточно ограничена в связи с их большим объемом (в рабочем состоянии). Переносные приобретаются для частного использования, преимущественно для внедорожников и автомобилей с высокой подвеской. В спущенном состоянии, такой домкрат для бездорожья компактен и может вытащить забуксовавшую машину от воздуха из выхлопной трубы. Модели подкатной конструкции зачастую применяются на СТО, и работают от компрессора, для ускорения процесса подъема.

Клиновые домкраты

Своеобразный тип домкратов, используемый для расширения узких зазоров. Данный подъемник может работать по механическому (винтовому) принципу или от гидравлики. Механический клиновой домкрат имеет достаточно простую, компактную конструкцию, состоящую из 2-х клиньев, кожуха и силового элемента. Максимальная грузоподъемность винтовых устройств достигает 25 тонн, а показатель гидравлических не превышает 15. Высота подхвата начинается от 6 мм, и заканчивается на 100. Диапазон подъема располагается в пределах 45-150 мм.

Приспособления подобного рода широко востребованы на лесоповале, где ими расклинивают надпиленные деревья. В железнодорожных работах, это устройство используется как путевой домкрат для зацепа рельс, если стандартным подъемникам не хватает высоты подхвата. При установке или демонтаже оборудования крупногабаритных деталей на конические валы, клиновые конструкции обеспечивают точность и аккуратность операций.

Червячные домкраты

Профессиональные подъемные установки с повышенной точностью и плавностью хода. В корпусе устройства располагается редуктор с выходным валом, гайка, подшипники и выдвижной винт (частично). По принципу действия, червячные домкраты имеют большое сходство с современными бутылочными, но в отличии от последних, винт здесь проходит через корпус, выступая с обеих сторон. Есть модели с зафиксированным положением винта, где упорная площадка ходит по выступающей резьбе. Устройство может работать от ручного вращения шкива или от электродвигателя.

Силовые показатели червячных домкратов позволяют поднимать вес до 100 тонн. Средняя высота подъема составляет 400 мм. Расстояние подхвата разниться от конструкции и предназначения конкретной модели и обычно не указывается. Профессиональный домкрат червячного типа, используется в строительстве, ремонте спецтехники, а в производственных сферах может быть частью точного оборудования.

Кабельные домкраты

Узконаправленное приспособление для подъема больших кабельных барабанов. Состоит из 2-х симметричных опор с подвижным центром. Установка происходит следующим образом: в отверстие бабины продевается специальный карандаш для кабельного домкрата, представляющий собой круглый стальной прут, после чего, по бокам ставятся опорные конструкции. Выступающие части карандаша помещаются под упоры и выполняется подъем при помощи гидравлики или винтовых механизмов. Поднятый барабан легко вращается, разматывая кабель.

В зависимости от конструкции, домкрат для кабеля может иметь различные габариты и показатели грузоподъемности. Поднимаемый вес обычно не превышает 40 тонн, поскольку вес стандартных кабельных бабин заканчивается на этих значениях. Высота подъема исчисляется максимально доступным диаметром барабана, и может достигать 3000 мм. Минимальное расстояние подхвата не указывается, но зачастую располагается в пределах 500 мм.

Стеклодомкраты

Самый нехарактерный тип устройств, кардинально отличающийся от все вышеперечисленных разновидностей. Предназначен для подъема в косвенном смысле, но в первую очередь создан для удержания массивных и габаритных объектов с гладкой поверхностью. Работает по принципу присоски с мощным вакуумным механизмом, способным выдержать до 180 кг. Если стеклодомкрат тройной, его потенциал увеличивается кратно количеству присосок.

Сфера использования подобного приспособления очевидна с первого прочтения его названия. С помощью пары этих полезных инструментов, можно удобно перемещать объемные листы металла. Одинарный стеклодомкрат значительно облегчает демонтаж старых окон или установку некоторых зеркал. В целом, весьма специфичный инструмент, но в определенных сферах считается незаменимым.

Разновидности домкратов и какой для чего лучше подходит

Содержание

Содержание

Домкрат — это приспособление для подъема тяжелых габаритных предметов. Автомобильная версия изобретена в 1925 году американцем Питером Лунати и с тех пор входит в комплект любого авто. За столетнюю историю инженеры создали множество разновидностей этого приспособления, каждая из которых обладает своими преимуществами.

Для начала стоит уточнить, что домкраты бывают не только автомобильными, хотя это первая ассоциация, которая приходит в голову. Простейшие подъемные механизмы использовались человечеством всю его историю. Сейчас это приспособление широко применяется в строительстве, складских, промышленных объектах и везде, где нужно поднять груз на определенную высоту. Разумеется, специализированные решения более сложны по своей конструкции и устройству, имеют огромную грузоподъемность и рабочий ход.

Виды домкратов

Этот инструмент вместе с набором ключей можно найти в любом автомобиле. Наши дороги полны сюрпризов, поэтому пробитым колесом никого не удивишь. Практически каждый автолюбитель умеет менять колеса, а для этого нужно поднять одну сторону автомобиля, чтобы снять нагрузку и выполнить процедуру.

Основные виды домкратов по типу конструкции:

  • винтовой;
  • реечный;
  • бутылочный;
  • пневматический (воздушная подушка).

По методу установки приспособление бывает:

  • переносным;
  • подкатным;
  • стационарным.

Домкраты по типу приложения усилия:

  • ручные;
  • гидравлические;
  • пневматические;
  • электрические.

Свойства устройства определены типом конструкции, поэтому поговорим об особенностях подъемных механизмов.

Винтовой домкрат

С точки зрения внутреннего устройства считается самым простым решением. Механизм приводится в движение посредством вращения ручки, реже — гидравликой или электроприводом.

Основные разновидности винтовых домкратов:

Ромбический винтовой домкрат — самая многочисленная категория на прилавках магазинов. Как и следует из названия, конструкция имеет форму ромба, а подъем осуществляется за счет стягивания рычагов корпуса. Такой домкрат часто входит в базовый комплект легкового автомобиля.

Среди преимуществ ромбических винтовых домкратов:

  • высота подъема;
  • большой рабочий ход;
  • стоимость;
  • простота;
  • долговечность;
  • прочность конструкции и механизма.

К недостаткам относятся:

  • низкая устойчивость на неровной поверхности;
  • относительно небольшая грузоподъемность;
  • проблемы с установкой на мягком и сыпучем грунте;
  • ощутимые усилия на подъем.

Эта разновидность подходит для большинства легковых автомобилей, но не для внедорожников. Рекомендуется выбирать модель с резиновой накладкой на упорном пятаке или приобрести ее отдельно. Иначе установка возможна только в специальных точках под автомобилем.

Рычажно-винтовой домкрат состоит из двух или четырех реек и визуально похож на урезанную версию ромбического. Конструкция стала проще, но вот проблема с устойчивостью возросла,
а грузоподъемность снизилась. Преимуществом устройства является уменьшенный вес
и габариты.

Телескопические винтовые домкраты подходят для внедорожников и более тяжелых видов техники. По внешнему виду напоминают модели гидравлического типа с бутылочной формой. Преимуществом этой разновидности является хорошая грузоподъемность, устойчивая платформа, работоспособность при любых температурах и в любой плоскости. Винтовая конструкция хорошо выдерживает нагрузку, что будет полезна при подъеме автомобиля
в гараже для хранения, но не работы под ним. Недостатком устройства является небольшой упор и рабочий ход.

Среди профессиональных разновидностей можно выделить ножничный подъемный механизм, который по своему устройству состоит из нескольких модулей. Решение используется на СТО
и складах. Оно может быть полезно для подъема автомобиля на пару метров или для поднятия груженых контейнеров на высоту в несколько этажей.

Реечный домкрат

Это разновидность механических подъемных устройств, в основе которого лежит зубчатая рейка и храповик с собачкой. Приспособление подходит для перемещения груза
в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Сильными сторонами втда являются низкий подхват и огромная высота подъема, что позволяет поднимать груз буквально с земли.

Подвиды реечных домкратов:

  • рычажные (Хай-Джеки);
  • зубчатые (подъемники с шестернями).

Рычажные реечные модели оснащены простым подъемным механизмом. Для движения рейки используется качающий рычаг, а храповик фиксирует положение. Решение пригодится для поднятия застрявших в грязи внедорожников или квадроциклов, но для этого необходимы специальные проушины или усиленный бампер с точками для крепления. Альтернативный вариант — специальные захваты для колеса. Это настоящий король бездорожья.

К преимуществам устройства можно отнести надежность, неприхотливость и долговечность конструкции, но габариты рейки означают необходимость в надежной фиксации приспособления в салоне.

Зубчатые реечные домкраты имеют совершенно другое внутреннее устройство, если не считать рейки. Для подъема используются шестерни, которые приводятся в действие через редуктор путем вращения ручки. Положение также фиксирует храповик с собачкой. Количество передач зависит от грузоподъемности приспособления. Решение подходит для подъема и удержания груза, надежность внутреннего устройства не вызывает нареканий, а в случае поломки без проблем можно заменить поврежденную деталь механизма.

Модернизированные подъемные устройства на основе зубчатых реечных домкратов активно применяются в промышленности, на складах, на СТО, в железнодорожной сфере.

Бутылочный домкрат

Бутылочные конструкции бывают одноштоковыми (одноплунжерные), где высота подъема зависит от высоты штока, а также телескопическими (многоплунжерные), где шток состоит из нескольких частей. В большинстве случаев используется гидравлическая система, работающая по принципам Закона Паскаля о сообщающихся сосудах с тормозной жидкостью или маслом. При поступательных движениях рычага рукоятки нагнетается давление, под силой которого система выдавливает шток. После эксплуатации давление нужно стравить через клапан, чтобы можно было опустить плунжер в исходное положение.

К преимуществам бутылочных домкратов относятся:

  • грузоподъемность;
  • минимальные усилия для подъема;
  • устойчивость;
  • жесткость;
  • вес;
  • компактность;
  • плавный ход.
  • небольшая высота подъема за рабочий цикл;
  • сложность конструкции;
  • сложности с регулировкой опускания;
  • проблемы при работе на морозе;
  • высота подхвата.

Важно следить за состоянием сальников, уровнем жидкости, периодически менять масло. Небольшая точка опоры говорит о необходимости выбора места установки, ведь опорный пятак легко может проломить кузов.

Бутылочные домкраты гидравлического типа хранятся и работают только в вертикальном положении. Недостатком конструкции является ограничение рабочего хода высотой штока. Телескопическая конструкция решает проблему, но это снижает надежность
и грузоподъемность приспособления.

Модифицированные версии бутылочных домкратов могут исправлять часть недостатков, например, иметь зацеп или накладку для увеличения точки опоры. При весе в 2-3 кг приспособление может поднимать вес в несколько тонн. Профессиональное оборудование может иметь грузоподъемность в 100 т и более.

Это решение подходит для различных сценариев вне автомобиля, включая создание самодельного бытового пресса.

Пневматический домкрат

Пневматические домкраты по устройству напоминают камеру колеса, а подъем осуществляется за счет подачи сжатого воздуха. Здесь используется герметичная воздушная подушка
и ниппель, через который по шлангу внутрь резервуара накачивается воздух или газ. Пневматические домкраты бывают подкатными и переносными. Для накачивания воздуха может использоваться воздушный насос, выхлопная труба, компрессор, работающий от электросети, прикуривателя или аккумулятора.

Преимуществом этой разновидности является широкая платформа и точка опоры, а также возможность работы при минимальном зазоре между грузом и поверхностью. Приспособление имеет высокий КПД, быстрый и плавный подъем, отличаясь простотой эксплуатации. Пневматический домкрат можно использовать для подъема застрявшего в грязи автомобиля даже на болотистой местности.

Для безопасной эксплуатации необходимо следить за состоянием клапанов и кранов, проверять герметичность воздушной подушки и состояние материала. Подушка изготавливается из усиленной ткани с резинокордной оболочкой, но от времени и перепадов температур она может растрескаться. К слабым сторонам этой разновидности относятся сложности в контроле спуска и цена на фоне аналогов.

Подкатные пневматические домкраты удобны в повседневной эксплуатации, поэтому их можно увидеть на СТО. Переносные версии в виде воздушной подушки можно брать с собой в дорогу, но для профессионального пользования они не подходят.

Типы привода

Простейшими и самыми надежными считаются механические домкраты винтового и реечного типа. Они подразумевают приведение подъемного механизма в действие вращением ручки или поступательными движениями рычага вручную. В зависимости от типа устройства, для этого могут потребоваться усилия со стороны пользователя.

Следующей в списке идет гидравлическая система. Здесь также вручную нужно работать
с рычагом, но усилий прилагается меньше, а скорость подъема увеличивается.

Альтернативой ручной работе является пневматическая система или электропривод. Пневматика только в одном случае подразумевает приложение усилий — при использовании ножного насоса. Переносные воздушные подушки можно накачать от выхлопной трубы или используя компрессор, запитанный от аккумулятора. Подкатные пневматические домкраты обычно используются в сервисных центрах, где давление создают мощные компрессоры.

Модели с электроприводом — самая дорогая разновидность. Вместо человеческих усилий всю работу выполняет электрический двигатель. Как правило, подобные решения оснащены простым пультом управления, где можно отрегулировать подъем до нужного уровня. Для переносных версий источником энергии может быть аккумулятор. Профессиональные модели обычно работают от сети, имея тяжелый мощный привод, поэтому они статичны. Например, классические подъемники в мастерских.

Стоит отметить, что существуют гибридные решения с нестандартным приводом. Например, пневмогидравлические, электрогидравличекие, электромеханические домкраты.

При эксплуатации подъемных устройств не стоит забывать о технике безопасности. В случае поднятия только одной стороны автомобиля, под колеса на противоположной стороне ставят стопорные башмаки. Сам же домкрат, в большинстве случаев, предназначен для поднятия груза, но не его удержания на высоте. Вот почему для фиксации используют опоры-подставки. Особенно, когда нужно работать под автомобилем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector