Поворот руля и положение колес

Управление автомобилем. Часть 2. Руление

Последнее обновление: 14.07.2021
Комментариев нет

  • Управление автомобилем. Часть 1. Посадка
  • Управление автомобилем. Часть 2. Руление
  • Управление автомобилем. Часть 3. Педали
  • Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места
  • Управление автомобилем. Часть 5. Разгон
  • Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка
  • Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота
  • Управление автомобилем. Часть 8. Движение задним ходом
  • Управление автомобилем. Часть 9. Парковка

Основы управления автомобилем

Прежде чем приступить к теме руления, есть смысл ответить на вопрос: что является главным органом управления автомобилем? Сколько бы ни было ответов, правильный ответ только один. Это рулевое колесо.

Рулевое управление устроено таким образом, что руль через систему специфических шарниров (рулевая сошка, тяги, наконечники) связан с направляющими колесами автомобиля.

Поворачивая рулевое колесо на некоторый градус, вы тем самым изменяете угол поворота передних (направляющих) колес, после чего автомобиль движется в нужном направлении, куда направлены его передние колеса.

Как держать руль

Если понаблюдать за проезжающими машинами, можно обратить внимание на то, как рулят разные водители. В первую очередь глаза отмечают позу, в которой они сидят, т.е. это посадка за рулем.

Среди прочего, взгляд замечает, что один может держать руль двумя руками, другой рулит одной рукой, при этом вальяжно «раскинувшись» в кресле.

Еще один, когда рулит, держит сигарету, а кто-то на ходу разговаривает по телефону, вращая руль одной рукой. Некоторые во время движения умудряются одной рукой рулить, а второй рукой печатать смс-ки в телефоне.

Увиденное может создать впечатление некой «крутости» водителя, и даже стать примером для подражания. Все это имеет место быть. Техническое оснащение современного автомобиля позволяет крутить руль не то, что одной рукой, а всего-лишь одним прикосновением ладони — настолько физически легко вращается руль.

Но в экстренной ситуации подобный способ руления не позволит удержать автомобиль на нужной траектории. Причем, экстренная ситуация может возникнуть не только во время движения в гололед, но и в обычных условиях на сухой летней дороге.

Один из примеров потери управления по причине запоздалой реакции рулевым колесом в летних условиях рассмотрен в статье Его подрезали, а он не справился. Это, так сказать, для общего понимания того, о чем сейчас идет речь.

В процессе управления автомобилем руль следует держать двумя руками. Почему это так, ответ простой — потому что быстро вращать рулевое колесо можно только двумя руками. Поверьте, есть немало ситуаций, когда быстрая работа рулевым колесом является важной необходимостью.

К тому же, вращая руль одной рукой, не всегда сразу удается определить, куда «смотрят» передние колеса вашей машины, если точнее — в каком положении в данный момент они находятся. А знать это важно, потому что куда направлены передние колеса — туда машина и едет.

Разумеется, руление одной рукой не возбраняется, например, на спокойном участке дороги. А в некоторых ситуациях руление в принципе возможно только одной рукой (об этом — в конце статьи), например, при переключении передач. Просто нужно отдавать себе отчет, какие могут быть последствия.

Оптимальное положение рук на рулевом колесе — примерно в позиции 10-2 (ориентир по циферблату часов). О том, как удобно разместить свои руки на руле, рассмотрено в статье Управление автомобилем. Часть 1. Посадка.

Ниже описаны следующие способы руления: без отрыва кистей рук, руление перехватом, руление с предварительным захватом, а также вращение руля одной рукой.

Руление без отрыва кистей рук.

Руление без отрыва кистей рук от обода рулевого колеса — это обычный способ вращения руля, когда нужно незначительно изменить направление движения автомобиля с последующим возвратом колес в положение «прямо».

Такой способ руления применяется:

  • при корректировке прямолинейного движения;
  • при плавном объезде препятствия;
  • при отъезде от края проезжей части или тротуара;
  • при перестроении в соседнюю полосу;
  • перед остановкой.

Руление перехватом

Если необходимо повернуть рулевое колесо больше, чем на 90 градусов, например, заехать в угловатый поворот или развернуться, то вращая руль, «оторвать» руки от него, все же, придется. Рассмотрим, как это сделать рационально.

Условно рулевое колесо можно разделить на четыре сектора, ориентируясь по циферблату часов. Верхний сектор: 10-2, здесь мы держим руль. Сектор для работы левой рукой: 10-4, сектор для руления правой рукой: 8-2. Нижний сектор 8-4 остается нерабочим.

Держать руль в районе нижнего сектора совершенно не эффективно, а рулить этим сектором противоестественно. В нижнем секторе целесообразно не держать руль никаким хватом. Ниже по тексту станет понятно, как проходить эту зону.

При повороте руля налево основную работу делает правая рука, левая рука помогает вращать руль без остановки, а при повороте направо главенство рук меняется местами: левая рука – основная, правая рука – вспомогательная.

Начнем с вращения руля в правую сторону (физически автомобиль поворачивает направо), исходя из прямолинейного движения, когда руки находятся примерно в положении 10-2.

  • Плавно поворачиваете руль двумя руками вправо до положения 12-4, как на рисунке. В тот момент, когда правая рука дойдет до точки 4, локоть вот-вот упрется в туловище, а это значит, что правая рука дальше работать не сможет.
  • Продолжаете без остановки вращать руль левой рукой до положения 4, одновременно переносите правую руку вверх в положение 12 руля и захватываете его в этой точке. Теперь руль вращает правая рука.
  • Вращаете без остановки руль правой рукой до точки 4, теперь уже левая рука перемещается в положение 12.

Далее, чтобы повернуть колеса на необходимый угол нужно повторить эти действия. Возвращается рулевое колесо в исходное положение в обратном порядке.

Точно так же вращается руль в левую сторону (физически автомобиль поворачивает налево). Только руки теперь меняются местами – правая рука ведет, а левая рука помогает.

Если перехват в секторах 8-12 и 12-4, как было рассмотрено выше, покажется большим, то можно уменьшить зону перехвата (расстояние между кистями рук в момент захвата руля) до одного или двух кулаков, но технику перехвата менять нельзя.

Более того, все эти движения вполне естественны для рук человека и привыкнуть к ним очень легко. Достаточно несколько раз потренироваться в практическом применении.

Поворот руля с предварительным захватом

Время от времени возникает необходимость повернуть руль на некоторый средний угол, когда поворота руля без перехвата окажется недостаточно, а поворота руля с перехватом окажется много.

В таких случаях можно использовать предварительный захват, смотрите рисунок ниже. Такой вариант покажется необычным, но позволяет повернуть руль без перехвата на больший угол.

Руление предварительным захватом выполняется следующим образом:

  • Из положения 10-2 переносите путем скольжения по ободу правую руку к левой руке и захватываете руль в положении 11, затем правой рукой вращаете рулевое колесо вправо, оставляя левую руку на месте.
  • Когда правая рука достигнет точки 2, сжимаете левую кисть, и продолжаете вращение руля двумя руками на тот угол поворота, который требуется.

Вращение руля одной рукой

Вращение руля одной рукой применяется в ситуациях, когда в процессе движения (руления) необходимо второй рукой сделать что-то еще: вам придется одновременно и рулить, и выполнить какое-то нужное вам действие.

Например, переключить передачу КП, переложить что-либо, переключить режим электроники, поправить дефлекторы, выразить кому-то рукой знак приветствия и др. Одним словом, вы это делаете на ходу, распределяя свое внимание и на дорогу, и на то действо, которое вы совершаете.

При движении «вперед» руление одной рукой само по себе естественно. Главный вопрос безопасности в этот момент — не ослаблять внимание за дорогой, и крепче сжимать обод руля одной рукой, пока вторая рука «отвлеклась».

Читать еще:  Перевозка лодки пвх на багажнике автомобиля

Еще придется рулить одной рукой, например, в легковом авто при движении задним ходом, сидя в позиции «вполоборота назад».

В такой позе глаза смотрят на дорогу через заднее стекло, правая рука, при этом, чаще всего лежит на спинке пассажирского кресла, а левая, соответственно, держит и вращает руль.

Такая поза несколько не привычна для тела, но весьма эффективна: двигаясь назад, вы можете ориентироваться по продольной оси автомобиля, и более полно видеть естественную картинку, а не отражение ее в зеркалах.

При вращении руля одной рукой из положения «вполоборота назад» действия будут в следующем порядке:

  • Исходное положение левой руки – точка 10 или 12 на рулевом колесе (рисунок выше). Особенность в том, что при вращении руля кисть руки всё время будет в начальной точке относительно рулевого колеса. Начинаете поворачивать руль вправо (по часовой стрелке).
  • Когда кисть руки дойдет примерно до точки 4, выпрямляете пальцы, при этом усиливаем давление ладонью на руль. Продолжаете вращать руль и одновременно поворачиваете свою кисть против часовой стрелки (кисть руки как бы проскользнет по ободу руля). Как только кисть пройдет точку 8 можно обнять руль пальцами и продолжить вращение.

Продолжаете поворачивать руль до тех пор, сколько требуется, ведь вы смотрите в заднее стекло и чувствуете траекторию движения. Останавливаетесь. Процесс окончен — вы повернули направо в движении задним ходом.

Для поворота налево нужно всего лишь поменять «рабочую» руку, и вращать руль в левую сторону. А для лучшего обзора при повороте налево-назад можно сесть за рулем полубоком налево или высунуть голову в окно водительской двери (либо в приоткрытую дверь).

Потренируетесь и поймете, как для вас лучше.

Типичные ошибки при рулении

Первой и самой распространенной ошибкой при работе рулевым колесом является неправильный хват руля, посмотрите рисунок ниже.

В таких положениях практически невозможно удержать руль, когда он будет «вырываться» из рук. Как следствие, в зависимости от ситуации, может произойти потеря управления автомобилем (мягко говоря, авто поедет «не туда»).

При поворотах на большой угол без «отрыва» рук от руля случается перекрестие рук. Когда руки на руле оказываются скрещенными, то рулить становится крайне неудобно, и в ответственный момент рулевое колесо может легко выскользнуть из рук. Результат — потеря управления.

Способ вращения руля ладонью — распространен на автомобилях с усилителем руля — тоже считается очень ненадежным. В этом случае контакт с рулевым колесом слабый, следовательно, теряется контроль за поворотом руля. А там, где теряется контроль, повышается вероятность потери управления.

После прохождения поворота иногда возникает желание расслабить кисти рук и «отпустить» руль. На машинах без усилителя руля колеса сами «становятся прямо». А, вот, на машине с усилителем руля, такой эффект не всегда срабатывает.

Поэтому, на выходе из поворота «бросать» руль нельзя, необходимо его возврат в положение «прямо» сопровождать руками. В противном случае есть риск потери контроля за положением управляемых колес.

В следующей, третьей части серии Управление автомобилем, рассмотрен следующий орган управления, это педали. Как правильно работать педалями, если точнее, то каким образом и какими ногами нажимать на педали.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 14.07.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Навыки управления рулевым колесом как вариант безопасного вождения

Как правильно обращаться с рулём — одна из главных задач не опытных водителей. При наличии таких знаний обращения с баранкой, водитель может не попасть в неловкие ситуации в пути следования. Но если отнестись к этому халатно, такие действия могут привести к неприятностям. Управление рулевой колонкой осуществляется с помощью рук водителя, для эффективного и безупречного движения автомобиля. Учится, вращению руля можно и дома с помощью тренажёров, а сделать его можно и самостоятельно.

Классификация движения рук:

1.Вид рабочего движения — в то время когда берете руль оно начинается, а кончается во время его отпуска.

2.Вид холостого движения— несёт в себе такое действие в промежутке отпуска баранки и его следующим захватыванием.

3.Отпуск и взятие руля во время его прокручивания — рулевое управление при таком случае не должно закончиться.

Ошибка новичков

Очень важны начальные познания для водителей, которые только собираются сесть за руль, но большинство таких учеников делают много ошибок из-за неуверенности. Одна из таких — возвращение баранки в начальное положение после того, как выполнялся манёвр вправо или лево. Стоит знать, что сама система сделана так, если совершалось вращение рулевой колонки. Хотя сам механизм управления разработан таким образом, что рулевая колонка всегда после вращения, возвращается в соответствующую позицию при движении автотранспорта по прямой дороге. И со стороны автомобилиста в помощи не нуждается. Правильно обращаться с рулем транспорта необходимо аккуратно и без всяких посторонних виражей. При этом процесс управления не меняется, но когда сопутствует опасная ситуация нужно уметь спокойно разобраться с ней проанализировав свои действия.

Способы управления рулём

Управление рулём может быть разным, но конечно это зависит только от вас, как вы положили руки на баранку, и какая скорость движения. Нужно вспомнить, что самая первая планировка для рук 9-3. И служит для более удобного контроля над управлением коробкой, дворниками и поворотами, которые расположены чуть выше зажигания. В основном все автомобили сделаны под удобное управление и переключение с помощью рук. Некоторые основные варианты управления рулевой колонкой отталкиваются от поворотов, которые в свою очередь разные, крутые и средние, а также плавные. Управлять рулевой колонкой при совершении поворота очень не просто, и не сравнить с прямой дорогой. Владея знаниями хорошего обращения с рулем, можно выполнить такой поворот не повредив транспорт и себя.

Чтобы произвести плавный поворот при наличии огромного радиуса, нужно использовать обе руки и при этом ни в коем случае не нужно их отпускать. Поворот незначительный, где-то 180 градусов, составит оборот на третью часть руля, и руки при этом никуда не сместятся. При выполнении плавного манёвра на скорости для поворота много усилий не понадобиться, руль самостоятельно немного наклонится в сторону поворота. Способность выполнить толкание делается следующим образом. При помощи правой руки совершаем движения круга в правую сторону. А в случаи использования левой руки, и выкручивания налево будет считаться банальной ошибкой.

При совершении поворота средней степени тяжести несет в себе изменение руля с исходной точки почти на 3/4. И такие повороты само часто встречаются в нашей жизни. Совершая такой поворот, необходимо будет перекинуть руки на другую часть руля, но если вам удастся совершить такого вида манёвр, выглядеть это будет интересно. Будем откровенны, для выполнения такого манёвра существует иная методика. Автомобилист обязан поместить правую руку на руль в положение шесть часов. При пониженном положении только делается манёвр влево. Такое действие очень сильно увеличит поворачиваемость руля, но конечно все отталкивается от возможных происшествий. Для положительного выполнения поворота, угол обязан быть именно таким. Такая способность носит название универсальная, и подходит практически для всех водителей и сопутствует в помощи во многих ситуациях. Даже такая методика подходит для совершения манёвров, как в левую, так и в правую сторону. Главная рука как указанно выше, обязана иметь месторасположение в другую сторону от поворота. С помощью её выполняется возвращение колес в ровное положение, а иная рука в таком случае не нужна и служит, как страховка, мало ли чего может произойти. Но быстрое обращение с рулевой колонкой, подразумевает очень серьёзное нарушение. Внимательность и ответственное управление, а также остановка, успех водителя в любой ситуации.

При выполнении затяжных поворотов (выезд — въезд в гараж, разворачивание в районе 180˚) используют способ перехвата руля руками. Выполняя такого рода манёвры необходимо интенсивно вращать руль до упора. И выполнить такое действие необходимо за несколько раз с помощью перекидывания рук, а потом вернуть в предыдущее положение. После успешного действия, руки обязаны быть расположены в позиции 9-3. При помощи такого расположения, возможно, будет осуществлять движение по прямому участку пути, а также можно будет прибавить скорости и совершать различные манёвры, например обгон, но строго по ПДД. Управление транспортом при помощи 1 руки частое явление, но это неправильно. Такой вариант можно использовать для заезда задним ходом в гараж или выполнения манёвра.

Читать еще:  Какой фаркоп не нужно регистрировать в гибдд

Зачастую попадаются владельцы автомобилей, которые используют позицию 10-2. Да и совсем недавно это был наилучший способ положения рук на руле. Такой вид управления больше походит для раритетных авто 70-80х годов. В наше время характеристики рулевой колонки улучшены и требуют способа 9-3 так, как он надежный и проверенный не одним водителем.

Упражнение «Змейка» очень хороший вариант научиться крутить руль

Такое упражнение используют в основном для практики водителей обучающихся в учебном заведении, для получения прав. Значительной ошибкой при выполнении упражнения змейка, является медленная скорость передвижения и несет за собой малое вращение рулевой колонки. Такое действие является ошибкой! Управлять рулём на таком испытании необходимо интенсивно, но скорость движения авто в это время предельно маленькая.

Конечно, чем больше скорость, тем проще управлять рулевой колонкой, а так же незначительный угол при повороте в это время. Но закончив обучение, автомобилист усвоит все азы передвижения с незначительной скоростью, и овладеет достаточно большими знаниями и опытом, будет знать как управлять рулём без особых усилий. Таким же образом станет понятным такая способность, как реакция. И суть её в том, когда крутишь баранку в ровное положение, но автомобиль ещё несколько секунд ведёт движение к крутому манёвру. Пройдя на отлично такой тест как змейка, ученик пройдёт все последующие испытания без проблем.

Важно уметь, и учится обращаться с рулём, каждому автомобилисту, а также это относится к каждому владельцу автотранспорта. Только зная все аспекты, в непростую и опасную ситуацию они смогут спасти вашу жизнь и пассажиров, а также ваш транспорт от крушения.

Подведем итоги

Управление транспортом, это не игрушки и развлечения. И с того момента как вы взялись, вы берете полную ответственность за себя, пассажиров и авто. Помните, нужно, как оно не было, придерживаться, и следовать строго по правилам, и тогда будут все целы и невредимы.

Про вождение. Часть 5 (руление)

Предисловие
Как всегда вспомню великих, вот фото из книжки Цыганкова где он описывает 100-500 видов любого приема в том числе и руления.

Я попробую для вас упростить и сделать все более универсальным.
На всякий случай скажу, что большая часть или даже все, что будет описано придумал не я. Это опыт школ контраварийной подготовки и конечно же спортсменов, на мой взгляд в большей степени раллистов). Все это в разных вариантах и версиях можно найти в книжках и видео. Я лишь пользуюсь этими приемами каждый день на дорогах и на тренировках/соревнованиях по ралли.
Здесь не написано, как гонять или другими способами хулиганить на дорогах, здесь описаны способы как безопасно передвигаться по дорогам и спасаться в случае аварийной ситуации.
Этому вас могут научить в школах контраварийной подготовки или частные специалисты.
В своих записях по теме вождения я намеренно старался обходится без видео, но в данном случае понял, что только по фото не получится, так как на словах объяснять то что можно просто показать дополнив комментариями весьма не просто. Поэтому заранее приношу извинения тем у кого ютуб заблокирован, вам не повезло.
Тем же у кого все видно рекомендую перед просмотром еще раз прочитать мой ПОСТ из этой серии в части положения рук на руле.

Примечание :
Все видео моего авторства и сняты в моем гоночном автомобиле и в моем городском автомобиле
Пока прогревал болид, и еще не пошел снег успел сфоткаться и снять для Вас ролик.

Ну начнем:
Условно разделю руление на 3 основных метода
1. Без отрыва рук

Движение в городе, в потоке и т.д. по большей части можно производить не отрывая рук от руля в положении 9-3.


2. Предзахваты
Там, где встречаются повороты чуть по круче на меньшей скорости (например на перекрестках с 90 градусным поворотом направо или налево) можно использовать так называемые предзахваты, очень удобный прием позволяющий произвести предварительную подготовку к повороту и не делать лишних движений после начала поворота.


3. Руление с перехватами (скоростное)
Этот метод применяется при движении в ограниченных пространствах например во дворах, на парковках, при движении задним ходом, в общем там, где надо много рулить.
Так же этот же метод служит для спасения в случаях выхода из заноса, скольжений и т.д. когда надо поворачивать руль на большие углы в единицу времени (скоростное руление).
Очень важно чтобы в любой момент времени одна из рук держала руль полным хватом!


Примечание :
Намеренно не касался методов руления одной рукой, это почти не нужно в обычной жизни, так же не касался силового руления, это тоже при исправном современном автомобиле не нужно.

Поговорим о распространенных ошибках
Когда человек при перестроении начинает сучить руками там, где это не нужно (часто встречается у новичков)

Руление ладошкой не позволяет в полной мере контролировать рулевое колесо (это встречается повсеместно без относительно опыта, половой принадлежности и автомобиля)

Езда с рукой по центу или снизу («пацан стайл») 😀

Руление только в узком секторе увеличивает количество движений и замедляет скорость вращения (часто встречается у новичков)

Самовозврат руля (видел такое у водителей и дрифтеров) Я если честно опасался это делать на дороге поэтому пытался показать на месте, суть в том что руль за счет углов установки колес стремится при движении вернуться в центральное положение, и некоторые водители позволяют ему это делать безконтрольно что является ошибкой.

Вращение руля с захватом изнутри (раньше встречалось у классицистов и волгарей)

Теперь немного о применении этих приемов в автомобильном спорте.
Если мы возьмем классические кольцевые гонки от формулы 1 до тайм атака на МРВ, то в большинстве случаев применяется всю гонку только прием номер один когда пилот рулит без отрыва рук или снимает только одну руку для переключения передач.

Теперь что касается ралли здесь если пилот едет без ошибок, то в большинстве случаев он тоже не перехватывает руль, однако ралли это вид спорта где много скользят и часто встречаются трамплины, подбросы и прочие неровности покрытия и рельефа. Поэтому возможно возникновение микро проблем которые помимо работы ногами, должны решаться быстрым поворотом колес и возвратом их на место. В связи с этим ралли требуют от быстрого пилота хороших навыков контраварийной подготовки и в том числе быстрого руления

Пару видео примеров из личной практики участия в ралли.
Вот кусочек видео одного из СУ, это последние пару км перед финишем по узкой лесной достаточно закрученной дороге. Но так как я грубых ошибок здесь не допускал, то НИ ОДНОГО перехвата руля на всем протяжении нет! Только 9-3.

Или вот обратный пример скорость на входе по расчетам в районе 150. Была явная ошибка на входе в поворот + разгруз в повороте, в комплексе с подогнутой задней балкой это привело к очень глубокому заносу. На фото видно что угол заноса достаточно велик.

Отработка этого заноса потребовала контраварийных действий, в том числе быстро и много вращать руль с использованием приема вращения руля с перехватами. В моем случае все было сделано вовремя, и мы спаслись. На этом же повороте одному экипажу это не удалось и была достаточно серьезная авария. Покореженный кузов можно видеть справа на видео.
По видео это место на 0:20 (на камере из нутри автомобиля угол заноса не выглядит критичным, так как широкоугольный объяктив значительно распрямляет на видео реальную крутизну поворотов и конечно же угол заноса)

Читать еще:  Замена зеркал автомобиля

В заключении хочу сказать что если вы освоите и заучите до рефлексов описанные методы руления, полученных знаний вам хватит на 99,9% случаев автомобильной жизни.

Надеюсь то что я написал оказалось для Вас полезным!
Ваш репост и лайк поможет узнать и другим водителям с драйв2.

З.Ы. i>
Вся жизнь нашей раллийной команды SUDAREV motorsport в группе ВКонтакте
Мой instagramm sv_sudarev
Мой FaceBook

С перехватом или без: как правильно рулить автомобилем

Немного о хвате

Расположение рук должно быть симметричным и в верхнем секторе рулевого колеса. Если мы представим руль в виде циферблата часов, то либо на 10 и 2, либо на 9 и 3 часов соответственно. А кстати, почему в верхнем секторе? Чем плоха расслабленная ковбойская поза? Ведь на автомобиле наверняка есть гидро- или электроусилитель, а значит никакой силы к рулевому колесу, тем более на ходу, применять не нужно!

Но дело вовсе не в силе. Просто если тянуть руль сверху вниз, то рулить в итоге получается удобнее и быстрее, точнее и информативнее, чем снизу вверх. Есть и еще одна причина, не менее важная. Когда обе руки в верхнем секторе, то водитель своей позой показывает (в первую очередь сам себе), что он работает. Если же руки в нижнем секторе руля, то он отдыхает. Так уж чаще всего получается, что приняв «позу отдыха», в голову начинают лезть лишние мысли, которые отвлекают от происходящего на дороге. Не менее серьезно, чем мобильный телефон.

Но все это не значит, что сев в машину, нужно вцепиться в руль и сидеть так, ни в коем случае не расслабляясь ни на секунду. Отдыхать и опускать руки с руля можно и нужно. На светофорах, в пробках или в плотном потоке, при скорости менее 30 км/ч. В таком случае, если возникнет какая-то нештатная ситуация, водителю ничего не останется, кроме экстренного торможения. Увернуться с помощью резкого перестроения в городской толчее практически невозможно – соседние ряды обычно заняты. Впрочем, если вам кажется, что надежнее всегда держать руки в верхнем секторе рулевого колеса, и напрягает все время переносить их вверх-вниз по мере разгона, то действуйте, как удобнее.

Самое главное – никогда не использовать внутренний хват, ни сверху, ни снизу. Руки должны работать с рулем только снаружи! Поясню, что внутренним считается хват, когда как минимум четыре ваших пальца находятся внутри обода рулевого колеса. То есть если руки внизу, то они должны «обнимать» обод снизу, а не лежать сверху на нем.

В нештатной ситуации, когда потребуется повернуть руль быстрее, чем обычно, сработает рефлекс. Если вы сами научили себя брать руль внутри, то есть шанс удариться пальцами о спицу. Соответственно, вместо того, чтобы думать о повороте, вы будете чертыхаться и потирать пальцы. Если повезет и вы никуда не врежетесь…

Тяни-толкай и перехват

Теперь разберемся с техникой поворота. Единственно верной, к сожалению, не существует, а есть как минимум две, и они противоречат друг другу.

Европейская методика называется Pull-Push, то есть дословно «тяни-толкай». Применялась она, в том числе, в советских автошколах, на автомобилях с рулевым управления без усилителя. При рулении обе руки постоянно находятся на руле, синхронно опускаясь и поднимаясь. Одна рука тянет рулевое колесо вниз, вторая – толкает наверх. Отсюда и название Pull-Push. Метод работает на любой скорости и в любых поворотах – если приноровиться, то можно входить таким образом даже в 90-градусные виражи.

В чем логика постоянного удерживания рук на одном месте? Во-первых, как я уже говорил, метод зародился в те времена, когда не было усилителей, и одной рукой даже кратковременно рулить было сложно. Во-вторых, техника позволяет поворачивать руль максимально плавно, без малейших рывков. В-третьих, подушка безопасности всегда открыта, и в случае ДТП гарантированно спасет водителя от удара головой о руль.

Кстати, в некоторых штатах Америки из этих соображений не только запрещено перехватывать руль, но также и предписано держать руки в нижнем секторе, чтобы не перекрывать путь выстреливающей подушке и исключить ситуацию, когда водитель при ДТП рукой может задеть сидящего справа пассажира.

И если с аргументацией по подушкам безопасности поспорить трудно, то вот плавность при рулении перехвата можно выработать! Хотя стоит признать, что это требует тренировки и сноровки. Если рулить с перехватами, труднее понять, на какой угол повернуты колеса. Доказано на практике: перехватывая, водители почти всегда перекручивают руль чуть сильнее, чем надо. Также немаловажно, что метод «тяни-толкай» позволяет быстро остановить вращение руля в любой момент – это крайне полезно в городских условиях, когда на дорогу может, скажем, выскочить пешеход или вырулить с обочины другой автомобиль.

Технику с перехватами, как я уже говорил, нельзя рассматривать, как более «легкую» – тут нужно внимательно следить за руками. В большинстве случаев водители расслабляют кисть, опускают руку, как бы повисая пальцами на руле. Это очень ненадежный хват, и рулевое колесо может попросту выскользнуть из рук в самый неподходящий момент! Перехватывать нужно собранно, с выпрямленной кистью, и сохраняя полный контроль над автомобилем. Если все делать правильно, то вращать руль получится очень быстро – быстрее, чем по классической технике. Это бывает крайне полезно не только на спортивном треке, но и, скажем, при выходе из заноса.

Правда, есть при рулежке перехватами небольшой риск травмировать руку. При переносе руки часто оказывается, что руль захватывают первыми большой и указательный пальцы – на профессиональном водительском языке это называется «вилочный вход». По неопытности в таких случаях мои ученики ударяются пальцами о спицы руля – в методике «тяни-толкай» это исключено.

В сухом остатке

Итак, подведем итоги, составив короткие и понятные списки, чтобы закрепить знания.

Плюсы техники «тяни-толкай»

  • Проще осваивается без долгих тренировок
  • Подушка безопасности всегда открыта
  • Обе руки всегда на руле – водитель всегда имеет контроль за автомобилем, может поменять направление или остановить руль
  • Проще ощутить, на какой угол повернуты колеса – выше точность руления

Минусы техники «тяни-толкай»:

  • Невозможно очень быстро рулить в экстренных ситуациях

Плюсы техники с перехватами:

  • Рулить можно очень быстро

Минусы техники с перехватами:

  • Много нюансов и необходимы тренировки для освоения
  • По неопытности можно перекрутить руль или потерять контроль над автомобилем
  • В ДТП подушка безопасности может оказаться закрытой руками

Главный вывод

Для того, чтобы обеспечивать себе и своим пассажирам безопасность при движении в любой ситуации, нужно владеть обеими техниками и комбинировать их в зависимости от обстановки. Например, в спокойном потоке рулить по методике «тяни-толкай» и в случае необходимости прибегать к перехватам. Но учтите, что в целом техника с перехватами сложнее, и без тренировок от ее использования может получиться больше вреда, чем пользы. Если уж вы неопытный водитель, а вас понесло на скользкой дороге, лучше не строить из себя гонщика, а просто нажать на тормоз. На современной машине с АБС это будет куда более надежным способом выхода из аварийной ситуации, чем скоростное руление.

Иван Чужмар, инструктор по безопасному вождению:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector