Широкая полоса для движения

Ширина полосы движения по ГОСТ

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, какой должна быть ширина полосы автомобильной дороги в соответствии со стандартами.

Некоторые водители ошибочно считают, что существует единая цифра, которой должны соответствовать абсолютно все дороги. Однако на самом деле это не так. Существуют несколько факторов, влияющих на размеры полосы. Именно они и будут рассмотрены сегодня:

Ширина полосы за городом

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.

ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.

Ширина полосы движения, м Категория дороги Описание
4,5 V Дорога с одной полосой движения. Такие дороги могут использоваться для подъезда к отдаленным деревням с небольшим количеством жителей.
3,75 IА, IБ, IВ, II (c 2 полосами) IА, IБ, IВ — широкие дороги (с 4 полосами и более), имеющие разделительную полосу. Это самые скоростные дороги в России.
II (c 2 полосами) — двухполосная дорога без разделительной полосы. Это самый распространенный тип дорог вне населенных пунктов.
3,5 II (с 4 полосами), III II (с 4 полосами) — четырехполосная дорога с разделительной полосой или без нее.
III — двухполосная дорога, на которой нет железнодорожных переездов и пересечений с трамвайной линией (только путепроводы).
3 IV Двухполосная дорога, которая может пересекать трамвайные или железнодорожные пути.

Обратите внимание, размеры полос в ГОСТ варьируются в широких пределах (3 — 4,5 метра). Причем легковой автомобиль на такой полосе помещается без проблем, т.к. даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2-х метров.

Еще раз напоминаю, что указанные размеры не распространяются на городские улицы.

Ширина полосы движения в городе

Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Ширина полосы движения, м Тип дороги и описание
4 Пешеходно-транспортная магистральная улица районного значения, 2 полосы.
3,75 Магистральная дорога скоростного движения, 4-8 полос.
Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, 4-8 полос.
3,5 Магистральная дорога регулируемого движения, 2-6 полос.
Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, 4-8 полос.
Транспортно-пешеходная магистральная улица районного значения, 2-4 полос.
Улицы и дороги местного значения научно-производственных и коммунально-складских районов, 2-4 полос.
Второстепенные проезды, 1 полоса.
3 Улицы и дороги местного значения в жилой застройке, 2-3 полосы.
Улицы и дороги местного значения — парковые дороги, 2 полосы.
2,75 Основные проезды, 2 полосы.

Таким образом, ширина полос в городах (2,75 — 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.

Что делать с полосами неправильного размера?

Обратите внимание, иногда на дорогах можно встретить полосы движения, ширина которых не соответствует стандартам. В это случае следует руководствоваться дорожной разметкой, нанесенной на проезжей части, а не теоретическими значениями. Ведь в случае ДТП сотрудники ГИБДД и судья будут смотреть на фактическое состояние проезжей части, а не на теоретическое.

Однако в некоторых случаях имеет смысл «разобраться» с неправильной разметкой на проезжей части.

Например, вне населенных пунктов мне довелось встретить полосу движения, которая постепенно сужалась и в итоге ее ширина составила около 1,5 метров. Естественно, автомобили на такой полосе не помещались и им приходилось частично выезжать на соседнюю.

Если Вам на практике встретилось что-то подобное, то проблему можно решить. Причем это не очень сложно. Для этого достаточно написать обращение в местную организацию, занимающуюся содержанием дороги. И самым сложным при этом является поиск этой организации, т.к. в каждом регионе используется собственное название.

Тем не менее, если у Вас возникли сложности на этом этапе, то просто напишите обращение в местную администрацию (администрацию города, района, префектуру и т.п.). В тексте обращения можно указать следующее:

Около дома 18 по улице Ленина в городе Москва нанесена сплошная линия разметки. При этом ширина крайней правой полосы (направление — в центр) составляет 2,24 метра и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.

Прошу исправить организацию дорожного движения на данном участке (нанести новую разметку).

Подобное обращение — это хороший способ исправить недостатки организации дорожного движения.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ

9. РАСПОЛОЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ

Данный раздел Правил устанавливает общие требования к расположению движущихся транспортных средств по ширине проезжей части. В конкретных дорожных условиях возможны отступления от этих требований, которые могут устанавливаться только при помощи дорожных знаков, разметки, различного рода направляющих устройств. Например, на проезжей части могут быть выделены специальные полосы для маршрутных транспортных средств, или ограничено использование ширины проезжей части грузовыми автомобилями, или на отдельных полосах введен повышенный скоростной режим движения и т.д.

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой или знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Нормы проектирования устанавливают ширину полос движения и их количество в зависимости от категории дороги. Так, по СНиП 2.07.01-89 ширина полосы для дорог в населенных пунктах принимается от 2,75 м для второстепенных проездов до 4,0 м для пешеходно-транспортных магистральных улиц районного значения. Вне населенных пунктов СНиП 2.05.02 — 85 регламентирует ширину полосы движения 3,75 м для дорог I и II категорий, 3,50 м — для дорог III категории и 3,0 м — для дорог IV категории.
Этих значений в основном придерживаются и при разметке проезжей части дорог на полосы. Однако возможны и отступления от нормированных значений, объясняемые несоответствием дороги требованиям СНиП (что характерно для старых дорог) либо обоснованными решениями, принятыми при разработке проекта организации движения. В любом случае при нанесении дорожной разметки ширину полосы движения в населенных пунктах делают не менее 3,0 м для смешанного транспортного потока и 2,75 м — для потока легковых автомобилей. Крайняя же правая полоса может иметь ширину 4,0 — 4,5 м, если по ней осуществляется движение троллейбусов, а проезжая часть имеет лоток с водоприемными решетками.
При отсутствии разметки водители должны сами определять количество полос движения, исходя из термина «Полоса движения» (см. соответствующий комментарий к пункту 1.2 Правил). Даже при наличии знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 известно лишь число полос движения, поэтому при отсутствии продольной разметки их ширина устанавливается водителем самостоятельно.
Водитель должен учитывать необходимость соблюдения определенных интервалов безопасности между автомобилями, движущимися попутно или во встречных направлениях, величина которых зависит от многих факторов, и прежде всего, от скорости.
Безопасный интервал при встречном движении примерно можно определить по формуле:
ХВ= 1,0+0,005 (V1+V2 )м.
Интервал при попутном движении по параллельным полосам, а также и при обгоне можно найти из выражения:
ХП=0,7+0,005 (V1+V2 ) м.
В этих формулах V1 и V2 — скорости автомобилей, км/ч.
Например, при обгоне со скоростью V1=90 км/ч транспортного средства, движущегося со скоростью V2=70 км/ч, безопасным можно считать интервал Хп=1,5 м, а в случае встречного разъезда при тех же скоростях безопасный интервал будет Хв=1,8 м. Однако следует иметь в виду, что формулы и получаемые по ним значения интервалов являются лишь ориентировочными.
При отсутствии осевой линии разметки проезжей части с двусторонним движением транспортных средств ее роль исполняет условная продольная линия, делящая проезжую часть на две равные доли. Водитель устанавливает для себя эту условную линию визуально. И здесь недопустима ошибка в сторону увеличения своей стороны проезжей части. Она чревата серьезными последствиями, так как может послужить причиной столкновения со встречным транспортным средством при выполнении обгона, поворота налево или разворота. Такое деление проезжей части пополам действительно при любой ее ширине, в том числе и на 4—5-метровом проезде. Если даже водитель визуально определил проезжую часть как трехполосную (9—10,5 м), то при отсутствии продольной разметки он должен отводить в свое пользование только половину ширины проезжей части. И теоретически трехполосная дорога фактически является двухполосной — по одной широкой полосе для каждого направления движения.

Интервал безопасности

а — при встречном движении — Хв; б — при попутном движении и при обгоне — Хп

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.
Как правило, дорога с четырьмя полосами или более для двустороннего движения должна быть размечена на соответствующие полосы, а части, предназначенные для противоположных потоков, разделены двойной сплошной линией разметки 1.3 (по ГОСТ Р 51256—99) или резервной зоной посредине, обозначаемой сплошными линиями 1.1 по обеим сторонам.
Однако в некоторых случаях (например, сильный снегопад или пыльная дорога после ремонта покрытия) разделительные линии могут быть не видны водителям. В этих случаях они обязаны самостоятельно ориентироваться и примерно определять, где «правая» и где «левая» (встречная) сторона дороги. С учетом сказанного в п. 9.1 Правил ширина четырехполосной проезжей части должна быть не менее 12 м. Выезд на встречную сторону угрожает самым опасным видом ДТП — лобовым столкновением. Следует иметь в виду, что многополосные дороги имеют, как правило, высокую интенсивность движения, а при малой интенсивности движения здесь наблюдается более высокая скорость, чем на узких дорогах.
Запрет выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, не означает запрещения разворота в местах, где это не запрещено знаком или разметкой.

Читать еще:  Мзса 817714 характеристики

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя
используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
Средняя полоса трехполосной дороги находится в общем пользовании транспортных потоков обоих направлений — прямого и встречного. Возможные случаи использования средней полосы исчерпывающе перечислены в этом пункте Правил. По ней разрешен обгон. Это означает, что водитель имеет право занять среднюю полосу на время, необходимое для обгона, и по его завершении должен вернуться на правую полосу (см. Комментарий к разделу 11 Правил).
Поворот налево и разворот на трехполосной дороге должны выполняться со средней полосы движения. И в этом случае водитель не имеет преимущества перед водителями встречных транспортных средств. То есть, прежде чем занять среднюю полосу, водитель обязан убедиться, что она свободна на достаточном расстоянии и своим маневром водитель не создаст помех движущимся по ней во встречном направлении транспортным средствам, находящимся в процессе обгона.
Крайнюю левую (встречную) полосу использовать даже для кратковременного движения запрещается.
На трехполосных дорогах со встречным движением с помощью знаков 5.8.4, 5.8.6-5.8.8, а также соответствующей разметки может быть организовано движение с попеременным использованием средней полосы для движения то в одном, то в другом направлениях. При такой организации движения водители, естественно, должны подчиняться требованиям знаков и разметки.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаками 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых [1].
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия [2].
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил [3].
Движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном [4].
[1]
Поскольку обгоны разрешаются только слева, то для возможности их реализации и поддержания достаточно высокой средней скорости движения в перечисленных случаях Правила предписывают не занимать левые полосы при свободных правых.
[2] Дорожное движение в населенных пунктах характеризуется большим числом перестроений, что связано со сравнительно близким расположением перекрестков, разветвленностью улично-дорожной сети, потребностью к остановкам у различных мест посещения и другими причинами. Любое перестроение является потенциально опасным, особенно в условиях плотного движения транспортных средств. Поэтому для сокращения числа перестроений Правила разрешают занимать любую удобную для движения полосу и запрещают без особой необходимости смену полосы. Однако при этом должны выполняться требования пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил в отношении расположения на проезжей части транспортных средств определенных категорий. Запрещение смены полосы, кроме оговоренных случаев, преследует цель создать однородный транспортный поток, ограничить скрытые обгоны и, тем самым, повысить безопасность движения.
[3] Сохранение свободной крайней левой полосы при наличии трех и более полос для движения в данном направлении преследует основную цель — обеспечить беспрепятственное движение автомобилей оперативных служб, облегчить обгоны для быстроходной части транспортного потока, а также создать необходимые условия для выполнения поворотов налево и разворотов.
Использование крайней левой полосы легковыми автомобилями, мотоциклами и грузовыми автомобилями с разрешенной максимальной массой 3,5 т и меньше допускается, только когда на остальных полосах уже имеется настолько интенсивный транспортный поток, что водитель, движущийся по второй полосе, вынужден многократно выполнять маневр обгона с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. В таком случае пункт 11.4 Правил разрешает ему оставаться на левой полосе и двигаться по ней с большей скоростью. Ориентировочно можно считать транспортный поток интенсивным, если средняя дистанция между автомобилями становится менее 100 м. При скорости движения 50—60 км/ч это соответствует интенсивности потока легковых автомобилей — 500—600 авт./ч на одну полосу.
[4] Данное положение распространяется на все случаи движения по параллельным полосам независимо от того, по какой из полос осуществляется движение с большей скоростью — по правой или левой.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
Требование настоящего пункта относится ко всем тихоходным транспортным средствам, независимо от того, что является причиной движения со скоростью, не превышающей 40 км/ч, — конструктивные особенности, техническое состояние или особые условия перевозки груза. Если же водитель по другим причинам движется с низкой скоростью (плохо знаком с условиями движения, недостаток опыта вождения и т.п.), то ему также следует двигаться по возможности по крайней правой полосе, хотя Правила, строго говоря, не требуют этого. Однако с учетом пункта 10.4 Правил такая рекомендация вполне оправдана и будет способствовать уменьшению помех в дорожном движении.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
С учетом комментария к пункту 8.5 Правил следует подчеркнуть, что трамвайный путь не является дополнительной полосой проезжей части, поэтому использовать его можно лишь в строго определенных случаях, перечисленных в настоящем пункте.
По существу, два из перечисленных здесь случаев тесно связаны. При высокой плотности транспортного потока, когда на крайней левой полосе дистанции между автомобилями становятся минимально возможными по условиям безопасности движения, выполнить обгон с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (как этого требует пункт 11.4 Правил) становится невозможным. Таким образом, этот пункт несколько расширяет допущения пункта 11.4 Правил в отношении возможности невозвращения на ранее занимаемую полосу по завершении обгона. Это расширение заключается в возможности использования трамвайного пути, предназначенного для движения трамваев попутного направления. Однако остается в силе общее правило, согласно которому трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, поэтому движение по трамвайным путям не должно создавать помех трамваю.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
Игнорирование некоторыми водителями данного требования Правил приводит к дезорганизации транспортного потока, усложняет условия обгона, снижает пропускную способность дороги и повышает потенциальную возможность ДТП. Наезд на линию продольной разметки во время дождя опасен, поскольку при разных коэффициентах сцепления покрытия и материала разметки (краска, пластические материалы) возможен занос автомобиля. Кроме того, при таком неупорядоченном движении быстро изнашивается разметка.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
Для обеспечения безопасности водитель должен при отсутствии каких-либо дополнительных предписаний, которые могут быть установлены с помощью знаков, занять только крайнюю правую полосу для движения. После того, как водитель, двигаясь по дороге с реверсивным движением, увидит установленные на ней светофоры и знаки, он может менять полосу движения с учетом сигнала реверсивного светофора и требований дорожных знаков.
На обычных перекрестках при повороте налево водитель может занять любую полосу движения (не только крайнюю правую) при условии, что, выезжая с пересечения проезжих частей, транспортное средство не окажется на стороне встречного движения (пункт 8.6 Правил).

Порядок выполнения поворотов на доорогу с реверсивным движением

9.9. Запрещается движение транспортных средств по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
В условиях плотных транспортных потоков, когда интенсивность движения превышает пропускную способность проезжей части, недисциплинированные водители выезжают на тротуары или обочины, создавая аварийные ситуации и подвергая опасности пешеходов. При этом быстро разрушается дорожное покрытие тротуаров и обочин, не рассчитанное на нагрузки от транспортных средств.
Только в исключительных, оговоренных Правилами случаях допускается движение транспортного средства по тротуару и обочине. Это — стоянка или остановка, уборка этих элементов дороги машинами дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, погрузочно-разгрузочные работы у объекта, расположенного непосредственно у тротуара или обочины. Последнее допустимо только при отсутствии других возможностей подъезда к этим объектам.
Подъезд к объекту должен выполняться по кратчайшему пути и при этом, конечно, недопустимо пересекать газон, отделяющий тротуар от проезжей части.
Находясь в разрешенных случаях на тротуаре, обочине или пешеходной дорожке, водитель транспортного средства, естественно, не обладает никакими преимуществами перед пешеходами и на нем лежит полная ответственность за обеспечение безопасности движения других участников.

Читать еще:  Движение по стрелке в дополнительной секции

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения
[1], а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения [2].
[1]
Несоблюдение дистанции является наиболее распространенной причиной столкновения транспортных средств, движущихся в попутном направлении. Дистанция измеряется расстоянием между следующими друг за другом транспортными средствами, и она должна быть тем больше, чем выше скорость движения. При однородном транспортном потоке, движущемся с постоянной скоростью, и при одинаковых характеристиках тормозных систем, минимально безопасной дистанцией теоретически может быть расстояние, которое пройдет автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода. Если принять это время равным 2 с, то при скорости 60 км/ч безопасная дистанция составит 33 м.
Таким образом, при постоянной готовности к торможению в плотном транспортном потоке водитель должен выдерживать дистанцию (в метрах) не меньше половины значения скорости (в км/ч). Конечно, водитель должен корректировать дистанцию в сторону ее увеличения при смешанном транспортном потоке и неудовлетворительных условиях движения (дождь, снег, гололедица).
[2] В отношении бокового интервала см. комментарий к пункту 9.1 Правил.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
Медленно движущиеся транспортные средства, а также транспортные средства большой длины, представляют собой помеху в транспортном потоке. Если скорость других транспортных средств выше их скорости, неизбежно возникает потребность в обгонах. Обгон значительно упрощается, если между медленно движущимся транспортным средством и следующим впереди него другим транспортным средством поддерживается дистанция, достаточная для возвращения обгоняющего автомобиля на ранее занимаемую полосу. Именно в целях облегчения обгонов и введено данное предписание.
При движении тихоходных транспортных средств и транспортных средств большой длины в организованной транспортной колонне и при высокой интенсивности движения их водители могут не соблюдать требования данного пункта Правил, поскольку в этих условиях обгоны невозможны, и двигаться с дистанцией, определяемой самими водителями (в случае организованной транспортной колонны — руководителем колонны). Не действует это требование по понятным причинам и в местах, где обгон запрещен.

9.12. На дорогах с двухсторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

Чем плохи широкие полосы в городе

«Чем шире дорога, тем лучше», — подобное часто можно услышать от таксистов, некоторых автомобилистов, градостроителей, политиков и чиновников. Логика «много — не мало» хорошо работает при закупке пива на выходные и при заправке автомобиля, но при переносе подобного на город происходят трагедии.

Сегодня поговорим про ширину полос улиц: почему они должны быть узкими и почему это в интересах тех же автомобилистов.

Психология вождения

Человек — существо разумное, наш мозг анализирует окружающее пространство и выдаёт сигналы к действию. Если бы не это и не инстинкт самосохранения, то человечество давно бы вымерло из-за нелепых смертей.

Ведя машину, мы тоже анализируем ситуацию вокруг. Например, не въезжаем целенаправленно в стены домов на скорости 100 км/ч. Если же отдельные личности такое практикуют, то тут вопрос к процессу получения водительского удостоверения и общей адекватности человека.

В нормальной ситуации мы ориентируемся на наличие препятствий, на людей и машины вокруг, на погодные условия, знаки, штрафы и множество других вещей. Это происходит машинально.

Но в отличие от робота, человек мыслит не только объективно, но и субъективно! При работе с городом нужно понимать двустороннюю связь человека и среды.

Например, простое наличие деревьев на улице выполняет важную задачу: во время езды мы сравниваем свою скорость со статическими объектами, поэтому 80 км/ч на небольшой дороге в пустыне будут казаться нам безопасной скоростью, даже при разрешённых 40 км/ч, а вот 80 км/ч на такой же дороге среди деревьев — нет. Наш мозг будет понимать, что вылет на большой скорости в дерево приведёт к смерти, поэтому деревья будут своего рода раздражителями и побудят снизить скорость.

Просто сравните две одинаковые по ширине и категории улицы в Смоленске и Амстердаме — где хочется притопить?

И тут мы приходим к полосам движения — это первый элемент, на который ориентируется водитель. По советской традиции, у нас любят закладывать полосы шириной 3,5-4 метров. Для сравнения, у Лэнд Крузера ширина меньше 2 метров. В итоге мы получаем полуторные полосы, когда буфер вокруг машины может быть размером с сам автомобиль.

Такой запас играет злую шутку с водителями, создавая иллюзию безопасности: можно ехать быстрее, ведь в случае чего есть место для манёвра внутри полосы. Дальше всё просто: движение на высокой скорости воспринимается безопасным, а ошибки выливаются в трагедии.

Взаимосвязь ширины полосы и скорости нашли не вчера и даже не позавчера. Ещё в учебнике «Организация дорожного движения» Г.И. Клинковштейна и М.Б. Афанасьева приводится простая зависимость: водитель средней квалификации на полосе в 3 метра уверенно будет ехать 65 км/ч длительное время, а на полосе в 3,5 метра — 90 км/ч.

В методических рекомендациях Минтранса РФ по успокоению трафика есть диаграмма зависимости скорости движения от ширины полосы и от ширины транспорта, вот только она сделана крайне непонятной:

Аварийность из-за широких полос

Научные исследования, опубликованные в материале от WRI Ross Center, показывают, что чем шире полосы, тем они опаснее. Для дальнейшего изучения этих доказательств команда по охране здоровья и безопасности дорожного движения WRI решила сравнить типичные значения ширины полос в отдельных городах мира с зарегистрированными показателями летальности.

Исследования WRI показывают, что в городах с шириной полосы 2,8-3,25 метра (Амстердам, Копенгаген, Токио и др) самый низкий показатель смертности в ДТП на 100 000 жителей.

Во многих городах, особенно в развивающихся странах, полосы шире и показатели смертности выше. Нью-Дели, Мумбаи и Сан-Паулу имеют более широкие полосы движения – 3,25-3,6 метра, что приводит к 6,1-11,8 смертей на 100 000 человек. В Пекине, Ченнае и Форталезе самый высокий уровень смертности – 20-27,2 на 100 000 человек при ширине 3,6 метра и более.

Но излишне узкими полосы тоже делать не стоит — в Джакарте и Сингапуре при полосах в 2,60-2,80 метров смертность 3,6-6,4 на 100 000 человек.

Помогают ли более широкие полосы победить пробки?

Нет. Ещё в 1963 году Льюис Мамфорд произнёс хорошую фразу, которая наглядно описывает последствия неправильного расширения улиц: «Увеличение ширины дороги для уменьшения заторов равнозначно ослаблению пояса для борьбы с ожирением».

Фактически, увеличение дорожного пространства за счёт более широких полос не уменьшает заторов из-за эффекта спровоцированного спроса. Больше дорожного пространства приводит к увеличению трафика. Подробно про это я писал ранее.

Исследования показывают, что полоса шириной 3 метра имеет 93% пропускной способности полосы в 3,6 метра, что не является заметной разницей. Кроме того, если более узкие полосы движения снижают скорость, это не должно создавать больших нагрузок.

Недавнее исследование, проведённое в Гренобле, показало, что автомобилю требуется всего лишь на 18 секунд больше, чтобы проехать километр по дороге с ограничением скорости 30 км/ч по сравнению с ограничением 50 км/ч. Кроме того, задержки сигнала светофора на перекрёстках тоже создают перегрузку.

Почему полосы такие широкие

Объективная причина (подробнее будет ниже): потому что так можно. В советские годы дороги были заточены скорее под грузовой и общественный транспорт, некоторые даже шутят про габарит полос для проезда танка.

Здесь есть своя логика: легковой автомобиль проедет везде, где проедет грузовой. Современные нормы хоть и обновляются, но родом из середины прошлого века.

Субъективная: потому что так проще согласовать, ведь не нужно считать, пройдёт ли там огромная фура с боингом на прицепе, но никто не задаётся вопросом, а ездят ли там вообще эти грузовики.

Читать еще:  Обоюдное перестроение пдд

Подобная проблема характерна не только для нас. В течение десятилетий инженеры-транспортники и планировщики считали широкие полосы более безопасными, поскольку они обеспечивали больше пространства для манёвров в пределах полосы движения и, как полагалось, помогали предотвращать боковые столкновения между автомобилями. Но, как мы уже знаем, это вызывает обратный процесс и лишь провоцирует аварийность.

Наши стандарты

Чем уже полосы для машин, тем безопаснее — это вроде поняли. Теперь открываем наши нормы. Здесь самый фундаментальный стандарт — СП42 «Градостроительство», именно из него растут ноги всего остального.

Небольшая ретроперспектива изменения ширины и любопытный факт: в версии 2016 года авторы всё же снизили верхнюю планку ширины полос, но эта версия не входит в список обязательных к применению — до сих пор используется версия 2011 года.

Есть и другие нормативы, но в них ситуация не лучше:

Не наши стандарты

Для примера возьмём Швейцарские стандарты проектирования — у них и снег, и горы, и грузовики есть. Подробный разбор отличий нормативов можно посмотреть здесь, нас же интересует разница в ширине полос:

Из чешского стандарта — там ширина задаётся исходя из предназначения полосы. Для машин минимальная ширина полосы всего 2 метра, а у нас — по ПДД лишь 2,75 метра, но по факту применяется минимум 3,0 метра.

Можно брать стандарты других развитых стран, почти везде у нас будет плюс полметра-метр от забугорных стандартов.

Побочные минусы

Главная проблема широких полос — повышение аварийности. Время и место аварии невозможно спрогнозировать, и любая авария может привести к серьёзным заторам. Широкие полосы не только убивают и калечат, но ещё крадут наше время, ухудшают экологию и так далее.

Широкие полосы стоят дороже узких — это крайне важный фактор. Вопрос не только строительства, но ещё и уборки — каждый квадратный сантиметр города имеет свою цену содержания!

Особенно это актуально для снежных городов, где нужно иметь технику для лета и зимы с разными технологиями уборки. Получается нелепая ситуация, когда бедный муниципалитет тратит последние деньги на стройку излишне широкой дороги, а на уборку которой потом просто не остаётся средств.

Ещё это упущенная выгода. Излишне широкие полосы крадут землю, которой и так мало в городах. Если посчитать все лишние метры асфальта, то наберётся на целый парк, пару кварталов или ещё что-нибудь полезное. Земля имеет определённую ценность и должна использоваться с максимальной эффективностью для всех жителей!

Подводные камни

Если мы сузим все полосы, то как проедет автобус или мусоровоз? Тут всё просто: не обязательно сужать все полосы! Правую полосу можно делать на полметра шире остальных. В Москве это правило по умолчанию при реконструкции улиц — коллапса из автобусов или грузовиков из-за узких полос ни разу не было.

Часто приводят довод с отвалом для снега, якобы эти самые лишние полметра нужны для этого. Подобный подход называется «хвост виляет собакой» — есть невероятное количество других решений проблемы снежных отвалов. Почему-то в Норвегии, Финляндии или той же Швейцарии умудряются убирать снег без стройки улиц-убийц.

Что делать с лишними метрами

Это самый важный вопрос, ведь почти каждая улица наших городов — потенциальная убийца. Тут широкий набор вариантов!

Можно сделать разделительную полосу с растительностью, расширить тротуары, построить островки безопасности и найти место для деревьев:

Сделать велодорожки без потери числа полос для машин, особенно это актуально в свете нашего нового коронавируса.

В случае Москвы излишки идут на тротуары, озеленение, дополнительные полосы для машин и выделенки — всё зависит от каждого конкретного случая.

Что делать

Излишне широкие полосы для улиц — самый губительный и устаревший дорожный норматив в России.

Именно широченные полосы увеличивают скорость автомобилей на улицах, не дают отменить нештрафуемый порог +19 км/ч и внедрять современные решения по успокоению трафика и физическому обособлению выделенок. Ещё они ограничивают возможность асфальтирования всех грунтовых улиц и даже влияют на расползание городов. Но каждый раз при актуализации этого норматива пункты про полосы остаются неизменными.

Менять нужно не просто ширины, а сам подход к улицам — текущее разделение на 100500 почти одинаковых типов вызывает путаницу и работает лишь на бумаге. В идеальном мире нужно брать за базис общепринятые 50 км/ч в городе и ширину полос под них. Разделять улицы нужно просто:

  • внутригородские дороги: типа МКАДа и ЗСД со скоростями выше 80 км/ч;
  • магистральные улицы: ходит общественный транспорт, 50 км/ч режим по умолчанию с допущением делать более скоростные участки до 80 км/ч при определённых условиях (нет наземных переходов, остановок, застройки вокруг, есть разделитель и тд);
  • улицы в жилой зоне: 1-2 полосы, минимум транзитного трафика, 30 км/ч по умолчанию, переход улицы в любом месте и тд.

Если текущие составители нормативов не видят объективных проблем, то пора их менять.

Использованы материалы из блогов Пробок.нет, Александра Егорова и статьи Bigger Isn’t Always Better: Narrow Traffic Lanes Make Cities Safer. Спасибо Тане Стериди и Александру Егорову за помощь в подготовке материала.

Выезд навстречу движению при отсутствии разметки – нарушение ли это?

Эту статью я написал для начинающих водителей – по крайней мере, я так надеюсь.

Итак, вас остановил инспектор ДПС за выезд на встречную на четырехполосной дороге.

Ваш диалог:

На какую встречную? Как я вообще мог пересечь сплошную, если ее там нет?

– Она там есть! Уверенно произнес строгий инспектор.

Так ее плохо видно, разметка стертая уже, ее наносили, наверное, два года назад, она, то есть, то нет, как будто прерывистая, а в дождь ее вообще не видно. Я что, всматриваться должен?

– А причем тут «стертая»? Дело вообще не в разметке. В Кодексе прямо сказано «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Вы видите, что здесь двустороннее движение? Видите! Вы явно выехали на сторону встречного движения. Так при чем тут «стертая», где вообще написано, что надо что-то пересечь?

Позвольте, но выехать на встречную можно только пересекая разметку, если нет разделения значит, нет и встречной полосы!

– Разделение есть! И почему-то все, кроме вас, его видят. Да дело и не в разделении.
И какой там штраф мне светит?
– Да не штраф вам светит, а лишение прав от 4 до 6 месяцев ( ч. 4 ст. 12.15 ).

И инспектор в данном случае абсолютно прав. Допустим, что на этом участке дороги действительно не было разделительной линии разметки. Ну и что, ведь как я упомянул выше – на этой дороге четыре полосы, из чего следует, что нарушение в таком случае было. Если бы на ней было две полосы – по одной в каждую сторону, и без разделительной сплошной линии – то, разумеется, выезжать на встречную полосу было бы можно. Когда же полос на дороге с двусторонним движением четыре, то наличие разделительной линии уже не столь важно.

А теперь давайте разберемся с этим вопросом более детально. Ведь действительно, что следует делать, если нет разделительной линии, или она полустерта и плохо видна? За состояние дорог отвечает не водитель, так почему же именно он должен нести ответственность? Если нет разделительной, можно ли вообще вести речь о выезде на сторону встречного движения? Что же делать при отсутствии разметки?

На самом деле, все прозрачно: ответ на этот вопрос находится в пункте 9.1 ПДД: «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».

Таким образом, получается, что независимо от наличия разметки не инспектор, а в первую очередь именно водитель должен самостоятельно определить границу между полосами движения.

Если нет разделительной линии при двух полосах движения, то определять границу со встречной вы должны, но выезжать на «встречку» для обгона (или объезд препятствия) вы имеете право. А вот если нет разделительной при четырех полосах и более, то тогда вы обязаны не только определить середину дороги, но и четко ее придерживаться. На дороге с тремя полосами средняя полоса предназначена только для обгона или поворота (разворота).

В завершение, поподробнее поговорим о развороте. Важно не путать выезд навстречу движению с другими выездами на полосу встречного движения, не связанными с движением навстречу потоку как таковым, то есть, с поворотом налево и разворотом.

Если вы развернулись и в результате пересекли сплошную, то вам не грозит лишение прав или штраф 5000 рублей. За такое деяние вы понесете уже наказание по другой статье, а именно ч. 2 ст. 12.16 КоАП (Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой), и штраф будет в размере от тысячи до полутора тысяч рублей. А если разметки нет, то разворачиваться можно на дорогах любой ширины – главное, чтобы вы в обратном направлении начинали движение справа от центра проезжей части.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector