Стоит ли покупать мопед

Без лишних эмоций про все за и против покупки мотоцикла

ольшинство мужиков, будучи еще, так сказать, в личиночной стадии, во сне и наяву грезят о мотоцикле. Кто-то о большом и тяжелом, кто-то о легком и скоростном. Понятное дело, что становятся владельцами железных коней, по разным причинам только единицы из них.

Однако, достигая более-менее зрелого возраста вопросом «стоит ли покупать мотоцикл?» задаются все мечтатели. Убежденных фанов сейчас не учитываем. За них на этот вопрос ответили свыше, наделив безграничной любовью к этому виду транспорта, а в придачу кожаной курткой со значком 1%.

Итак, как ответить на этот самый вопрос? Довольно легко. Нужно в течение суток не употреблять ничего крепче кваса. После чего сесть, отключить эмоции и «хочу» и заняться предельно честным подсчетом всех «за» и «против». Хотя, я, крепко подумав, пришел к выводу, что именно в приведенной выше формулировке, вопрос не совсем корректный. Ибо, очень часто, когда нам очень хочется, мы склонны поступать иррационально. То есть, совершать поступки даже в том случае, когда явно «не стоит» (ударение на первом слоге).

Например, по большому счету покупать автомобиль 30—летнего возраста не стоило, но я купил, так как было нужно, а денег на другое не хватало. Это я к тому, что стоит или нет, зависит от множества дополнительных условий, которые вы тоже должны учитывать. Но вернемся к байкам.

Преимущества мотоцикла

Два колеса по-любому лучше, чем две ноги. И уж, конечно же, байк довезет вас до пункта назначения быстрее, чем тот же двухколесный велосипед.

  1. Гораздо проще пробраться по загруженным дорогам на мотоцикле, нежели на машине.
  2. Занимает относительно мало места и для его хранения не нужен гараж, а достаточно даже небольшого сарайчика. Мой покойный дед вообще хранил МТ в прихожей. На пятом этаже.
  3. При поломках не потребуется эвакуатор. Можно докатить да сервиса или дома руками.
  4. Наличие мотоцикла добавляет 100500 очков к авторитету «на районе» (правда, не всегда, тут еще личные качества нужны) и к успеху у слабого пола (опять же, не у всего).
  5. Байк дает возможность войти в овеянный романтикой и адреналином, воспетый в кино и литературе мир байкеров. Правда, само по себе наличие мота не сделает вас байкером, но это отдельный разговор.

Недостатки мотоцикла

Но, не забывай о том, что мотоцикл нужно:

Обслуживать. Умеешь сам? Тогда тебя этот пункт не касается. А если не умеешь, то будь добр периодически раскошеливаться на новую резину, фильтры, цепи, звездочки и прочие расходные материалы и ГСМ.

Хранить. Гараж есть? Не факт. А хранить где-то нужно. И если в летний сезон можно на свой страх и риск оставить мотоцикл во дворе, в надежде проснуться утром и увидеть его на том же месте где и оставил. То зимой просто жизненно необходимо припрятать его в гараже, желательно в теплом. Поэтому нет гаража — придется обращаться в компанию, которая занимается зимним хранением мотоциклов.

Ремонтировать. Да-да. Все иногда приходит в негодность. И ничего не вечно под Луной. Особенно, если еще иногда «целовать асфальт». И не нужно думать что этого не произойдет. Не зря старая шутка гласит: «мотоциклисты делятся на тех, кто уже падал и тех, кто еще не упал». В случае с падениями (или, Боже упаси, ДТП) стоимость на ремонт вообще может достигать невиданных высот.

Кстати, помимо затрат на мотоцикл, нужно еще изначально приобрести хотя бы минимальный комплект защитной экипировки. А по мере ее износа – обновлять.

Даже небольшое ДТП грозит травмой, даже при использовании «фул экипа».

По целому ряду причин легкая прогулка на мотоцикле в соседний городишко может превратиться в настоящую пытку. Например, если просто пойдет дождик. А дождевой плащ, если он вообще имеется, лежит дома. Не стоит забывать и о температуре окружающей среды. Температура в салоне мотоцикла равна температуре окружающей среды. Еще на дорогах есть пыль. Салон у мотоцикла открытый, поэтому если она есть на дороге, значит есть и на тебе.

Я мотоцикл покупал, чтобы ездить, а не чтобы падать

Эта статья не совсем в формате Хабра, но, наблюдая какими темпами растет количество двухколесных на улицах столицы, в том числе и среди ИТ-шников, я всё же рискну — может это спасёт несколько жизней, что не так уж и плохо.

Когда лет 10 назад я купил себе первый мотоцикл, любая встреча двухколесных на дороге была целым событием. Последние же несколько лет ситуация изменилась кардинально — пробка из мототехники в междурядье уже каждодневная обыденность. Размышлять на тему, почему это происходит я не буду, а постараюсь просто поделиться опытом «выживания в большом городе» с теми, кто только купил или пока просто задумывается. Вполне возможно, что некоторые вещи будут полезны и любителям электротранспорта.

Выбор мотошколы

Казалось бы, при чем тут школа? На самом деле очень даже причем. Для получения прав категории А в России необходимо всего лишь сдать теорию ПДД и откатать площадку. С теорией все понятно, а вот практика, в подавляющем числе мотошкол, заключается исключительно в натаскивании на прохождение площадки, причем самым эффективным образом. Все бы ничего, но беда в том, что навыки маневрирования и посадка, наиболее подходящие для ее прохождения, не просто бесполезны в городе — они вредны. Все это приводит к тому, что только что получившие права первосезонники переучиваются самостоятельно, по «бразильской системе», хорошо если без потерь в здоровье.

Так что тем, кто еще не выбрал школу, настоятельно рекомендую первоочередное внимание обращать не на стоимость и обещания «сдать с первого раза», а на наличие программы обучения вождению в городе и на отзывы в тематических пабликах/форумах.

Как не попасть в аварию

У меня нет ни одного знакомого мотоциклиста, откатавшего хотя бы 3-4 сезона, кто хоть раз не побывал в ДТП. Нет, возможно такие люди есть, но я их не знаю. Так что ставшая в свое время локальным мемом фраза из заголовка имеет мало общего с реальностью. Просто когда садитесь на мотоцикл держите в уме, что вполне можете и не доехать.

Как уменьшить вероятность попасть в аварию

Эту тему никак не получится уложить в одну статью — ей посвящены целые книги. Я ограничусь несколькими советами по наиболее частым ошибкам первосезонников. Не стандартными «не превышай скорость», «не пей за рулем» и т.д., а, скажем так, неписанными правилами.

    Тренируйте экстренное торможение. Вот прям вечерком на пустую площадку и разгон-торможение-разгон-торможение-разгон-… Вы должны задницей (это не фигура речи) чувствовать момент срыва заднего колеса. Правая рука и правая нога должны самостоятельно уметь эффективно тормозить, на уровне рефлексов. Вы еще не осознали трагизм ситуации, а задний уже прижат, а через мнгновение пошел передний.

Лирическое отступление: «Чтобы избежать столкновения я положил мотоцикл» — запомните эту фразу и никогда не используйте в разговоре с понимающими людьми. В разговоре с девушками ладно — грех героической лапши не понавесить. Наиболее эффективным и управляемым(!) образом мотоцикл тормозит колесами. Упавший на бок мотоцикл — это пуля со смещенным центром тяжести, на которую почти не действует сила трения. Т.е. летит далеко, быстро и по непредсказуемой траектории, частенько пересекающейся с летящим по такой же траектории пилотом. А в нём плюс-минус двести кило на минуточку.
Не езди правее правого. Там тебя ждут открытые двери автомобилей, повороты во двор и «ой, мне позвонили и я припарковаться решил!». Правая часть правой полосы — это последнее место, где автомобилист ожидает кого-то встретить. Да и мертвая зона там довольно велика.

Не езди левее левого. Там тебя ждут поворачивающие налево и разворачивающиеся. Не редко через двойную сплошную и побыстрее. Ведь «А кто меня по встречке (левой части левой полосы) обгонять будет!?». Поворот авто налево/разворот — один из самых частых и самых кровавых вариантов ДТП с мототехникой. Кстати, фотка сверху — это прошлая пятница, когда меня не заметила поворачивающая налево патрульная машина.

Наугад открыл пятерых из проекта «Помним» — это такой проект, который про ушедших в страну вечного сезона. Три из пяти.

  1. Мотоцикл двигался левее общего потока, автомобиль Volkswagen двигавшийся в попутном направлении начал разворот в нарушение требований дорожного знака, разрешающего только движения прямо или направо.
  2. Водитель автомобиля Mazda 3 при повороте налево не пропустила мотоцикл. Водитель и пассажирка мотоцикла погибли на месте ДТП.
  3. Водитель автомобиля ВАЗ-2109 при развороте не уступил дорогу мотоциклу. Мотоциклист при торможении опрокинул мотоцикл и при столкновении оказался между автомобилем и мотоциклом.

Вода скользкая. Листва очень скользкая. Рассыпанный гравий — капец. Резиновая прокладка на трамвайных путях — вообще за гранью добра и зла. Мотоцикл очень хорошо заносит, особенно в повороте. Короче, обзор дороги ограничен — считай, что там уже прошла Аннушка с бидоном масла.

Единственное место, где мотоциклистов более-менее ждут — левое междурядье. Т.е. правая часть левой полосы плюс левая часть второй слева полосы. Фактически это можно считать неписанным законом. Отсюда еще одно не очень очевидное правило выживания — не лезь в отличное от левого междурядье без веских на то причин. Объяснение очень простое: что делает водитель, когда слева от него, в 15 сантиметрах проносится мотоцикл? А что сразу после этого происходит с мотоциклом справа от автомобиля?

Очевидное, но постоянно забываемое новичками правило. Лихо перестраиваясь через два ряда помни, что ты не один такой на дороге, резкий как понос. С большой вероятностью там уже может ехать твой мотобрат. Причем сильно быстрее тебя. Очень неприятно получать рассылку с тегом «мот/мот», но в последнее время это случается все чаще.

Если едешь в ряду, то держись с краю, а не по середине. Тогда лихой шашечник с ближайшей полосы тебя увидит, а от шашечника с дальней успеешь уйти. В плотном потоке видно свободное место между двух машин, куда можно прыгнуть, но не мотоцикл в его середине.

Если машины впереди начали, ни с того ни с сего, на пустом месте, тормозить — ни секунды не думай и тоже тормози.

Как увеличить вероятность остаться живым после аварии (желательно одним куском)

Перефразируя Балмера — «Экипировка! Экипировка! Экипировка! Экипировка!»

По ПДД мотоциклист обязан ездить в шлеме. К сожалению многие этим и ограничиваются. Максимум докупают крутую куртку и моднявые перчатки. Первосезонник обыкновенный: шлем, куртка, перчатки… джинсики и кеды. Бессердечная же сволочь статистика говорит нам, что большая часть всех тяжелых травм приходится именно на ноги (по довольно дырявой статистике Motocitizen — около 45%). А все из-за того, что в большинстве случаев именно они принимают на себя первый удар. Ну вот посадка потому что такая и разность высот мотоцикла и авто. После первого удара, частенько еще приходится поскользить по рашпилю под названием асфальт.

Причем скользить приходится мягкими местами тех же ног. Есть даже такой термин — асфальтовая болезнь, это когда половина задницы размазана тонким слоем по дороге, а вторая содержит вкрапления расплавленных брюк. И да, единственное от чего вас может спасти китайский шлем за тысячу рублей — это от штрафа за его отсутствие.

Два моих первых выезда в качестве волонтера пришлись как раз на травматические ампутации стопы… В кроссовках.

А асфальтовую болезнь прочувствовал лично — очень неприятно должен заметить.

К слову, ваш позвоночник тоже будет очень рад, если удар придется не на него, а на специальную защитную «спину».

Да, экипировка штука довольно дорогая. Полный и хороший комплект может стоить в половину стоимости мотоцикла, но оно того действительно стоит.

Важное замечание — все вышесказанное также относится и к вашему пассажиру. Даже самая красивая девчонка становится очень некрасивым куском мяса если ездит с вами в миниюбке на голую голову. Уж поверьте — видел.

Что делать если вы попали в ДТП и остались живы

Особенность аварий с участием мотоцикла в том, что сразу после ДТП и в течении получаса после в пилоте содержится лошадиная доза адреналина. Бывали случаи, когда человек вскакивал на переломанные ноги и бросался поднимать мотоцикл на одних мышцах, без каркаса. А минут через 10 зеленел и отключался.

  1. Первое и самое главное правило — убедиться, что с вами все в порядке. Если есть малейшие подозрения, странные боли, невнятное восприятие мира — лягте в безопасное место и ждите скорую. Был случай(лично не присутствовал) — пилот ушиб живот, вроде не болит, от скорой отказался, как его не упрашивали, а вечером, уже из дома, уехал на грустной машинке. Грустная машинка она такая же как веселая, тоже с красной полосой, но уже без мигалки. Потому, что торопиться уже не надо.
  2. Очень частое заблуждение, свойственное далеко не только первосезонникам — «Я же ехал в междурядье, значит я виноват». Нет и еще раз нет. В 70% случаев аварий мот/авто (статистика с выездов волонтеров), если на месте есть разбирающийся человек с холодной головой (а не пилот, у которого адреналин зашкаливает), виновным признается авто. Не надо сразу брать вину на себя. Этим вы обрадуете гаишника, сильно обрадуете мамзель, которая не посмотрела в зеркало при перестроении и сильно огорчите свою страховую, а потом, по осознании, и себя. Позвоните друзьям, а лучше в «МотоМосква/МотоРоссия ДТП», например, и дождитесь волонтеров, которые собаку съели на этом деле.
  3. Не поднимайте мотоцикл без очень веской причины. Сотрудник ДПС будет оформлять и описывать аварию по фактам того, что видит. И в дело уйдут ровно те фотки, которые сделает он. Поднятый мотоцикл — это возможность второму участнику исказить факты, а для трассологов так вообще равносильно уничтожению улик.
Читать еще:  Как узнать когда заправлять кондиционер в машине

Ну пара слов про правила хорошего тона и некоторые заблуждения

  1. Если вас догнали в междурядье — пропустите. Если будете на принципе ехать никого не замечая, то в лучшем случае вас сочтут за идиота, а в худшем, закипевший через 15 минут тошнотства литровый спорт начнет вас обгонять по соседнему междурядью. К чему это приводит я писал выше.
  2. Увидели аварию с двухколесным — притормозите и спросите, не нужна ли помощь. Помните, что ему сейчас скорее всего очень хреново и он слабо понимает, что вообще происходит.
  3. Увидели аварию с двухколесным где уже кто-то остановился и показывает вам рукой «езжай дальше» — езжай дальше. С большой долей вероятности это выездной волонтер, которого сотрудники ДПС не прогоняют, пока он помогает им не создавать на месте толпу праздношатающихся мотоциклистов.
  4. Для любителей не стоковых прямотоков и ночного дальнего ксенона заготовлен отдельный котел в аду.
  5. В ПДД нет такого понятия как «междурядье» — есть езда в ряду и перестроение с пересечением разметки. По ПДД два транспортных средства могут располагаться параллельно в одном ряду, если соблюден безопасный боковой интервал. Безопасный боковой интервал ничем не регламентирован.
  6. Ну и самое главное. Помните, что вам никто и ничем не обязан. Прежде чем требовать уважения к себе автомобилистов, для начала научитесь уважать их право вас не пропускать.

На этом все. Не летайте быстрее своего ангела хранителя.

Мопед в большом городе: плюсы и минусы. Часть 2.

Несмотря на все плюсы такого недорогого и простого в содержании и управлении транспорта, мы живём в России и с этим надо смириться Россия — это не солнечная Юго-Восточная Азия или Центральная Европа, где мопеды в городах если и не основной вид транспорта, то очень распространены, являются полноправным участниками дорожного движения и к ним все привыкли. Общая культура вождения, погода, недостаточно развитая инфраструктура — всё это, часто, ставит большой крест на покупке этого чудо-зверя, а жаль. Но, предупреждён — значит, вооружён. Если знаешь, с чем столкнёшься, есть возможность себе жизнь сделать лучше.

1) Первое и самое главное, что пугает потенциальных скутероводов — это безопасность на дороге. Точнее, её отсутствие. Если в городе, когда скорости машин не превышают 60 км/ч, для водителей авто ДТП очень часто заканчиваются только мятыми бамперами, дверьми, максимум — сработавшими подушками безопасности, то аналогичное столкновение для мопедиста, скорее всего, закончится травмой и полностью сломанным транспортным средством (и это — в лучшем случае).

Поэтому первый совет: всегда ездить в шлеме. Всегда включать свет (можно и дальний днём), чтобы мопед был виден другим участникам движения. Не мериться «крутостью» с машинами и ехать по своей, максимально правой, полосе — да, можно стартануть с перекрёстка раньше авто, но потом они всё равно догонят и перегонят, даже если скутер мощный и развивает до 50 км/ч. Вообще, мопед — транспорт для людей, которые доказывают свою «крутость» в других областях жизни, нежели в автогонках и стоимости средства передвижения))) Я очень переживаю, когда вижу за рулём мопедов подростков, у которых горячая кровь и ветер в голове — термоядерное сочетание.

Второй совет (но не по важности): выучить ПДД. Для мопедов есть такие ограничения, при несоблюдении которых опасность ДТП резко повышается, как например, нельзя выезжать на автомагистрали (про КАД, МКАД, ЗСД нужно забыть). Скорости машин там очень большие, даже порывом ветра от проезжающего внедорожника мопед сносит.

Также, кстати, «нельзя поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении». Но в условиях большого города не нарушать это правило нереально, поэтому я езжу на таких участках крайне аккуратно (и радуюсь, что штрафы не приходят :)).

Главные факторы риска, как уже заметили комментаторы к первому посту, это:

— Грузовики. Кабины у них высокие, скутеристов они не видят, могут наехать и даже не почувствовать. Выход: не ездить рядом с грузовиками. Нет, серьёзно. Когда я вижу грузовик перед или рядом с собой, даже в стоячей пробке, я объезжаю его максимально далеко. Или, если в потоке, специально притормаживаю, чтоб проехал вперёд.

Туда же можно отнести Автобусы и Маршрутки. Особенно опасно, когда они отъезжают от остановки или резко сворачивают к ней. Главное правило: видишь большой транспорт — будь максимально сосредоточен. Его манёвры непредсказуемы, а тебя он не видит.

— Такси. Это странно, но частое «развлечение» таксистов, — ехать за тобой по правой полосе, затем обогнать, резко перестроиться опять вправо и так же резко свернуть во двор. Первый раз я резко затормозила и налетела на свой руль, отделалась синяками на руках и ногах, второй раз уже была подсознательно готова. Правило: если машина перед тобой едет в крайнем правом ряду, то она скоро будет поворачивать вправо (во двор), часто — без поворотников.

— Ямки, выбоины, бугорки на дорогах, люки, трамвайные пути, колейность. Как правило, диаметр колеса у городских скутеров маленький и даже небольшая ямка может стать причиной большой аварии. Отсюда правило: ездить с той скорость и с такой дистанцией до впереди идущей машины, которая позволяет своевременно реагировать на такое. На незнакомой дороге нужно подозревать ямы на каждом метре. На люки наезжать тоже неприятно — может встряхнуть хорошенько. В общем, каждая неровность дороги — потенциальный источник больших проблем. При подъезде к трамвайным путям — притормаживать, люки плавно объезжать, на белые разделительные полосы не наезжать.

В общем, бдить, бдить и ещё раз бдить! Пользоваться поворотниками по максимуму — даже если собираешься в своей полосе дать на 30 см вправо или влево.

— Припаркованные машины. Это вообще классика: едешь по правой полосе, вдоль тротуара на ней припаркована вереница машин, и вот, на середине этой вереницы перед тобой открывается дверь одной из машин. Та-дам. Выход: 1) всегда снижать скорость, если едешь в пределах полосы, на которых припаркованы машины, всегда держать в голове такое развитие ситуации, быть к этому готовым; 2) перестроиться на соседнюю полосу, если есть такая возможность, чтобы от мопеда до машин было расстояние, достаточное для открытия двери без последствий.

Резюмируя всё, можно сказать, что главная проблема безопасности скутеристов — это то, что они на дороге не заметны и к их появлению никто не готов. Поэтому — адекватная скорость, поворотники, безопасная дистанция от больших машин, яркая одежда (со светоотражателями в тёмное время суток).

(Кстати, так как обычно скутеристы ездят не больше 50 км/ч и по правой, «медленной» полосе, то и таких страшных аварий, как правило, как у мотоциклетных гонщиков, не бывает. Такая чайная ложечка мёда в цистерне дёгтя.)

— Нервные водители. Внезапно сигналят сзади, если вдруг решили, что мопедист слишком медленно едет или чтобы быстрее свалил в свою правую полосу. Во-первых, это неправильно — в городе можно сигналить только для предотвращения ДТП, а не для привлечения внимания; во-вторых, такой сигнал больше пугает и водитель мопеда может резко дёрнуть в сторону руль и упасть. Правило: ездить по своей полосе, при сигналах не дёргаться, лучше ехать прямо, пока полностью не оценишь ситуацию. Если не прав — включить поворотник и плавно заехать на свою полосу, если прав — пошли все к чорту, пусть сигналят, сколько хотят. Пусть ругаются матом, пусть сигналят — спокойствие, мой друг, только спокойствие!

— Выпрыгивающие перед колёсами животные. Особенно собаки. Моё первое падение было как раз при таких обстоятельствах: резко повернула влево от лающей собаки. Итог: синяки, разорванные джинсы, поломанный скутер и страх. Как мне советовали: ехать прямо, животное само убежит. Не убежит — значит, такова его судьба. Сурово, но жизнь человека в этом случае в приоритете. Да и вообще, собаки, бросающиеся и преследующие мопедиста — обыденность. Наверное, стоит возить с собой какие-то баллончики или палки, если путь будет пролегать мимо обитания их стай.

2) Сохранность самого скутера. В связи с тем, что это ТС лёгкое, компактное и редко регистрируется в ГИБДД, его часто воруют.

Прежде, чем покупать скутер нужно решить вопрос с парковкой в ночное время. Оставить мопед на улице без присмотра (даже с сигнализацией и привязанный тросами к забору) = в скором времени попрощаться с ним. Двое не самых крепких ребят спокойно могут взять его, переместить в Газель и уехать в неизвестном направлении. Я оставляю мопед на охраняемой парковке недалеко от дома. Да, приходиться минут 8 до неё идти, но лучше погулять немного, чем потом остаться вообще без транспорта. Кстати, на разных парковках стоимость может отличаться в несколько раз. Лучше заранее походить, узнать условия и объяснить, что платить 4 т.р в месяц за стоянку маленького скутера — это несерьёзно, это же не Харлей. Слышала историю, как человек купил полуживую газельку и на ночь загонял в неё мопед — такой гараж на колёсах получился.

Парковка в дневное время на улице: стараюсь ставить или на велопарковке, или близко к заборам, чтобы можно было пристегнуть тросами заднее колесо. На переднее колесо вешаю замок, блокирую двигатель (кнопка-переключатель под сиденьем), блокирую руль в правом положении и накрываю всю конструкцию тентом. Чем меньше прохожие знают о моём мопеде, тем лучше.

У меня похожие замки, как на фото. Приобретались сразу при покупке скутера — то, что было в наличии.

Кстати, важно! при себе всегда иметь права и документы на скутер (договор купли-продажи, сертификат и т.п.) — меня несколько раз останавливали полицейские в городе. Штраф за езду без прав на скутере — от 5 до 15 т.р, а без документов на скутер грозились изъять его и отвезти на штрафстоянку до «выяснения обстоятельств».

3) Погодные условия. Да, мопед — транспорт для России, в основном, летний. Сезон покатушек — максимум 6 месяцев. Да и в эти 6 месяцев то дождь, то град, то ветер, то изморозь. Самое неприятное в поездке во время дождя то, что проезжающие мимо машины щедро окатывают тебя с ног до головы водой из луж и ближайшей колеи. Ссссссабаки. И если наверх можно надеть дождевик, то ноги с ботинками будут полны грязной воды почти всегда. И холодно, да. Поэтому в багажнике у меня всегда лежит дождевик, запасной свитер и зонт (необходимый набор юного скутериста, можно добавить сюда пол литровую бутылочку с бензином, на всякий случай). Если дождь льёт стеной, то лучше остановиться, заехать под навес и переждать какое-то время. Если в чистом поле навеса нет, то остановиться и накрыться тентом для скутера вместе со скутером. Зато когда на улице жара, то ехать с ветерком оооочень приятно — сердце поёт, волосы назад развеваются, кайф!

При минусовой температуре я ездить не рискнула — во-первых, сцепление с дорогой никакое и сразу заносит, а, во-вторых, мало ли что у скутера там примёрзнет и выйдет из строя. По-моему, он рассчитан на температуру от 15 градусов, но я и при +2 ездила (но было ощущение, что примёрзну и выйду из строя я).

Читать еще:  Контроллер дневных ходовых огней

После окончания мотосезона встаёт вопрос о зимнем хранении. Есть фирмы, которые предоставляют эту услугу в отапливаемых парковках. Цены приемлемые, за зимний сезон они ещё подзаряжают аккумулятор, чтобы он не сдох.

4) Качество и долговечность. Главная беда недорогих китайских скутеров — низкое качество материалов, сборки и всего, чего только можно. Ходят страшилки о новых разваливающихся на ходу мопедах и денежных вложениях в ремонт, сопоставимых со стоимостью нового скутера. Я восприняла эти истории очень серьёзно, поняла, что с моим знанием техники и скверным характером, лучше взять новый скутер (если сломается во время гарантии, то я всю душу из продавцов вытрясу и они отремонтируют всё сами). Да, это вышло дороже, пришлось ездить на плановые ТО (300 км, 1500, 3000 км) к официальному представителю (с соответствующими ценами на работу), но пока на дороге он подо мной не развалился 🙂 Мне сложно с чем-то сравнивать свою модель, там есть свои странности в работе и скоро опять на ТО, но удовольствие от владения этим «железным пони» (как назвал его один мой знакомый) и езды я получаю, а это — архиважно. (Свой скутер я выбирала по отзывам в инете, было много положительных и сложилось впечатление, что это какая-то подстава или негативные удаляют, но потом нашла «средний» отзыв и успокоилась. В нескольких статьях он даже входил в десятку лучших 50-кубовых скутеров. В общем, пока «полёт нормальный», будем ездить дальше)

А зимой мне сниться, что я забираю скутер со стоянки и катаюсь на нём по городу и лесу 🙂

Подведу итог: в наших реалиях скутер — это, скорее, развлечение, но не замена машине. Он хорош как первое ТС — набраться опыта вождения, эксплуатации техники, ухода за ней и ответственности. Сейчас я бы вряд ли советовала кому-то покупать скутер. Но о своей покупке я не жалею. (Кстати, в процессе я ещё отучилась на мотоцикле и сдала сама на категорию А, что добавило самоуважения.)

P.S. Бонусный абзац про самые распространённые причины, почему скутер может не заводиться :

— двигатель не снят с блокировки. Первое время часто забывала переключить эту кнопку.

— не задвинута боковая подножка.

— не до конца выжат тормоз при старте.

— хотя в инструкции и написано, что при нажатии кнопки электростартера не нужно вращать ручку газа, но у меня заводиться только если её крутить.

— сел аккумулятор. Главная слабость моего скутера — аккумулятор, за 3 дня стояния разряжается почти полностью. Приходиться ставить на центральную подножку и заводить «с ноги». Мне рекомендовали глушить скутер на «долгом красном» светофоре для экономии заряда и больше кататься, чтобы аккумулятор лучше заряжался. Или поменять аккумулятор, или брать его домой и заряжать, но это слишком сложно для меня, буду больше кататься.

— мало бензина в баке. Даже если стрелочка уровня топлива не упала к последней красной отметке и в баке слышится плескание, то мопед может не завестись после остановки (хотя если не останавливаться, он проедет ещё несколько километров). Да и после заполнения бака бензином должно пройти какое-то время, чтобы он «ожил» (у меня было минут 7-10). Так что я стараюсь всегда заруливать на АЗС, если уровень топлива по приборам стал меньше половины. Бак рассчитан на 5 литров, соответственно, обычно заправляюсь на 2,5 литра или на 70-100 рублей. Можно ещё возить с собой бутылочку бензина в багажнике, на всякий пожарный.

— неизвестная причина. Обычно решается звонком на станцию ТО, где я обслуживалась, и в середине моей истерики («ААааааа! Всё пропало, всё пропало, ничего не работает!»), мопед вдруг начинает функционировать как ни в чём не бывало. Это называется «эффект присутствия».

Бонусный абзац 2: расходы на новый скутер. Помимо стоимости самого ТС, деньги тратятся на:

— шлем для водителя, шлем для пассажира (от 3 т.р. за самый простой открытый шлем),

— тент для скутера (1-1,5 т.р, покупать лучше с затягивающейся верёвкой внизу, иначе его срывает и уносит даже при среднем ветре. Или обвязывать дополнительно верёвкой.)

— тросы и замок (500-800 р)

— дополнительный багажник (от 1,5 т.р)

— плановое ТО (работа + расходники (масла), выходит около 3,5 т.р) через месяц, 3, 6, 12 и т.д. (или по километражу — 300, 1000, 3000 км. в сервисной книге это указано)

— охраняемая парковка рядом с домом — от 1600 до 4 т.р. в месяц.

— очевидно, на бензин. Примерно 200 р в неделю.

— автошкола и получение ВУ категории А (если ещё нет никакой категории) — около 18 т.р.

— ничего не могу сказать про актуальность установки сигнализации, но тоже опция затратная, наверное

— зимнее хранение — около 2,5 т.р за полгода.

Конечно, если есть возможность сократить расходы (например, парковаться внутри помещений или проходить ТО у знакомых с более бюджетными расходниками, заказать тент на Али и т.д.), то замечательно, но если ни опыта, ни связей нет, то лучше быть готовым к таким тратам заранее. Быть готовым к худшему и надеяться на лучшее.

Желаю всем обдуманных решений и радости от покупок и езды 🙂

Сколько стоит содержать мопед

И чем он лучше машины

Раньше я считал мопеды ревущими, вонючими и страшными и думал, что на них ездят только школьники. Но это оказалось не так.

В 2016 году я купил свой первый мопед и с тех пор очень их люблю. Я брал их даже в путешествия: в 2017 году объехал на мопеде весь Дагестан, а в 2020 году — Кабардино-Балкарию.

За пять лет я сменил три мопеда: Honda Super Cub C50, Honda Motra и Honda Super Cub C90. По российским законам последний — это мотоцикл, но по факту он едет, выглядит и звучит, как мопед.

Расскажу подробнее, что такое мопеды и где их можно купить. И посчитаю, сколько я трачу на уход за своим мопедом, техобслуживание, страховку и другие мелочи.

В марте—сентябре 2020 года я проехал на мопеде 7080 км и потратил 18 264 Р

Топливо 7080 Р
Запчасти 3828 Р
Техобслуживание 3200 Р
Уход за внешним видом 2465 Р
Страховка и техосмотр 1691 Р

Что такое мопед

По российским законам мопед, или скутер — это двухколесное транспортное средство с объемом двигателя внутреннего сгорания до 50 см³. Или с электродвигателем мощностью 0,25—4 кВт . По документам скорость мопеда должна быть максимум 50 км/ч . Если двигатель мощнее, а заявленная скорость выше — это уже мотоцикл.

Чтобы ездить на мопеде, до 2013 года не нужны были даже права. Потом в России ввели новую категорию видов транспорта — «М». Мопеды отнесли к ней, и чтобы их водить, понадобились права. Но мопеды остались популярны. Многим нравится, что у них по-прежнему нет паспорта, их не нужно ставить на учет в ГИБДД, страховать и получать номера.

В 2016 и 2017 годах я ездил на двух мопедах — Honda Super Cub C50 и Honda Motra. Но мне хотелось номера и страховку: так ездить спокойнее. А еще мне не нравились ограничения, связанные с мопедами. Например, на них нельзя поворачивать налево, если на дороге больше двух полос, — чтобы это сделать, нужно переходить дорогу пешком. В Москве на мопеде не проехать по Третьему транспортному кольцу и Мкаду. И наконец, на мопеде запрещено пересекать границы России.

В итоге в 2017 году я нашел компромисс и купил Honda Super Cub C90. Объем его двигателя — 90 см³, и по российским законам это уже мотоцикл: для него нужны номера, страховка и права категории «А». Но в остальном он ничем не отличается от мопеда, и я езжу на нем уже 3 года.

Как победить выгорание

Мой первый мопед — Honda Super Cub C50

Покупка. В 2016 году я путешествовал по Владивостоку и увидел у знакомых Honda Super Cub C50. Там его называли крокодилом. Меня зацепил его классический вид, к тому же знакомые рассказали, что для Honda Super Cub C50 подойдут права любой категории, кроме тракторных. А у меня как раз уже были права категории «Б». Вот я и решил купить себе такой мопед.

Я не знал, что мопеды продаются и в Москве, поэтому попросил знакомых во Владивостоке помочь с покупкой. У меня было только одно требование — чтобы мопед не перебирали и не красили. Боялся, что на продажу его покрасят как попало, и краска быстро обдерется.

В компании «Мотоцентр» нам понравился мопед 2008 года за 50 000 Р . Это была почтовая версия с большими багажниками, подогревом ручек и усиленной подвеской для грузов. Спидометр показывал пробег 11 990 км.

Мопед был инжекторный — с электронным блоком, который сам определял, сколько топлива и когда подавать. Это удобно: самому не нужно ничего регулировать под разную погоду и высоту, как на карбюраторе. Но друзья предупредили: если заливать плохое топливо, система быстро выйдет из строя. И если я собираюсь экономить на бензине, лучше искать карбюраторный мопед: он не такой прихотливый. Но я не собирался.

Я отправил деньги знакомому, а тот передал их продавцу. Договор купли-продажи они толком не заполнили — свою подпись я потом добавил сам.

Знакомый слил бензин, открутил торчащие запчасти, упаковал их отдельно и отправил мопед компанией «Желдоральянс» примерно за 5000 Р . В стоимость входила обрешетка — защитный каркас из досок. Груз дошел до Москвы за две недели, а тут я забрал его на машине со склада в Сокольниках.

Состояние и ремонт. Когда я осмотрел мопед, то немного расстроился. Краска была родная, но парус — белая пластиковая защита ног — был в плохом состоянии. Он должен был быть кремового цвета, а оказался с желтыми разводами и непонятными вмятинами, как от дроби. Седло тоже болталось, а ручки, подножки, коробки передач и лапка тормоза выглядели изношенными. Новыми оказались только пара китайских зеркал и аккумулятор — продавец бесплатно дал их в придачу к мопеду.

Я обратился в сервис и попросил, чтобы мне заменили масло и очистили и смазали все, что можно. Это обошлось в 5000 Р . Потом пришлось менять самые важные изношенные части. Например, однажды в мопеде что-то застучало: износились звезды и цепь. Замена стоила 2200 Р .

я потратил на ремонт первого мопеда

Затем стало проскальзывать сцепление — мопед сильно ревел и медленно набирал скорость. За новое я отдал 3000 Р .

Еще пришлось менять три сальника — это такие уплотнители между крутящимися элементами. Они не должны давать смазке вытекать наружу, но у меня это постоянно случалось. Видимо, потому что я заливал слишком много масла и ездил по грязи и песку. Каждый новый сальник обошелся в 100 Р , а замена всех — в 200 Р .

А однажды мопед просто перестал ехать — забилась сетка топливного фильтра. Но к тому времени я уже немного разбирался в мопедах, попросил у друзей инструменты и сам почистил сетку.

К тому же в инжекторном мопеде много датчиков с тоненькими проводами. Я много ездил по лесам, задевал ветки и однажды оборвал датчик лямбда-зонда — без него двигатель расходует больше топлива. Купить новый в России было нереально, а в Японии такой стоил около 8000 Р . Я кое-как приладил остатки провода и молился, чтобы ничего не оторвалось.

В общем, мопед буквально рассыпался. Тогда я и выяснил, что на такой модели в Японии ездят курьеры, и он не подходит для долгих поездок, особенно по лесам. Я догадался, что пробег у мопеда был больше 11 990 км. Скорее всего, это вообще был второй круг спидометра после 100 000 км.

Продажа. Сезон езды на мопедах длится с марта по октябрь. За два сезона я проехал на этом мопеде около 12 000 км. А однажды отправился на нем в путешествие по маршруту Москва — Великие Луки — Псков — Санкт-Петербург — Москва. После этого мопед стал плохо заводиться, и я выставил его на продажу на « Авто-ру » за 35 000 Р . На следующее утро его забрали.

В итоге с Honda Super Cub C50

Этап Когда Сумма
Купил с доставкой 2016 год 60 000 Р
Потратил на ремонт и запчасти 2016—2017 годы 10 700 Р
Продал 2017 год 35 000 Р

Мой второй мопед — Honda Motra

Покупка. После продажи первого мопеда я стал искать внедорожный вариант. Мне нравились раритетные модели, и Honda Motra подошла идеально.

В 1982 году их выпустили очень маленьким тиражом — меньше 8000. Плюс у этого мопеда была хорошая подвеска и специальный упор, чтобы не скатываться со склона. А еще удобная рама с багажниками, которые не влияли на управление, даже если их полностью загрузить. Но главное, в нем был мотор, как в моем первом Super Cub, но с понижающим редуктором — он помогает на бездорожье.

Я смотрел варианты на «Авито», « Авто-ру » и «Мото- дром-ру ». На последнем были объявления в основном из Сибири и с Дальнего Востока. В итоге я нашел мопед в хорошем на вид состоянии за 145 000 Р . Его продавала компания «Моторекс» во Владивостоке — она покупала мопеды на японских аукционах. На «Дроме» у нее был хороший рейтинг, и я решил купить через нее мопед.

Я перевел деньги на карту владельца компании, а потом стал искать мопед на японских аукционах по номеру рамы. Он там действительно был, но его состояние меня насторожило: на фото с аукциона мопед выглядел гораздо хуже, чем на сайте «Моторекса». Я написал в компанию, но меня успокоили: сказали, что в Японии мопед просто хорошо отреставрировали. Я поверил в чудо, не стал отзывать деньги и перевел еще 5000 Р за доставку и обрешетку.

Состояние и ремонт. Когда мопед приехал в Москву, я сильно разочаровался. Оказалось, на реставрации его покрасили поверх старого слоя краски. И новый слой стал отходить еще в транспортной компании, когда я принимал мопед. Я отдирал скотч, а на нем оставались зеленые куски. Двигатель тоже был покрашен поверх крепежа. А когда я начал ездить, краска окончательно посыпалась.

Оригинальные запчасти были на месте, но замок зажигания разваливался, пластик местами был склеен, глушитель — плохо заварен, а многие места съела коррозия. Я не ждал, что мопед 1982 года будет идеальным. Но в «Моторексе» мне обещали, что он будет как новый, и я расстроился именно из-за вранья.

Тем не менее мопед был на полном ходу. Двигатель и тормоза оказались в порядке, а подвеска отрабатывала неровности. Плюс в нем были новая резина и масло.

Через неделю после покупки я отправился с этим мопедом в Дагестан: доехал туда на машине, а мопед провез в багажнике. В Дагестане он оказался в своей стихии: я проехал на нем 1100 км, почти не чувствуя неровности, а топлива хватало надолго.

Поломка была всего одна: на спуске с горы у меня сгорел регулятор, который контролирует напряжение электрики. Для этой модели трудно было найти новый, и я не стал этим заниматься. Просто ездил дальше со сгоревшими лампочками.

Еще у меня потек бак, но и с ним я не стал заморачиваться. За всю историю пользования я купил только новый замок зажигания за 300 Р и сам его поставил.

Продажа. Я понял, что, чтобы содержать такой мопед, нужна своя мастерская либо много денег. Запчасти на него трудно найти, и они очень дорогие. Например, на аукционе Yahoo я видел топливные баки по 30 000 Р .

В общем, после поездки в Дагестан я купил себе третий мопед, а этот продал на « Авто-ру » за 135 000 Р .

В итоге с Honda Motra в 2017 году

Этап Сумма
Купил с доставкой 145 000 Р
Потратил на ремонт и запчасти 300 Р
Продал 135 000 Р

Мой третий мопед — Honda Super Cub C90

Покупка. К октябрю 2017 года я познакомился с людьми из Cub_msc — это клуб любителей мопедов с мотором Super Cub. И купил у одного из них свой третий мопед — Honda Super Cub C90. Он 1987 года выпуска.

По габаритам и весу Super Cub C90 как мопед. Но формально это мотоцикл, потому что объем его двигателя — 85 см³, и он разгоняется до 90 км/ч . Так что на нем можно ездить только с правами категории «А». И его нужно регистрировать в ГИБДД, оформлять страховку и делать техосмотр. Но на нем я могу ехать в любом ряду на скорости городского потока, к тому же когда-нибудь смогу на нем пересечь границы — этого я и хотел.

Знакомый продавал Super Cub C90 всего за 50 000 Р , а на «Авито» и « Авто-ру » такие же были по 80 000 Р . Плюс в комплекте шли перчатки, седло, боковые крышки, 2 багажника, фары, крыло, руль, запчасти и целая корзина мелочей. Отдельно я бы отдал за них около 10 000 Р . Плюс я узнал, что все запчасти можно привезти из Японии, и мои новые друзья могли с этим помочь. В общем, сомнений не осталось, и я решил его купить.

я заплатил за мопед Honda Super Cub C90

Мы наспех нашли в интернете образец договора купли-продажи и быстро его заполнили. Но когда я решил зарегистрировать договор, в ГИБДД его не приняли. Оказалось, наш образец был плохой, и мы с продавцом вписали туда только свои фамилии, имена и отчества, а нужны были еще паспортные данные.

Во второй раз мы взяли образец с « Авто-ру », а потом распечатали. На этот раз проблем с регистрацией не возникло.

Образец договора купли-продажи мопедаPDF, 210 КБ

Состояние и ремонт. Знакомый рассказал, что купил этот мопед на японском аукционе, и показал оттуда фото — они всегда сохраняются на сайте. Но предупредил, что сильно изменил стиль мопеда по сравнению с заводским.

Чтобы обновить техническое состояние и вернуть мопеду заводской вид, я потратил почти 25 000 Р . Из них 4000 Р отдал за доставку запчастей.

Почти все запчасти я покупал б/у на «Авито» и в группе Cub_msc . Оказалось, мопеды иногда разбирают, чтобы сделать индивидуальную модель, а все ненужное продают. Я постоянно караулил, когда появится то, что мне нужно.

Из нового я купил только все для техобслуживания: масло, резину, фильтр, тросики, сальники, крепеж и шланги.

Я потратил на запчасти 20 937 Р

Рама, чтобы приделать заднее крыло 4500 Р
Крепеж 2000 Р
Новая резина 1950 Р
Задние поворотники 1500 Р
Передние поворотники 1500 Р
Пульты управления на руль 1500 Р
Тросики тормоза, газа и подсоса карбюратора 1200 Р
Переднее крыло 1100 Р
Топливные шланги 1007 Р
Воздушные фильтры 830 Р
Задний стоп-сигнал 800 Р
Зеркала 800 Р
Комплект сальников 800 Р
Ремкомплект для карбюратора 700 Р
Масло 450 Р
Ручка тормоза 300 Р

Что я понял про покупку мопедов

Мопеды можно купить у российских продавцов либо на японских аукционах. Рассказываю про нюансы того и другого способа.

Российские продавцы — это либо частные лица, которым надоел их мопед, либо фирмы-перекупщики. Они скупают мопеды на аукционах, но зачастую это техника в плохом состоянии и с большим пробегом. Потом мопеды разбирают на запчасти или «причесывают», в том числе скручивают пробег, и перепродают. Нормальные продавцы смогут прислать номер рамы или номер лота для проверки.

Купить мопед у российского продавца можно через «Авито», « Авто-ру » и «Мото- дром-ру ». Мопед приедет к вам максимум через две недели.

Но перед покупкой нужно хорошо его осмотреть. Если не получается лично, попросите продавца снять видео. Правда, обычно они делают это неохотно.

Вот на что нужно обратить внимание:

  1. Краска. Салоны часто наносят новый слой краски поверх старого и не снимают двигатель и другие узлы. Если в мопеде закрашены болты, гайки и наклейки, то верхний слой краски будет отваливаться кусками. Так было с моим вторым мопедом.
  2. Фары должны быть без&nbspтрещин.
  3. Под двигателем и в районе прокладок не должно быть потеков.
  4. Резине должно быть не больше пяти лет, иначе ее придется менять. Дата производства всегда указана на шине в виде четырех крупных цифр. Например, «3420» означает, что шина выпущена на 34-й неделе 2020 года, то есть в августе.
  5. Колеса должны быть ровные, с ровным натягом спиц. Если это не так, мопед попадал в яму или ДТП, и колеса придется править.
  6. При прокрутке цепь должна натягиваться равномерно, а не провисать. А зубья на звездах не должны быть стерты в одну сторону. Еще желательно, чтобы нигде не было ржавчины.
  7. Сиденье не должно качаться.
  8. Масло должно быть светло-янтарным. Черный цвет намекает на то, что его редко меняли. Потом придется промывать двигатель несколькими короткими заменами масла.
  9. Ключ должен подходить к замку зажигания, креплению шлема и блокировке руля. Бывает, что замок зажигания меняют на китайский — это не страшно.
  10. В теплую погоду мопед должен заводиться без подсоса с 1—3 качков кикстартера. И ровно работать на холостых, без дыма из выхлопной трубы. А если вы проверяете мопед лично, убедитесь, что после прогрева нет запахов масла и бензина.
  11. Зажатые тормоза должны мешать проехать назад или вперед.
  12. Должны работать ближний и дальний свет фары, поворотники, стоп-сигнал , гудок и габаритные, или парковочные, огни. Если в мопеде есть подогрев ручек и вы проверяете мопед лично, убедитесь, что он исправен. В общем, переключайте все, что переключается.
  13. В баке не должно быть ржавчины.

Если что-то не так, не обязательно отказываться от покупки. Можно просто прикинуть расходы на починку и поторговаться с продавцом.

На японском аукционе больше шансов найти «свежий» мопед. Если их там и ремонтируют, то ставят оригинальные запчасти, а не что попало. Есть российские компании, которые помогают купить мопед на японском аукционе. Без них это сложно. Мои знакомые хвалят «Редбайк» и «Мотолайф».

Минусов два: от начала переговоров до приемки мопеда может пройти 2—3 месяца . И вы не сможете попросить дополнительные фото и видео, кроме тех, что в описании лота. Но обычно этого хватает: фото там очень детальные, и их много. А на видео мопед заведут и покажут, как работает электрика: гудок, фара, поворотники, габарит и стоп-сигнал . Плюс у вас будет аукционный лист с замечаниями инспектора на английском.

Процесс покупки обычно такой:

  1. Выбираете модель мопеда.
  2. Оставляете в компании предоплату — 10 000—20 000 Р .
  3. Смотрите варианты с разных аукционов, которые вам присылает менеджер компании.
  4. Когда вам что-то понравится, пишете менеджеру свою цену и просите сделать ставку.
  5. Если ваш лот выигрывает, оплачиваете полную стоимость мопеда в Японии и обсуждаете с менеджером доставку.
  6. После доставки оплачиваете оставшуюся сумму за растаможку — около 5000 Р , доставку по России — из Владивостока в Москву — примерно 5000 Р , и комиссию компании — обычно она около 10 000 Р .

Как я получал права категории «А»

Чтобы ездить на третьем мопеде, мне нужны были права категории «А» — они дают право водить мотоциклы. Впервые я пытался получить их в 2014 году, когда еще не думал ни о каких мопедах.

Я проходил практику в школе «Мотобутово», а теорию — у каких-то ее партнеров. За все заплатил 16 000 Р . Меня хорошо подготовили, и я успешно сдал внутренние экзамены. Но не нашел времени, чтобы записаться и сдать на права в ГИБДД.

Осенью 2017 года я вернулся к этому вопросу и выбрал мотошколу ДОСААФ у метро «Выхино». Обучение стоило 18 200 Р . Но это была катастрофа: из 112 часов теории и 18 часов практики я попал всего на 3 практических занятия по 50 минут. Остальные пропустил, потому что расписания как такового там не было. Инструктор мог позвонить в любое время и сказать, что урок будет через два часа. Я не мог бросать дела и мчаться на занятия.

В ГИБДД мне тоже помотали нервы. Когда я пришел сдавать теорию, оказалось, что меня забыли добавить в список — пришлось приходить через неделю. Потом начались осенние заморозки и пошел слух, что практику перенесут на весну. К счастью, этого не случилось.

Я чудом сдал на права, да еще с первого раза. Мне помогли три занятия по 50 минут, старые навыки из «Мотобутово» и постоянная езда на мопеде.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector